10 класс_Русский язык

Русский язык. 10-11 классы.
Учебник Греков В.Ф.,
Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Учебник Русский язык 10-11 класс Греков, Чешко

Здравствуйте! Новые материалы будут появляться здесь: 






Централизованное тестирование (10-11 класс)





Домашнее задание
Уважаемые десятиклассники!
К понедельнику, 14 марта, решите 85 вопросов ЕГЭ от 9 марта 2016



ЕГЭ 2016 За­да­ния 8 - 14
В кон­троль­ной работе по 5 при­ме­ров на каж­дое задание. Каждое задание, кроме За­да­ния 7, - 1 балл. За За­да­ние 7 - 5 баллов.
Ответом к за­да­ни­ям 1—24 яв­ля­ет­ся слово (словосочетание), число или по­сле­до­ва­тель­ность чисел. Не ко­пи­руй­те слова-ответы из браузера, впи­сы­вай­те их, на­би­рая с клавиатуры. При за­пи­си ответов про­бе­лы не используйте.

Домашнее задание на СРЕДУ, 2 декабря: Посмотрите в учебнике ПРЕ/ПРИ. Завтра продолжим эту тему!  01.12 Правописание приставок
Домашнее задание на понедельник, 16 ноября:
Упр. 373. Читайте ниже по ссылкам то, что мы проходили на уроках на прошлой неделе (9 - 12 ноября).
Дополнительные занятия по русскому языку и литературе
Внимание! 10 класс "В"! 
Я долго думал, какие темы по роману Тургенева можно предложить в формате Итогового сочинения.
И пришел  к выводу, что десятиклассники пока не готовы оперировать такими категориями, как «Время»«Дом»«Любовь»«Путь».


Итак, темы получились такие:




  1. Любовь счастливая и любовь несчастливая (кто из героев счастлив и почему).
  2. Собратья по судьбе в романе.
  3. Природа-храм и природа-мастерская в романе.
  4. Образы природы в романе, роль образов природы в романе.
  5. "Хищные" и "ручные" в романе.
  6. Что мне нравится и что не нравится в Евгении Базарове.
Документация ЕГЭ 2016. Демоверсия
Домашнее задание по СТИЛИСТИКЕ: 
упр. 33-40. Здесь: Использование синонимов. Упр. 33 - 40

Домашнее задание
Прорешать Вариант ЕГЭ от 16 сентября (или то же самое на РЕШУ ЕГЭ: Вариант ЕГЭ от 16 сентября ), упр.32.
По учебнику СТИЛИСТИКА выполнить упражнение 1 или на блоге:
Упр. по стилистике на БЛОГЕ
Стилистика русского языка (учебник)
Расписание с 01.09.2015
Пять заданий по теме НОРМЫ ЯЗЫКА
Домашнее заданиеупр. 19 по учебнику,задание на Решу ЕГЭ Нормы языка 24 балла
Чтобы выполнить задания,
просто нажимай на эти ссылки последовательно!
Сначала надо зарегистрироваться на РЕШУ ЕГЭ//Зарегистрироваться  - нажми эту ссылку!Затем решить следующие задания:
Домашнее задание: п. 1-3, упр. 21 по заданию.
Домашнее задание: п. 1-3, упр. 13 по заданию.
Русская грамматика. Большой справочник по теории для 5-11 классов
Стилистика русского языка (учебник)
Видеоуроки по русскому
Словообразование существительных Словообразование сложных прилагательных Способы образования наречий Образование деепричастий совершенного вида Образование деепричастий несовершенного вида
Образование прилагательных:суффиксы К и СК
Основа и окончание Приставка Суффикс Морфемы (части слова)
Задание В1_Основные способы словообразования
КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДЧЕРКНУТЫЕ СЛОВА?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ "МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"
БЛАНК ОТВЕТА_10 КЛАСС
Имя существительное
Склонение существительных_ Литневская
Упражнения и тесты по теме "Имя существительное"_10 класс
Морфология_Имя существительное
Все союзы в алфавитном порядке
Вводные слова
Внимание! 28 ноября у нас Диагностическая тематическая работа №1 по подготовке к ЕГЭ
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «Языковые нормы (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические), лексика и фразеология, словообразование». Решайте демоверсию (см. файл)!
 Диагностическая тематическая работа №1 по подготовке к ЕГЭ_10 класс_21.11.13
СтатГрад_Цикл тематических диагностических работ по русскому языку 
ФИПИ_Открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9
      Русский язык в современном мире.Стили речи (п.1-2)
Тема урока: «Русский язык. Стили и типы речи. Текст и его строение. Лексика, выразительные средства языка. Нормы языка.»
Домашнее задание на среду, 11 сентября:  
  1. читать учебник пп.1-14, выписать вопросы (что осталось не понято на с. 3-74)
  2. Выполнить упражнения 19-21 по заданию
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 17 ОКТЯБРЯ:  
СПИСАТЬ,ВЫПИСАТЬ ВСЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СВЯЗЬЮ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДЧЕРКНУТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, УКАЗАТЬ ИХ ВИД.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 24 ОКТЯБРЯ:  
Какой частью речи являются подчеркнутые слова?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 31 ОКТЯБРЯ:  
Упр 186, с. 127: списать, производя последовательно морфемный или словообразовательный разбор слов с пропущенными буквами. 
При морфемном разборе надо правильно выделить все морфемы (части слова), а при словообразовательном разборе надо указать, от какой основы и с помощью какой морфемы образовалось данное слово. 
Например: Холстин-нᴧ-ый ← холстин-а 
или так:  Холстин-н-ый ← холстина
ПЛАН РАЗБОРА смотри ниже 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 7 ноября:  
Надо распечатать бланки ответов и вписать в них  свои ответы
Домашнее задание по теме "Морфемика и словообразование"
БЛАНК ОТВЕТА_10 КЛАСС
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 14 НОЯБРЯ:  
Мы начинаем морфологию. 
Д.з.:  Все про имя существительное:
Имя существительное
Склонение существительных_ Литневская
Упражнения и тесты по теме "Имя существительное"_10 класс
Морфология_Имя существительное
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 28 НОЯБРЯ:  
Внимание! 28 ноября у нас Диагностическая тематическая работа №1 по подготовке к ЕГЭ
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «Языковые нормы (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические), лексика и фразеология, словообразование». Решайте демоверсию (см. файл в эл. журнале)!
 Диагностическая тематическая работа №1 по подготовке к ЕГЭ_10 класс_21.11.13
СтатГрад_Цикл тематических диагностических работ по русскому языку 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 19 декабря:  
Нужно показать д/з на 12 декабря и прорешать демоверсию Диагностическая работа по русскому языку по теме "Морфология, орфография" 10-11 класс (Диагностическая тематическая работа №2)
Анализ тематических работ по теме "Морфология и орфография" будет после каникул! Все ошибки необходимо разобрать! См. файл!
Файл: Zadanie_RU10-11_24122013.pdf

Демоверсии тематических работ:
Языковые нормы (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические), лексика и фразеология, словообразование. №1 21.11.2013
Морфология, орфография. №2  24.12.2013
Синтаксис, пунктуация (словосочетание, простое предложение, сложное предложение).№3 январь
Текст (смысловая и композиционная целостность текста, средства связи в тексте, информационная обработка текста) и речь ( функционально-смысловые типы речи, языковые средства выразительности). №4 февраль
Развитие речи. Сочинение-рассуждение. №5  апрель
На дату: 02.01
ПРОВЕРКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПИСАЛИ 26.12). см. ФАЙЛ: ПРОВЕРКА КОМПЬЮТЕРА!
Файл: 26.12.13 КЛАСС 10А.docx

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 28 НОЯБРЯ:  
Внимание! Убедительно прошу прорешать демоверсию №3, а в среду обсудим вопросы. Иначе опять будут "ТРОЯКИ". СМ. ССЫЛКИ НА БЛОГЕ ИЛИ ПРИКРЕПЛЕННЫЙ ФАЙЛ! В системе "СтатГрад" на 15.01 запланирована Диагностическая работа по русскому языку по теме "Синтаксис, пунктуация (словосочетание, простое предложение, сложное предложение)" 10-11 класс. Мы будем писать ее 16.01, т.е. в четверг.
Файл: ru_demo_ege_dr3Ситаксис 10.pdf
На дату: 16.01

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 30 января:  
ПП.64-71 ЧИТАТЬ ПО УЧЕБНИКУ! Или смотрите на блоге страницу "Предложение". На уроке будет самостоятельная по теме "Предложение" (с.246-257). Письменно по заданию: упр.385, 389.
На дату: 30.01

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА февраль:  
8 февраля пишем тематическую работу: см. демоверсию Диагностическая тематическая работа №4 по подготовке к ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «Текст. Речь» 
Файл: ru_demo_ege_dr4 Текст_Речь_11 кл._07.02.14.pdf
На дату: 06.02

Новое !!! ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ:  
8 февраля пишем тематическую работу: см. демоверсию! Читайте про текст на Блоге ("ЕГЭ. Текст") или в файле
Файл: ЕГЭ Текст 04.05.12.docx
На дату: 08.02 ЕГЭ. Текст

 ПОЗДРАВЛЯЮ!Стопроцентный т результат! Оценки СтатГрад-а смотрите в файле. Файл: Оценки за 07.02.14_10а.docx На дату: 13.02
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 20 марта:  
К среде надо сделать вариант ЕГЭ по русскому языку полностью (см. вложенный файл), с сочинением.
В субботу, 22 марта, пишем диагностическую работу в формате ЕГЭ.
Файл: Zadanie_RU11_23012014 Тренировочная Февраль 2014.pdf
На дату: 20.03

Бланк ЕГЭ с критериями для ответов можно взять здесь: Файл: БЛАНК ЕГЭ критериями.docx
Про сочинение по русскому языку см. здесь: ЕГЭ_часть С_Написание сочинения
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 3 апреля:
§ 81, § 82, с. 296 - 304. Упр. 438 часть I - устно, часть II - письменно! Из упр. 440 выпишите предложения со вставными конструкциями. Упр. 441, 442 - устно; упр. 443 - письменно! Разграничение вводных слов и членов предложения см. в файле Файл: вводные слова 20.03.2014.docx На дату: 03.04 На 5й урок
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЧЕТВЕРГ, 17 мая:
КИМы и бланк для сочинения надо взять домой, написать сочинение, используя материалы блога (ЕГЭ_часть С_ Написание сочинения),  и сдать написанное на бланке сочинение в субботу!

____________________________________________________________________________


МОРФЕМИКА — РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ ИЗУЧАЕТ СТРОЕНИЕ СЛОВ, Т. Е. ИХ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ. МОРФЕМА — ЭТО МИНИМАЛЬНАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА (ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ).

Основа и окончание в слове

  Неизменяемые слова окончаний не имеют: 

наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив(лежать, беречь), форма сравнительной степени  (быстрее,красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки)
служебные части речи (из, если, только).
      

При изменении слова или образовании какой-либо его формы:
      числа (дом — дома, добр — добры, второй — вторые); рода (красный — красное — красная, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее — рисующая); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися)лица (решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.

      Окончание может выражать разные грамматические значения:

      рода (желтый — желтая — желтое),
      числа (проигравший — проигравшие),
      падежа (весна — весны — весне — весною...),
      лица (я куплю — ты купишь — он купит).

      Окончание может быть нулевым, т. е. таким, которое не выражено звуками

Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например:
стол     — стола — столу — сто­лом — столе;
ручей     — ручь[йа] — ручь[йу]; 
рисовал     — рисовала — рисовали
умыл    ся — умылась — умылись.
      
В основе самостоятельного слова выделяются значимые части: корень, суффикс, приставка.

Корень, суффикс и приставка как значимые части слова

      Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.
      Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

      Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить). 2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.

Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее(сравнит. степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
      

Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. 

Так, суффиксы -ость-ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен суще­ствительных;
      суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- — для причастий;
      суффиксы -а, -я, -в, -вши — для деепричастий;
      суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -ну- — для глаголов;
      суффиксы -то, -либо, -нибудь — для местоимений и наречий.

 
   Примечания. 1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт.
      2. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

Варианты значимых частей слова

      В разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один и тот же корень —берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч.
      Варианты могут быть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:

  Характерными для русского языка являются чередования гласных:
 о//а (опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать), е//нуль звука (день — дня), о//нуль звука (сон — сна) и согласных к//ч (пеку — печет), к//ч//ц(кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление).

Разбор слова по составу

      Разбор слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит.
      План разбора
      1. Определить, к какой части речи относится слово.
      2. Выделить его основу и окончание, если это изменяемая часть речи.
      3. Выделить корень, подобрав родственные слова.
     4. Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение.
      5. Представить морфемный состав слова графически.

      Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).



Упр. 15. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.
      Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах.
      Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
      Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
      Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.
      Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.

      Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основ­е имеющихся в языке.
Способы образования новых слов
      Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.

      1. Приставочный: 

распахать пахать, отвезти  везти, небольшойбольшой, бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.
      Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слованеопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.

      2. Суффиксальный:

 работник  работать, сельскийсело.

    3. Приставочно-суффиксальный: 

безрукавка  рукав, настенный  стена, оздоровить  здоровый, сначала (нареч.)  начало.

      4. Бессуффиксальный (бессуффиксный): 

вылет  вылететь, синь  синий.

      Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой   золото + ø, серября­ный   серебро + -ян-, бронзовый   бронза + -ов-, железный  железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.

      5. Сложение:

   а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
   б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
      В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.

      6. Слияние 

слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).

      7. Переход слова из одной части речи в другую: 

молодой рабочий (сущ.)  рабочий (прилаг.) инструмент.

      8. Усечение 

основы производящего слова: маг  магнитофон, зам  заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
      Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например:тихоокеанский  Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ).

 Словообразовательный разбор

      Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, т. е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.



      Примечание. При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.
      Например, притяжательные прилагательные типа
волчий образованы от соответствующих существительных с помощью суффикса -ий- (волчий  волк + -ий-) 
и 
имеют нулевое окончание (ср. волчий    , волчь[й’ь]го, волчь[й’ь]му). 

Слово бездорожье образовано от слова дорога с помощью приставки без- и суффикса -й-, т. е. приставочно-суффиксальным способом.

      План словообразовательного разбора

      1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
      2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
      3. Указать способ образования слова.
      Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
  

Образец словообразовательного разбора

      Зеленоватый 2
      Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
      Зеленоватый  зеленый (суффиксальный способ).

Различие между морфемным и словообразовательным разборами

 

Упр. 20. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
      Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж­даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
      Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания.
      Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
      1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
      2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
      3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
      4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Трудные случаи словообразования

      Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи.
      Запомните морфологический состав, правильное произношение и написание следующих слов:
      бессребреник
      дикобраз
      двуязычный
      компрометировать
      млекопитающее
      поскользнуться
      пощечина
      пресмыкающееся
      прецедент
      чрезвычайный



Упр. 24. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.
      1) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога