Устное народное творчество. Введение. Жанры фольклора
под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли
народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга.
Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными
одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную
жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом,
природой и почитанием отцов и дедов.
(А.Н. Толстой)
Русский народ создал огромную изустную
литературу:
мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные
обрядовые песни, торжественные былины, –
говорившиеся нараспев, мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные
обрядовые песни, торжественные былины, –
под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли
народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга.
Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными
одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную
жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом,
природой и почитанием отцов и дедов.
(А.Н. Толстой)
Фольклор - устное народное
творчество. Особенности фольклора
Фольклор (folk-lore) –
международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он
означает – "народная
мудрость", "народное
знание" и обозначает различные проявления народной
духовной культуры.
В
русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия,
народная словесность. Названием "устное творчество народа"
подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы.
Название "народно-поэтическое творчество" указывает на
художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение
от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с
другими видами народного художественного творчества и художественной
литературы.1
Фольклор
– сложное, синтетическое искусство.
Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного,
музыкального, театрального. Его
изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2.
Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые
подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного
искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и
реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3.
Наука,
изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать
не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще,
то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью
литературоведения.
Фольклор – это словесное устное
творчество. Ему
присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он
имеет свои специфические особенности:
синкретизм,
традиционность,
анонимность,
вариативность
импровизация.
Предпосылки
возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом
формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.
Древнейший
фольклор находился в синкретическом
состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение).
Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не
отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с
другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма
последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами
общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.
Фольклорные
произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них
создается на основе традиции.
Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия.
По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных
источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти,
но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания"5.
Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на
предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют
писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На
произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они
длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют
народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых
исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми
традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по
мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи
содержания. Фольклор народен
по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного
содержания и традиционным стилевым формам".6 В этом
состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее
и основное специфическое свойство фольклора.
Всякое
фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов.
Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного
произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.
Характерной
особенностью фольклорного произведения является импровизация.
Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит.
improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения
или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в
большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не
противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.
Учитывая
все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое
определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор –
это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к
устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному
творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".7
Фольклор,
как и литература, – искусство
слова. Это дает
основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято
называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного
типа. Жанр –
тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая
группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ
изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История
фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей
устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе
шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой
деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей
массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не
происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в
фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются
другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние
века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий
бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об
упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора –
естественное следствие процесса развития художественного коллективного
творчества.
Каково
соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое
отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения
жизни в форме самой жизни, допускается условность".8 Ему свойственны
ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.
Жанры фольклора
Фольклор по своему характеру, содержанию и
назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его
отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое
творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных
средств и жанров.
Каковы же жанры русского фольклора?
Одним из видов
древнейшего творчества являлись трудовые песни с их
простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.
Другим видом древнего
творчества можно считать заговоры.
Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном
цикле и с
изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому
прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.
Этим же объяснялся
и свадебный фольклор. Он пронизан мыслью о
безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.
Сохранились с
древности и отдельные элементы детского
фольклора,
который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.
Среди древнейших
жанров – похоронные причитания. С появлением всеобщей
воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.
Жанры необрядового фольклора тоже
складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии): пословицы,
побасенки, приметы и поговорки. Они содержали суждения человека об укладе жизни,
о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это
обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать
детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам,
это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает
едва ли не все мировоззренческие области".9
К жанрам устной прозы относятся предания,
бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни,
рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии –
колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых,
святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с
силами высшего порядка.
Жанры песенного
эпоса: былины,
исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи.
Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и
приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге
исторической эволюции фольклор стал
поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе
традиции всех предшествующих состояний фольклора.10
Художественное
творчество воплотилось во всех видах сказок:
сказках о животных,
волшебных, бытовых.
Такой вид творчества
представлен и в загадках.
К ранним видам
художественного творчества относятся и баллады.
Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они
исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с
выражением переживаний и чувств исполнителей.
К художественному
песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки.
Детский фольклор имеет
свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет
художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.
Художественную
зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ
и фольклорного театра. Он представлен во всем
разнообразии жанров и видов (игры,
ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр.).
Отдельный род
художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор. Он возник из ярмарочных представлений, выкриков
торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.
На стыке соединения
давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота.
Подробный рассказ об
отдельных фольклорных жанрах будет предпринят в последующих разделах пособия.
·
Формирование
начальных представлений о фольклоре и его жанрах
·
Обрядовая
поэзия
o
Календарные
обряды
o
Семейно-бытовые
обряды
·
Русский
героический эпос. Былины
·
Исторические
песни
·
Баллады
·
Сказки
·
Народные
лирические песни
·
Малые
фольклорные жанры
o
Загадки
·
Народный
театр
·
Фольклор
и литература
·
Русские
сказочники и сказители былин
Комментариев нет:
Отправить комментарий