русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Платонов. Рассказы «Никита», "Корова", "Неизвестный цветок"












АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
По программе:

Прочитайте статью учебника о Платонове. Вспомните рассказы "Никита", Корова".
Вопросы по рассказу «Никита». 
      — Какие чувства у вас вызвал рассказ?
      — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
      — Как бы вы определили основную мысль рассказа?
      — Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?


Вопросы по рассказу «Корова»

Впечатлениями от прочитанного.
  • Как вы думаете, о чём этот рассказ?
  • Каково ваше настроение после прочтения?
  • О чём хочется думать, говорить?
  • Может, вам захотелось посидеть в тишине и подумать о чём-то очень важном?

Соберите материал о Васе (портрет, какова мечта мальчика, что мы знаем о его родителях).
— Что вы узнали о Васе Рубцове?
— Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?
— О чём мечтают дети такого возраста, как Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чём мечтает Вася.
— Это мечта обычного ребёнка. Но в чём её особенность?
— Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому — встреча мальчика с неизвестным человеком.
— Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор?

Попытаемся пронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы.
— Скажите, в какое время года происходит действие в рассказе?
— Чьими глазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу.
— Перескажите эпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.
— Какую часть речи автор использует при описании паровоза? Можно ли это применить для характеристики действий человека?
Назовите литературный приём, используемый Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?
— Как вы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю “полным человеком”?
— Когда же Вася ощущает себя “полным человеком”?

Соберите материал о корове, перечитать сочинение Васи и поставить за него оценку. Обоснуйте её.
— Давайте подумаем, в чём счастье людей, подобных Васе?
— Какие ещё эпизоды из рассказа подтверждают нашу мысль?

Вопросы по рассказу «Неизвестный цветок»
— Как вы понимаете, что такое сказка-быль?
      Беседа
— Как вы думаете, почему «Неизвестный цветок» — это сказка-быль? Что в этом произведении сказочного?
— Как вы представляете характер Даши?
— Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком?

А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
      I. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности
      Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб». Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
      «К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю».
      «Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
      — Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
      Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».
      — Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?
      Прочитаем текст вступительной статьи учебника.
      — Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
            Слово учителя
      Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
      Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
      — Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

      II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
      Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». На чтение потребуется около 16 минут.
      После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
      — Какие чувства у вас вызвал рассказ?
   — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
   — Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
      Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
      — Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

      Составление плана рассказа
      Продолжаем обучение составлению сложного плана.
      — Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
      Поможем детям выделить три основные части:
      1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
      2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
      3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
      Разделим на пункты вторую часть рассказа.
      2. Никита «живет» один.
      1) Кто живет в бочке.
      2) «Доброе солнце».
      3) Колодезные жители.
      4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
      5) Желтый цветок.
      6) «Незнакомые, злобные лица».
      7) Никита испугался и побежал к маме.
      Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
      — Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
      — С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
      — Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
      — Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?
      — Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
      — Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?

      Домашнее задание
      Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
      Подготовить рассказ о Никите.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова
      I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
      Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
      Итак, разделим на пункты третью часть.
      3. Возвращение отца.
      1) Встреча Никиты с отцом.
      2) Разговор Никиты с отцом.
      3) Работа с отцом.
      — Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...» 
2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце». 
3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». «Давай все трудом работать, и все живые будут».
      — Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
      — Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
      — Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
      На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
      — Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
      — Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
      Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
      — Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
      Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».
      — Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
      Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
  — Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?

      II. Характеристика героя
      Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.

      Рассказ о Никите
      Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
      Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.

      III. Язык рассказа А. П. Платонова
      — Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).

      Словарная работа (самостоятельная)
      Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
      На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
      Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
      Век вековать — жить всю жизнь.
      Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
      Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

      Сравнительный анализ произведений
      Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
      — В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
      Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
      — Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
      — Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
      Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.

      Домашнее задание
      Подобрать пословицы о труде.
      — Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117—146).


 I. А. П. Платонов: страницы биографии 
      В 5 классе вы уже читали вступительную статью о детстве А. П. Платонова и рассказ «Никита». Вспомните содержание рассказа и факты из жизни писателя, которые им наиболее запомнились. Прочитаем статью в учебнике 6 класса .
      Обобщим то, что уже известно о жизни Платонова.
      Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году.
      — Соотнесите год рождения Платонова с основными датами русской истории XX века. Какой вывод мы можем сделать?
      Настоящая фамилия писателя — Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком А. П. Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
      А. П. Платонов учился в церковноприходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. Будущий писатель признавался, что он больше всего любил свою мать, деревню, поля, колокольный звон и работу на паровозах. С 14 лет он начал работать.
      А. П. Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
      Главной мечтой А. П. Платонова было «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...». Он смог воплотить эту мечту в жизнь, став писателем.
Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни
      — Как вы понимаете, что такое сказка-быль?

      Беседа
      — Как вы думаете, почему «Неизвестный цветок» — это сказка-быль? Что в этом произведении сказочного?
      — Как вы представляете характер Даши?
      Характер Даши автор раскрывает через детали: Даша целует конверт с письмом — мы видим, что она любит маму и скучает по ней; она сочувствует цветку и разговаривает с ним; она приглашает пионеров посмотреть на цветок, и дети решают удобрить пустырь. Мы видим, что Даша продолжает помнить о цветке даже зимой и через год вновь приходит на пустырь, который покрылся цветами. Девочка находит новый цветок, такой же прекрасный, как прежде, даже еще лучше: он вырос «из середины стеснившихся камней».
      — Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком?
      Маленький цветок заинтересовал Дашу, потому что он источал удивительный запах. Автор с любовью описывает девочку и ее поступок, олицетворяет, делает живым цветок: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания».
      Сказка-быль говорит нам, что самое прекрасное вырастает там, где жизни приходится преодолевать препятствия. На удобренном пустыре росли красивые цветы, но «они были только немного хуже, чем тот первый цветок», и у них не было того прекрасного аромата. Автор говорит нам, что новый цветок в преодолении, в борьбе наполнил воздух своим благоуханием.
      Герои Платонова верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.

      История цветка может быть символом жизни как А. П. Платонова, так и А. С. Грина: этим людям в жизни пришлось преодолеть невыносимые, казалось бы, трудности, но творчество их, как благоухание прекрасного цветка, будит в людях любовь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога