воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Что необходимо на уроке литературы

  • текст с закладками и пометками;
  • дневник читателя;
  • тетрадь, ручка, карандаш.
  КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ
  1. Ученик должен осознавать, что этот учебный предмет - не уроки чтения в младших классах, не развлечение, не «говорильня» (пустая болтовня), а один из самых сложных и важных предметов. Многие взрослые люди не умеют читать (воспринимать) художественные произведения, чем обедняют свою жизнь.
  2. Настоящее чтение – повторное! Только зная целое, можно понять смысл частностей, подробностей, деталей. А дьявол, как известно, в деталях! Читая, обращайте внимание на мелочи и подробности.
  3. Читать нужно с мыслью, вдумчиво, задавая себе вопросы. А почему так, а не иначе? Зачем нужен этот герой? Для чего нужна та или иная подробность? и т. п. Читать нужно с карандашом в руках, делая пометки.
  4. Самое трудное – это помнить, что в искусстве «все не просто так», всё не случайно, и чем «проще», «реалистичнее» (как в жизни) кажется произведение, тем оно сложнее для осмысления.
  5. «Все не просто так», потому что АВТОР писал тоже с мыслью, он тоже жил, думал, переживал, познавая МИР и ЧЕЛОВЕКА. Любое произведение искусства имеет идею, с-мысл.
  6. Если ученик не может по-настоящему подготовить ответы на устные вопросы (т.е. отметить в тексте карандашом цитаты, сделать закладки и т. п.), то он должен отвечать на них письменно!
  7. Письменный ответ по литературе – это мини-сочинение, это текст- рассуждение с цитатами, показывающий особенности личности писавшего. СПИСЫВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!!!
  8. Заканчивая работу, прислушайтесь к себе: что изменилось, что вы думаете, чувствуете по поводу прочитанного? Может быть, как-то изменились вы сами?
  9. Хорошо бы для начала вести «Дневник читателя»:

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
·         ФИО автора произведения
·         Название произведения
·         Число страниц
·         Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
·         В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
·         Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
·         Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
·         Отзыв о книге.
·         Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
·         Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
·         Список критической литературы по произведению или автору.
·         Выписки понравившихся фраз, выражений.
·         Краткая биография писателя.
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.

http://litera865.blogspot.com/


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога