воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Грин "Алые паруса"

Александр Степанович Грин
Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль
Герои и образы ХХ века сильно отличаются от героев и образов предыдущего века. Писатели тоже становятся другими: если в XIX веке писатели были дворянами по происхождению, то в XX веке писатели попадают в русскую литературу из глубины народной жизни: из села, из рабочей слободы.
АЛЫЕ ПАРУСА Читает: Белый Александр

АЛЫЕ ПАРУСА Феерия /текст книги/
Автор: Грин Александр Исполняет: Белый Александр
      — Какие исторические и культурные события происходили в XX веке? Как, по-вашему, они влияли на литературу?
Основные даты истории России XX века:
      1914—1917 годы — Первая мировая война.
      1917 год — Великая Октябрьская социалистическая революция.
      1918—1921 годы — Гражданская война.
      1941 — 1945 годы — Великая Отечественная война.
После революции миллионы жителей России получили право на бесплатное образование и стали грамотными. В литературу пришли новые имена, а авторы, которые писали и раньше, открыли для себя новые источники вдохновения. Среди них был Александр Грин.
     Из очерка Паустовского:
      «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку»
      «С ранних лет Грин устал от безрадостного существования.
      Дома мальчика постоянно били. Даже больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:
А в неволе
Поневоле,
Как собака, прозябай!
      „Я мучался, слыша это, — говорил А. С. Грин, — потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее“.
      С большим трудом отец отдал А. Грина в реальное училище.
      Из училища Грина исключили за невинные стихи о своем классном наставнике.
      Отец жестоко избил его. А потом несколько дней обивал пороги у директора училища, унижался, ходил к губернатору, просил, чтобы сына не исключали, но ничто не помогло».
      Злосчастные стихи А. Грин написал, подражая пушкинской «Коллекции насекомых»: несколько шуточных куплетов на преподавателей превратились в целое дело, а Грин приобрел репутацию «зловредного сочинителя», в результате в гимназию его тоже не приняли.
      В. Вихров, рассказывая о горьких скитаниях, о голоде, несчастиях будущего писателя и о мечте о море, пишет:
      «Удивляться надо не житейской неопытности Грина, не тем передрягам, которые претерпевает шестнадцатилетний мечтатель, попавший из тихой Вятки в шумный портовый город, а тому поистине фанатическому упорству, с каким пробивался он к своей мечте, — в море, в матросы».
      Первый раз А. Грина взяли на корабль юнгой: он должен был выполнять всю необходимую работу и при этом платить деньги за продовольствие. Денег у Грина не было, и после второго рейса его списали. Он нанимался на другие корабли. Порядки в те времена во флоте были порой бесчеловечными, невыносимыми. Грин остро чувствовал несправедливость и выступал против нее. Деспотичным владельцам судов и капитанам не по нраву приходился самостоятельно мыслящий матрос, и его выгоняли с судна.
      Крым, Азербайджан, Урал, нефтяные разработки, золотые прииски, плавание на барже, работа банщиком и бакенщиком — А. Грин пытался найти свое место в жизни, найти подходящую работу, но возвращался к отцу в Вятку — без денег, часто больной. Перепробовав, казалось бы, все, что можно, Грин поступает в солдаты. Но служба в мрачных казармах, где царили самые жестокие нравы, поражает Грина бессмысленностью. Здесь он встречается с эсерами (социалистами-революционерами), начинается его революционная деятельность.
      За агитацию среди матросов Севастополя А. Грин был арестован и два года просидел в тюрьме. Именно в тюрьме Грин начал писать. При этом он приобрел уважение рабочих-революционеров, сидевших в тюрьме. Об этом свидетельствует удивительный случай:

      «С гордостью и восхищением вспоминает писатель о тех четырех рабочих социал-демократах, что при объявлении амнистии в октябре 1905 года решительно отказались выходить из тюрьмы, пока не отпустят на свободу „студента“, т. е. Грина.
      „Адмирал согласился выпустить всех, кроме меня, — пишет Грин. — Тогда четверо рабочих с.-д., не желая покидать тюрьму, если я не буду выпущен, заперлись вместе со мной в моей камере, и никакие упрашивания жандармского полковника и прокурора не могли заставить их покинуть тюрьму“.
      Через день, 20 октября 1905 г., рабочие вышли из тюрьмы вместе с Грином».
      Самая знаменитая книга А. Грина — феерия «Алые паруса» — задумывалась в 1917—1918 годах, в огне революции и войны. Мечтой и верой в прекрасное, подлинно чудесное откликался Грин на грозные события и невиданные преобразования тех лет.

      II. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль
  

Как всякое выдающееся художественное произведение, оно многослойно по содержанию: перечитывая его заново, можно каждый раз открывать новые яркие образы и исследовать глубину мысли автора.

      Словарная работа
      Существительное феерия произошло от французского слова со значением фея. Имеет два значения.
      1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышностью постановки и сценическими эффектами.
      2. Переносное значение: волшебное, сказочное зрелище. От существительного феерия можно образовать прилагательные феерический, фееричный.
      — Как вы понимаете такое выражение: «На День выпускника организаторы праздника подготовили огненную феерию на воде»?
      — Подберите синоним к словосочетанию феерически красиво.
      — Книга Александра Грина «Алые паруса» имеет подзаголовок феерия. Как вы думаете, какое значение имеет это слово в данном случае? Каким по содержанию должно быть произведение с таким подзаголовком?

       В главе первой — «Предсказание» — рассказывается предыстория (почему матрос Лонгрен перестал ходить в плавание и стал постоянно жить в своем доме в Каперне) и история детства Ассоль.
      Это одновременно подлинная драма и затаенная радость, сплав боли и мечты.
Можно читать и пресказывать эпизоды первой главы. Пролог (гибель Мери, «черная игрушка», «надо уметь любить») читаем, занятия Лонгрена и начало путешествия Ассоль в Лисе кратко пересказываем; разговор с Эглем читаем, беседу Ассоль с отцом и беседу Лонгрена с нищим пересказываем; дети дразнят Ассоль — читаем.
   
      Домашнее задание
      Прочитать IV—VI главы. В главе II «Грэй» выделить эпизоды, которые сыграли важную роль в становлении характера Грэя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога