понедельник, 2 марта 2015 г.

Сложное бессоюзное предложение

Глава 3. Сложное бессоюзное предложение.

3.1. Общая характеристика сложных бессоюзных предложений.

Сложные бессоюзные предложения (СБП), в отличие от сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, не имеют специальных союзов и союзных слов для связи простых предложений внутри сложного.
Основным средством связи простых предложений внутри сложного является интонация:
Скамья погнила, /1 беседка покривилась /2 пашни поросли сурепицей /3 (Тынянов); Бросил бы ты её тогда, /1 ничего бы не было /2 (Л. Толстой).
Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них (из-за отсутствия союзов) менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями:
Лес рубят – щепки летят (пословица). Данное предложение можно заменить сложноподчинённым с придаточным временным или условным, ср.: Когда лес рубят, щепки летят; Если лес рубят, щепки летят.
Однако именно смыслом, значением определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной речи – интонация в сложном бессоюзном предложении.

3.2. Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них.

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения сложного бессоюзного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и.
Ср.: Метель не утихаланебо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, иего огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:
Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).
Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.
Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.


Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении сложного бессоюзного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.
Ср.: Я зналудар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.
Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Онподумалпонюхалпахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что.
Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражениеземлетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышноони не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.
Тире в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер – всёдрогнулоожилозасмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзыа, но.
Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин(Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.
Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат(Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.
Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки(Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание Если второе предложение в сложном бессоюзном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например:Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.
Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:
Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.
План разбора сложного бессоюзного предложения
  1. Указать тип сложного предложения (сложное бессоюзное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит сложное бессоюзное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему сложного бессоюзного предложения.
Образец разбора
Дуб держится – к земле тростиночка припала (Крылов).
Сложное бессоюзное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится; 2) к земле тростиночка припала; грамматические основы: 1) дубдержится; 2) тростиночка припала. Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз аДуб держится, а к земле тростиночка припала). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.
[      ] – [      ].
     противоп.




Упражнение к теме «Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них»


Упражнение 51. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.


1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов). 22. Алексей решил довольно тянуть (Полевой). 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Серафимович). 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (Тургенев). 25. Я проснулся заря уже занималась (Тургенев). 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила (Тургенев). 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Чехов). 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички (Шишков). 29. Прошла неделя другая вдруг въезжает ко мне во двор коляска (Пушкин). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет (Гоголь). 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо (Бубенков). 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Лермонтов). 33. Смелые побеждают трусливые погибают (пословица). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород (Фадеев). 35. Победим каменный дом построишь (А.Н. Толстой). 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лермонтов). 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем (Чехов). 38. Посмотрит рублём подарит (Некрасов). 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Каверин). 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих (Катаев).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога