Братцева Людмила Александровна, учитель
русского языка и литературы
Анализ
первого действия драмы А.М.Горького «На дне».
Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество.
Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли
настоящие ночлежники?
Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает
внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это
только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные
своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым
пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые – серые, мрачные, грязные.
Но вот герои заговорили, и…
-…Я-говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка…(Квашня)
- Кто это бил меня вчера? А за что били? (Сатин)
- Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем.
(Актёр)
Какие разные голоса! Какие разные люди! Какие разные интересы!
Экспозиция первого действия – это разноголосый хор героев, которые как будто бы
не слышат друг друга. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему
хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема
свободы, для кого-то – проблема наказания, для кого-то проблема здоровья,
выживания в создавшихся условиях).
Но вот первый переломный момент действия – спор Сатина и
актёра. В ответ на слова актёра: «Доктор сказал мне: ваш, говорит,
организм – совершенно отравлен алкоголем»,- Сатин,
улыбаясь, произносит совершенно непонятное слово «органон», а затем
добавляет в адрес Актёра – «сикамбр».
Что это? Игра слов? Бессмыслица? Нет, это тот диагноз, который
Сатин поставил обществу. Органон – это нарушение всех разумных основ жизни.
Значит, не организм Актёра отравлен, а отравлена, извращена жизнь человеческая,
жизнь общества.
Сикамбр в переводе на русский язык – «дикарь». Конечно же,
только дикарь (по мысли Сатина) может не понимать этой истины.
Звучит в этом споре и третье «непонятное» слово -
«макробиотика». ( Значение этого понятия известно: книга немецкого врача,
почетного члена Петербургской Академии Наук Гуфеланда называлась «Искусство
продлить человеческую жизнь», 1797 г.). «Рецепт» продления человеческой жизни,
который предлагает Актёр: «Если организм – отравлен,… значит, - мне вредно
мести пол… дышать пылью…», - вызывает однозначно отрицательную оценку Сатина.
Именно в ответ на это утверждение Актёра Сатин произносит насмешливо:
« Макробиотика…ха!»
Итак, мысль обозначена: жизнь
в ночлежке нелепа и дика, потому что отравлены сами разумные основы ее. Это
понятно Сатину, однако рецептов лечения основ жизни герой, по всей видимости,
не знает. Реплику «Макробиотика… ха!» можно истолковать и иначе: какой смысл
задумываться над искусством продления такой жизни.
Переломный момент первой сцены приковывает внимание не только тем, что читатель
определяет доминантную мысль об основах жизни, он важен и потому, что даёт
представление об уровне интеллекта ночлежников в лице Сатина. И мысль о том, что в ночлежке есть умные, знающие
люди, поражает.
Обратим внимание и на то,
как Сатин преподносит свои убеждения. Было бы вполне объяснимо,
если бы избитый накануне ночлежник напрямую сказал бы о том ненормальном
состоянии общества, которое заставляет людей вести себя не по-человечески. Но
он почему-то произносит совершенно непонятные слова. Это явно не демонстрация
знания иноязычной лексики. Тогда что? Ответ, который напрашивается, заставляет
призадуматься о нравственных качествах Сатина. Может
быть, он щадит самолюбие Актёра, зная о повышенной эмоциональности его? Может
быть, он вообще не склонен обижать человека, даже такого, который многого не
знает? И в том, и в другом случае мы
убеждаемся в деликатности и тактичности Сатина. Не
странно ли присутствие таких качеств в человеке «дна»?!
Другой момент, на который нельзя не обратить внимания: совсем
недавно мы видели: «Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит»
(ремарка к 1 действию), теперь, разговаривая с Актёром, Сатин улыбается. Чем вызвана такая резкая смена настроения? Возможно,
Сатину интересен ход спора, возможно, он чувствует в себе ту силу (и
интеллектуальную, и духовную), которая выгодно отличает его от Актёра,
признающего собственную слабость, но, возможно, это не улыбка превосходства над
Актёром, а добрая, сострадательная улыбка по отношению к человеку, нуждающемуся
в поддержке. Как бы мы не расценили улыбку Сатина, получается, что в нём живут настоящие человеческие чувства, будь
то гордость от осознания собственной значимости, будь то сострадание к Актёру и
желание поддержать его. Это открытие тем удивительнее, что первое
впечатление от гула голосов ночлежников, не слушающих, оскорбляющих друг друга
было не в пользу этих людей. («Козёл ты рыжий!» /Квашня – Клещу/; «Молчать,
старая собака» /Клещ – Квашне/и т.д.).
После спора Сатина и Актёра резко меняется тональность
разговора. Послушаем, о чём говорят герои теперь:
-Люблю непонятные, редкие слова…Есть очень хорошие книги и
множество любопытных слов… (Сатин)
- Я вот скорняком был…Своё заведение имел…Руки у меня были такие
жёлтые – от краски…Я уж думал, что до самой смерти не отмою…А вот они
руки…Просто грязные…Да! (Бубнов)
- Образование – чепуха, главное – талант. А талант – это вера в
себя, в свою силу. ( Актёр)
-Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может
быть, буду работать, да! (Сатин)
- Какие они люди? Рвань, золотая рота…Люди! Я – рабочий человек…
Мне глядеть на них стыдно…(Клещ)
- У тебя совесть есть? (Пепел)
Опять многоголосый хор, но звучит он совсем иначе, чем раньше.
О чём думают, о чём размышляют герои «дна»? Да
о том же, о чём размышляет любой человек: о любви, о вере в свои силы, о труде,
о радостях и горестях жизни, о добре и зле, о чести и совести.
Первое открытие, первое изумление, связанное с прочитанным у
Горького – вот оно: люди «дна» - это обычные люди, это не злодеи, не
изверги не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других
условиях. Может быть, именно это открытие потрясло первых зрителей
пьесы и потрясает всё новых и новых читателей?! Может быть…
Если бы Горький завершил первое действие этим полилогом, наш
вывод был бы верен, но драматург вводит новое лицо. Появляется Лука « с палкой
в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Кто он, человек,
приветствующий всех: «Доброго здоровья, народ честной!»
Кто он, человек, утверждающий: « Мне всё равно! Я и жуликов
уважаю, по- моему, ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все
прыгают…»(?)Размышляя над вопросом о том, кто же такой Лука, думаем, прежде
всего, о том, что драматург даёт своему герою странное имя. Лука – это святой, это тот самый библейский герой?
( Обратимся к Библейской энциклопедии. Поинтересуемся, что
сказано там о Луке: «Лука Евангелист – писатель третьего Евангелия и книги
Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но
всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему
составление означенной книги Нового Завета. По свидетельству Евсения и
Иеронима, Лука был уроженец г. Антиоха. Апостол Павел именует его врачом возлюбленным. Основательное его
знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько
вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую
веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности
Греческого языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не
из Еврейской, а из Греческой расы. Нам неизвестно, что побудило его к принятию
Христианства, но мы знаем, что по своему обращению, сердечно привязавшись к
апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил служению Христу.
Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда сам хотел идти (Лука
X,1).Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и
приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе
хранится в Большом Успенском Соборе в Москве. Касательно образа его
деятельности по вступлении в апостольское служение, мы находим точные и
определённые сведения, описанные им самим в книге Деяний. Думают, что в
трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа, двум
ученикам, шедшим в Емманус под другим учеником, имя которого не упоминается,
разумеется сам Лука (гл.XIV). Когда Лука присоединился к апостолу Павлу и
сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это
было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим, до времени
первого его темничного заключения в оном и оставался при нём. И во время вторых
уз апостола незадолго до его смерти он тоже был при нём, тогда как все прочие
оставили Апостола; вот почему так трогательно звучат слова Павла в конце II
послания к Тимофею: «Дамас оставил меня,
возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатею, Тит в
Далматию. Один Лука со мною». По кончине апостола Павла о последующей
жизни Луки из Священного Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он
проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно
скончался в 80-летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою
смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом
дереве.»).
Исходя из этих представлений о Луке, мы можем говорить о том,
что Лука – врачеватель сердец, странник, носитель христианской морали, учитель
заблудших душ во многом напоминает Евангелиста Луку.
В то же время, возникает и другой вопрос: может
быть, Лука – лукавый, двуличный человек? А может быть Лука - «светоносный»
(ведь именно так переводится это имя)?
Однозначно ответить на эти вопросы очень сложно, ведь даже сам
драматург порой видел в своём герое святого, порой лжеца, порой утешителя.
Первые слова Луки настораживают: он
настолько равнодушен по отношению к людям, что все они для него одинаковы?! («Все
чёрненькие, все прыгают») А может, он
так мудр, что видит в любом просто Человека?!(«Доброго здоровья, народ
честной!»). Прав Пепел, называя Луку «занятным». Действительно, он
по-человечески интересен, неоднозначен, по-стариковски мудр: «Вот всегда так
выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди
недовольны!»
Да, люди могут быть недовольны тем, что «старикашка» видит их
тайные желания, понимает больше, чем сами герои (вспомним разговоры Луки с
Пеплом); люди могут быть недовольны и тем, что Лука говорит так убедительно и
так мудро, что его слова трудно оспорить: «Сколько это разного народа на земле
распоряжается…и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в
жизни и чистоты нет…».
Первый шаг Луки в ночлежке – желание «помести»: «Ну-ка хоть я
помету здесь. Где у вас метла?» Подтекст фразы очевиден: Лука появляется в
подвале, чтобы сделать жизнь людей чище. Но это одна часть правды. Горький
философичен, поэтому есть и другая часть правды: может быть, Лука появляется,
поднимает пыль (взбудораживает людей, заставляет их взволноваться, озаботиться
своим существованием) и исчезает. (Ведь такое значение тоже есть у глагола
«помести». В противном случае надо было сказать «подмести», «подмету»).
Лука уже при первом появлении формулирует несколько основных
положений отношения к жизни:
1) – Они бумажки-то
все такие – все никуда не годятся.
2) – А всё – люди! Как
ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…
3) –И всё гляжу
я умнее люди становятся, всё
занятнее…И хоть живут всё хуже, а хотят
всё – лучше…Упрямые!
4) – А разве можно
человека эдак бросать? Он - каков ни есть – а всегда своей цены стоит!
Вот теперь, размышляя над
некоторыми положениями жизненной правды Луки, мы можем приблизиться к моменту
истины: в страшной, неправедной жизни есть одна ценность и одна правда, которую
нельзя оспорить. Эта правда – сам человек. Лука заявляет об этом при
своём появлении.
Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно,
появление Луки в первом действии пьесы «На дне» - кульминационный момент этого
действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем пьесы –
как относиться к человеку; появление Луки - наиболее яркий момент и потому, что
от него тянутся лучи- мысли к следующим действиям драмы.
«Без имени нет человека», - открытие Актёра во втором действии;
«Человек – вот правда»,- заключительное признание Сатина. Такие
признания – явления одного порядка.
Прозрение героев в финале пьесы, оптимистическое звучание «На
дне» стало возможным, в том числе и потому, что в пьесе появился Лука,
подействовавший на тёмный мир, как «кислота» на ржавую монету, высветивший и
лучшие, и худшие стороны жизни. Конечно, деятельность Луки разнопланова, многие
дела и слова этого героя могут быть истолкованы прямо противоположным образом,
но это вполне естественно, ведь человек – явление живое, меняющееся и
изменяющее мир вокруг себя. Что бы ни говорил Лука,
как бы он не аргументировал то или иное положение, он по-человечески мудро,
иногда с усмешкой, иногда с хитрецой, иногда серьёзно ведет
читателя к пониманию того, что есть в мире Человек, а всё остальное – дело его
рук, его ума, совести. Именно это понимание и ценно в герое Горького,
появившемся среди разуверившихся людей и исчезнувшем тогда, когда в людях
проклюнулось, проснулось, ожило то ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЕРНО, которое до поры до времени
дремало. С появлением Луки жизнь ночлежников приобретает новые,
человеческие грани.
Прочитано первое действие пьесы. Рассмотрены взаимоотношения
героев, личностные характеристики ночлежников, выявлены композиционные
особенности этого важного для пьесы действия. Наряду с теми промежуточными
выводами, которые мы делали по ходу анализа, вероятно, стоит сделать общий
вывод о звучании первого действия.
Зададимся вопросом, какую
роль в контексте драмы играет первое действие? На этот вопрос можно
ответить по-разному: во-первых, в нём намечены те темы, которые будут звучать
на протяжении всей пьесы; во-вторых, здесь сформулированы (пока ещё очень
приблизительно) принципы отношения к человеку, которые будут разрабатываться и
Лукой, и Сатиным по ходу драмы; в-третьих, и это особенно важно, уже в первом
действии пьесы, в расстановке героев, в их словах мы видим отношение писателя к
ЧЕЛОВЕКУ, мы ощущаем, что главное в
пьесе – авторский взгляд на человека, на его роль и место в мире. Интересно
с этой точки зрения обратиться к признанию Горького, прозвучавшему в статье «О
пьесах»: «И с т о р и ч е с к и й ч е л о в е к, тот, который за 5-6 тысяч лет
создал всё то, что мы именуем культурой, в чём воплощено огромнейшее количество
его энергии и что является грандиознейшей надстройкой над природой, гораздо
более враждебной, чем дружественной ему, - этот человек как художественный
образ – превосходнейшее существо! Но современный литератор, драматург имеет
дело с б ы т о в ы м ч е л о в е к о м, который веками воспитывался в
условиях классовой борьбы, глубоко заражён зоологическим индивидуализмом и
вообще является фигурой крайне пёстрой, очень сложной, противоречивой… мы
должны показать его самому себе во всей красоте его запутанности и
раздробленности, со всеми «противоречиями сердца и ума».
Уже первое действие драмы «На дне» реализует эту задачу, именно
поэтому мы не можем однозначно толковать ни один характер, ни одну реплику, ни
один поступок героев. Очевиден в первом действии и исторический пласт, который
интересовал писателя: если принять во внимание исторические корни Луки, то
читатель может проследить путь Человека от самых истоков до современного
драматургу момента, до начала XX века. Очевиден в первом действии и другой
пласт – социально - нравственный: Горький рассматривает Человека во всём
многообразии его проявлений: от святого – до оказавшегося «на дне» жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий