воскресенье, 2 сентября 2012 г.

"ДУБРОВСКИЙ"


II. О создании романа «Дубровский» 
 В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.


В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».
III. Введение в историко-культурный контекст времени 
Беседа. Прочитаем первую строку романа.
— Когда происходит действие романа?
Действие происходит в первой половине XIX века.
— Каким было общество тех времен?
Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?
Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
Обратим внимание, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.
"ДУБРОВСКИЙ"
IV. Глава I. Изображение русского барства

Домашнее задание
Прочитать главы I, II (с. 64—76, ч. 1 учебника). Ответить на вопросы к этим главам (с. 146).
Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын
I. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров
Беседа
Беседуем по вопросам к соответствующим главам (с. 146 учебника).

Глава I
— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?
«Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).
«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.
Ответы на 3-й вопрос учебника найти непосредственно в тексте:
— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»
Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.
Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).
— Какой способ мести избрал Троекуров?
— Что было главным законом Кирилы Петровича?
Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?
Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни. РУССКОЕ БАРСТВО. ВОПРОСЫ
Глава II 
Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решениемсуда»?
Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.
«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.
I. Отец и сын
Комментированное чтение
Начинаем читать с главы III: пушкинский текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.
Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.
Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.
Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:
— Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

Домашнее задание 
Прочитать главы III—VI. Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 146—147).
Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение главы VIII.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
Беседа
Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. 146—147, ч. 1).
Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.
— Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?
Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».
— Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».
— Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.
Глава V 
После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.
— Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?
Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».
Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».
— В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)
— Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.)
Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.
Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
— Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
— Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.)
Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.

 Глава VI
      Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.
      — Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)
      Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.
      — Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)
      3-й вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.
      Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
      «— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
      — Как не так, — отвечал кузнец».
      — Где мы уже слышали эти слова?
      Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
      Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника).
      — Составьте устный рассказ по этому рисунку.
      На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
      Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
      Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

      II. Комментированное чтение

      Глава VII
      Ученики читают главу VII.
      Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.

      Глава VIII
      Ученик, выполнявший индивидуальное задание, читает выразительно главу VIII или эпизод «Дефорж в медвежьей комнате» (со слов: «На дворе у Кирилы Петровича...»).
      — Какой смысл вкладывает автор в выражение «благородные увеселения русского барина»?
      — Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате?
      — Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение глав IX—XI. Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам (с. 147—148).
Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция

      I. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности

      Глава IX
      Урок начинаем с выразительного чтения главы IX. Затем беседуем по вопросам:
      — Как объясняет свое опоздание Спицын?
      — Какой поступок считает Спицын поступком «по совести и справедливости»? Что в действительности двигало Антоном Пафнутьичем?
      — Как ведет себя хозяин во время обеда? Обратите внимание на его диалог с исправником.
      — Какие качества проявляет Троекуров во время обеда?
      Поможем школьникам ответить, что Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство («Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей...»).
      — Как характеризуют исправника слова автора:
      «Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец:
      — Постараемся, ваше превосходительство»?
      — Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?
      Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».
      Анна Савишна Глобова не дает прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и таким образом вернул ей деньги.
      — Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?
      Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.
      — Что сказал Троекуров, когда исправник прочитал приметы Дубровского? Почему Троекуров пришел к такому выводу?
      — Какие качества проявил Дубровский во время праздничного обеда в Покровском? Почему никто из гостей не догадался, что Дефорж — это Дубровский?
      Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж — это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык.

      II. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына

      Глава X
      — Как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой?
      — Как изменился характер вечера после ухода Троекурова?
      — Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем? Ученики читают выразительно главу X (со слов «Пришед во флигель...» до конца).
      — Какие качества своего характера проявляет Антон Пафнутьич?

      III. Композиция

      Глава XI
      — Как Дубровский стал Дефоржем?
      Предложим ученикам кратко ответить на этот вопрос.
      Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.
      За время пребывания в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актерские качества, благородство и умение владеть собой.
      — Почему А. С. Пушкин нарушил последовательность изложения?
      Пушкин нарушил последовательность изложения событий, чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом; чтобы читатель испытал то же удивление, что и Антон Пафнутьич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел создать тайну, интригу, и ему это удалось.

       Домашнее задание
      Составить (письменно) план основных событий глав VIII—XI. Прочитать главу XII.
Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши
      
      I. Композиция. Сюжет
      Попросим ученика написать на доске составленный дома план событий глав VIII—XI.
      План основных событий глав VIII—ХI
      1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
      2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
      3) «Благородные увеселения русского барина».
      4) Дефорж убивает медведя.
      5) «...Гости начали съезжаться».
      6) Праздничный обед в Покровском.
      7) Рассказы Спицына и Глобовой.
      8) Приметы Дубровского.
      9) Окончание праздника.
      10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
      11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
      12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
      13) Дубровский покупает у француза документы.
      14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
      15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.
      Работая коллективно, справа от записей цифрами (цветным карандашом или зеленой ручкой) обозначим истинный ход событий.
      Мы восстановили сюжет произведения.
      * Сюжет — последовательность и связь событий в художественном произведении.
      Зачем автор нарушает временнýю последовательность событий, т. е. последовательность изложения сюжета?
      Пушкин нарушает временнýю последовательность событий, чтобы создать тайну, интригу, вызвать напряженный интерес читателей.
      Читаем статью учебника «Композиция» (с. 149—150). Выписываем определение композиции.
      * Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

      II. Романтическая история любви Владимира и Маши
      — Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от планов мести?
      — Вспомните, как сначала относилась Маша к Дефоржу. Почему?
      — Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю?
      — Какие чувства испытала она, когда получила записку от Дефоржа?
      — Как Маша продумывала свое поведение на свидании? Удалось ли ей вести себя так, как она хотела?
      — Найдите слова Дубровского, объясняющие отказ от мщения.
      «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
      — Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому?
      Шестиклассники могут не сразу понять, что означает обещание не отвергнуть преданности. Расскажем им о том, что в средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической.
      — Почему Дубровский был вынужден бежать из Покровского?
      — Как расстался Троекуров со своими гостями?
      Попросим учеников вспомнить, как Троекуров приказал запереть ворота, чтобы гости не смогли уехать домой в день храмового праздника в Покровском. Сопоставим этот поступок с тем, как Троекуров в одиннадцать часов, будучи не в духе, разогнал гостей по домам. Сделаем вывод о деспотизме и самодурстве Троекурова.

       Домашнее задание
      Дочитать роман до конца (главы XIII—XIX). Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам (с. 148).
Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского
      1. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны
      Беседа по вопросам учебника
      — Каким вы представляете себе князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?
      Князь Верейский — человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет:
      «Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
      Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провел за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своем поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства.
      Двух соседей роднит еще и то, что каждый из них заботился только о своем собственном благополучии и считал, что все остальные созданы, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие.
      — Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?
      Кирила Петрович относился к своей дочери как к собственности и без ее согласия решил выдать Марью Кириловну замуж за князя, который был много старше ее. Душевные переживания Маши были для него досадным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.
      Для иллюстрации разговора Марьи Кириловны с отцом учитель может воспользоваться репродукцией картины Ф. С. Журавлева «Перед венцом», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. На картине изображена молодая девушка в подвенечном платье, украшенном цветами. Она стоит на коленях перед отцом, закрыв лицо руками. Отец, видимо, сообщает ей, что его решение окончательное.
      — Перескажите эпизод с кольцом.
      — Как вели себя Митя и Саша во время допроса?
      Митя и Саша во время допроса вели себя по-разному. Когда Саша проговорился, Кирила Петрович понял, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал грозить Саше, что отдерет его розгами. Саша испугался и постепенно, слово за слово, рассказал о просьбе сестры.
      Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, потому что после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На следующий вопрос Троекурова мальчик отвечал «с большим равнодушием», что он «малину крал». После этого Митя не сказал больше ни слова. Он принял на себя «вид настоящего дурачка» и не отвечал на угрозы Троекурова.
      Троекуров и исправник выпустили Митю, чтобы выследить, куда он побежит: «Он пособит нам поймать самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был обнаружен, и его атаковали солдаты.
      После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала позвать Дубровского на помощь в случае необходимости. Однако она сама в отчаянии рассказала отцу, что может прибегнуть к заступничеству Дубровского. Отец сделал все возможное, чтобы этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтобы предупредить Дубровского, не смогла вовремя положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не решилась вовремя сказать отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не решилась сказать «нет» в церкви. Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришел вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...»
      Марья Кириловна отказалась от помощи Дубровского, потому что была обвенчана и более не могла поступать по своей воле. Марья Кириловна стала княгиней и богатой женщиной. Только после смерти старого мужа она обрела бы независимость.
      Если есть возможность, учитель покажет ученикам репродукцию картины В. В. Пукирева «Неравный брак». Социальные типы этой картины несколько иные, чем у Пушкина: разбогатевший чиновник цинично покупает себе молодую жену, невесту-бесприданницу; но неизменной остается бесправность женщин того времени в России.
      — Рассмотрите иллюстрацию Е. Е. Лансере (с. 140, ч. 1 учебника). Какой фразой из романа «Дубровский» можно было бы назвать ее? Опишите то, что вы видите на этой иллюстрации.

      II. Судьба Дубровского
      Глава XIX
      Читаем вслух главу XIX. Затем работаем над вопросами учебника к главе.
      А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкой с искусством, обличающим опытного портного». После обеда разбойники вставали и молились Богу, потом некоторые разбрелись по лесу, а другие прилегли вздремнуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяне.
      Караульщик ведет себя не как разбойник, привыкший к постоянной опасности, а как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплатой и, сидя верхом на пушке, поет во все горло грустную песню. Человек, который чувствует грусть и печаль, не станет петь во все горло. Он будет петь негромко, задумчиво. Тем более не станет петь человек, стоящий в карауле, потому что он должен прислушиваться, нет ли где врага. И конечно, у настоящих разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая».
      — Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
      Дубровский покинул своих крестьян по нескольким причинам. Во-первых, он понимал, что после штурма его крепости солдатами правительство отправит более крупные силы на то, чтобы ликвидировать разбойничье гнездо, и он уже не сможет продержаться со своими разбойниками-крестьянами. Во-вторых, у него было уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе жизнь за границей (в России он уже не смог бы жить под своим именем) и обеспечить деньгами своих крестьян. В-третьих, исчезла главная причина, по которой Дубровский все еще оставался в Кистеневской роще: Марья Кириловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

      III. Итоговая беседа
      Подведем итоги изучению романа. Первый вопрос ориентирован на понимание учениками социальной проблематики романа.
      — Почему Андрей Гаврилович Дубровский проиграл тяжбу с Кирилой Петровичем Троекуровым?
      Дубровский проиграл тяжбу с Троекуровым, потому что документы у него сгорели, а Троекуров подкупил судей и чиновников. Подобострастный Антон Пафнутьич Спицын лжесвидетельствовал в пользу Троекурова, а судьи доказали, что настоящим законом для них являются деньги.
      — Как вы думаете, могла ли история любви Дубровского к Марье Кириловне иметь счастливый конец?
      У молодого Дубровского не было средств и связей, чтобы обратиться за помощью к царю, как он обещал своим крестьянам. Своими разбойничьими нападениями он поставил себя вне закона.
      История его отношений с Марьей Кириловной не могла иметь счастливой развязки. Даже если бы он успел вовремя и не дал свершиться бракосочетанию, то что бы он смог предложить Марье Кириловне взамен? Участь жены разбойника, вынужденного бежать за границу, скрывать всю жизнь свое настоящее имя и не иметь возможности приехать на родину.
      Если бы Дубровский даже убил князя Верейского, то Троекуров отдал бы дочь замуж за другого человека или заточил бы ее в монастырь.
      Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести и не нарушил слова, данного Марье Кириловне, что «ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».
      — Как бы вы сформулировали главную мысль произведения?
      Главную мысль этого произведения трудно сформулировать однозначно. Можно выразить ее так: благородным и честным людям ненавистно низкопоклонство, бесчестие, всевластие денег, они не могут примириться с фактом, что можно купить даже решение судей.

      IV. Роман
      Скажем ученикам, что на следующем уроке они закончат изучение первого романа, который входит в школьную программу. Прочитаем в учебнике определение романа (с. 150) и выпишем его себе в тетрадь.
      * Роман — большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
      Действительно, в романе «Дубровский» изображены дворяне — богатые и бедные, чиновники — судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне — дворовые, кузнец, кучер, нянька и другие. В романе показаны два поколения жизни дворянских (Троекуровы, Дубровские) и крестьянских семей (Орина Бузырева и Гришка), описаны различные значимые события жизни человека — свадьба, смерть; есть любовный сюжет и детективная интрига. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие?

       Домашнее задание
      Подготовиться к изложению с элементами рассуждения на тему «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?».
Изложение с элементами рассуждения: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»
Урок развития речи
      I. Подготовка к изложению
      Составим вместе с учениками план изложения.
      Вариант плана
      1. Владимир Дубровский в Петербурге.
      2. Письмо Орины Егоровны Владимиру Дубровскому.
      3. Приезд Владимира в Кистеневку.
      4. Что узнал Владимир из документов отца и рассказов крестьян?
      5. Смерть отца.
      6. Дубровский становится разбойником.
      Пересказ должен быть очень кратким. Не следует увлекаться изложением подробностей и разговоров. В конце изложения необходимо сделать вывод.

      II. Изложение
      Дополнительный материал «Стиль пушкинской прозы» (см. в Приложении).

      Домашнее задание
      Прочитать статью учебника «О романе „Дубровский“» (с. 59—64).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога