Горький. «На дне». Содержание эпизода
Льва Соболева из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»
arzamas.academy: Горького "На дне" Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда
Пьеса «На дне» заканчивается очень
эффектно. Ночлежники — среди них уже нет Луки, нет Пепла, умерла Анна, убит
Костылев — поют песню. Эта песня звучит на протяжении всей пьесы:
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.
На этот раз они не успевают
допеть песню до конца второго куплета. Распахивается дверь,
в дверях — Барон, который кричит: «Идите сюда! На пустыре…
там… Актер… удавился!» И тогда Сатин произносит последнюю реплику
пьесы: «Эх… испортил песню… дур-рак».
Кто испортил песню? На первый
взгляд все очевидно: песню испортил Барон. Но часто бывает, что первый
смысл тянет за собой второй, и второй оказывается глубже, важнее
и достовернее первого.
Что значит «могу или не могу
порвать цепь»? Могу или не могу начать жизнь сначала, выйти из этого
подвала, из этой ночлежки. Вспомним, что все четвертое действие
Актер — и не только Актер, но и Настя — говорят:
«Я уйду» («Он уйдет» — говорит Актер).
И рядом с песней
в качестве другого идейного полюса пьесы звучит стихотворение. Это
стихотворение Беранже «Безумцы» вспоминает Актер, когда ему удается
воздержаться, не пить. Он с удивлением говорит: «Вот они, два
пятиалтынных. Улицу мел, а не пью».
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
Стихотворение Беранже “Безумцы” (“Les Fous”)
“le fou” во французском языке означает и дурака, и придворного шута,
имевшего привилегию говорить иной раз горькую правду
На этих контрастах — свет
и тьма, тюрьма и свобода — и существует пьеса
«На дне».
Можно встретить полемику о том,
лжет ли Лука, когда рассказывает Актеру о городе, где есть лечебница,
в которой лечат пьяниц. Актер преисполняется надежды, что может вылечиться
и вернуться на сцену, а Лука ему говорит:
«Я тебе город-то назову, а ты пока воздержись,
не пей». Какое-то время Актеру действительно удается
не пить. А почему Лука не называет города? Можно встретить,
особенно в популярных учебниках, такое высказывание: «Лука лжет Актеру,
и никаких лечебниц не было». На самом деле лечебницы были,
и даже был специальный журнал, который издавало Общество трезвости, —
была очень широкая кампания по борьбе с алкоголизмом. Я думаю,
Лука не называет города и лечебницы не потому, что их нет,
а потому, что человек сам должен себя освободить.
В четвертом действии есть очень
важный момент, когда Татарин молится, Актер слезает с нар и говорит:
«Князь, помолись за меня». На что Татарин отвечает: «Сам
молись…» Что это значит? Грубость, бесчеловечность, эгоизм, бесчувствие
ночлежников? Нет. Просто человек должен сам верить.
Как скажет Сатин, которого уже
проквасили идеи Луки, человек за все платит сам — за веру,
за неверие. Человек должен сам себя освободить — ему не нужен
поводырь. И тогда Актер вспоминает это стихотворение Беранже. И здесь
сталкиваются эти две правды, которые всегда у Горького сталкивались.
Первая — правда реального факта, правда очевидная:
«Какой тебе, Васька, правды надо?
— спрашивает Бубнов у Васьки Пепла. — Знаешь ты про себя
правду, и все ее про тебя знают».
Что это значит? Это значит, что
Васька — вор, Настя — проститутка, Барон — сутенер, Сатин —
карточный шулер. Вот она, правда этого бесчеловечного, бесспорно, реального,
но явно не единственного мира.
Горький говорит, что есть другая правда.
Есть правда человеческого стремления, правда человеческого идеала. И она
сильнее, она важнее. В четвертом действии Актер постоянно чувствует, что
ему нужно порвать цепь, нужно уйти. Другое дело, что он может уйти только
так, как он ушел, только покончив с собой.
Есть любопытное пересечение между
сюжетом четвертого действия «На дне» и притчей о праведной
земле, которую рассказывает Лука раньше: как один человек попросил
у ссыльного инженера показать на карте, где находится праведная
земля. А тот свои карты разложил и говорит: «Нет нигде праведной
земли». «Как же нет?» А человек только потому жил и держался,
что верил в эту праведную землю, надеялся на нее. «Сволочь ты,
а не ученый!» — и в зубы ему. А потом пошел
и повесился.
А в чем правда? В том,
что этой праведной земли нет? Да, на карте ее нет.
Но значит ли это, что ее нет вообще? Это очень важно.
Эта пьеса, которую поставили
в декабре 1902 года в Художественном театре, звучала как
революционная. Поскольку смысл был такой: пока человек живет в подвале,
он не сможет освободиться, не сможет быть человеком. Нужно
разрушить этот подвал. Но до последних спектаклей (а пьесу ставят
до сих пор) она не сводится к одной идее, к одной мысли,
она не может однозначно раз и навсегда быть истолкована.
Горький был озадачен тем, как Иван
Москвин сыграл Луку. А Москвин играл не жулика. Здесь
мы сталкиваемся с очень характерной для Горького ситуацией. Горький
свои пьесы не очень любил, значительным драматургом себя не считал,
но пытался сам свои пьесы комментировать и истолковывать. В частности,
пьесу «На дне» уже после возвращения
в СССР он толковал как пьесу, направленную против
утешительной лжи. Но все, что Горький хотел сказать, он сказал
самой пьесой. Его толкование — лишь одно из возможных. Насколько оно
убедительно, каждый раз по-своему решает театр, читатель, актеры
и историк литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий