Константин Георгиевич Паустовский – сам прекрасный стилист и тонкий ценитель природы и искусства – пишет о теме любви в творчестве А.И Куприна и ставит вопрос: можно ли сказать о любви что-то ещё, когда кажется, что сказано всё?
Уже в первых абзацах Паустовский сам отвечает на этот вопрос так: «у любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание». То есть Паустовский считает, что можно снова и снова писать о любви, потому что различные аспекты любви неисчерпаемы и потому что у каждой новой любви – новое.
Размышляя о проблеме изображения любви в творчестве А.И. Куприна, Паустовский подчеркивает, что, во-первых, у Куприна много тонких рассказов о любви: «об ожидании любви, о трагических ее исходах, об ее поэзии, тоске и вечной юности». Так Паустовский показывает множество разных аспектов любви даже у одного только Куприна.
Во-вторых, Паустовский подчёркивает, что многие рассказы Куприна – подлинные истории, бывшие в реальности. То есть Паустовский считает: если, подобно Куприну, писатель способен открывать «в реальности поэтические пласты настолько глубокие и чистые», то тема любви неисчерпаема. По мнению Паустовского, писательский вкус, способность писателя включить, например, любовь, в приморский осенний пейзаж и тем самым усилить горечь и силу повествования также делает тему любви неисчерпаемой.
Таким образом, мы видим, что Паустовский подтверждает свой тезис, что о любви писать можно, анализом темы любви в творчестве Куприна.
Итак, отвечая на вопрос, можно ли сказать что-то ещё о любви, Паустовский приходит к следующему выводу: Да, можно: потому что разные аспекты любви неисчерпаемы, потому что каждая новая подлинная любовь – впервые и потому что талант писателя может поднять эту тему на новую поэтическую высоту.
Мне понятна позиция К.Г. Паустовского. Конечно, в руках мастера любая тема может прозвучать остро современно, по-новому. И, конечно, в любой теме талантливый писатель может открыть ещё не изведанный пласт поэзии. В том, что это так, меня убеждают, например, рассказы Чехова и Бунина о любви. Аспекты любви и поэзия любви у них разные при всём, казалось бы, сюжетно-тематическом сходстве. Вспомните, например, «Даму с собачкой» Чехова и «Солнечный удар» Бунина…
Паустовский прав: тема любви неисчерпаема!
334 слова
Иногда кажется, что о
любви в мировой литературе сказано все. Что можно сказать о любви после
«Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и история Манон Леско, после
пушкинского «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского — «Не смейся над моей
пророческой тоскою», после «Анны Карениной» и чеховской «Дамы с собачкой».
Но у любви тысячи
аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое
благоухание.
Есть у Куприна одна
заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да
иначе к ней и нельзя прикасаться. Это — тема любви.
Один из самых
благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных-это купринский
«Гранатовый браслет».
Куприн плакал над
рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами. К
сожалению, писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я
говорю к сожалению, потому, что и эти слезы и этот смех говорят о глубокой
жизненности того, что писатель создал, иной раз сам не понимая до конца силы
своего перевоплощения и своего таланта.
Куприн говорил о
«Гранатовом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал.
Это верно. У Куприна
есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о
трагических ее исходах, об ее поэзии, тоске и вечной юности. Куприн всегда и
всюду благословлял любовь. Он посылал «великое благословение всему: земле,
водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и
вечной красоте, заключенной в женщине».
Характерно, что великая
любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским
столом чиновника контрольной палаты Желткова.
Невозможно без тяжелого
душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном:
«Да святится имя твое!»
Особую силу «Гранатовому
браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок —
поэтический и озаряющий жизнь — среди обыденщины, среди трезвой реальности и
устоявшегося быта.
Все персонажи
«Гранатового браслета» действительно существовали. Куприн сам писал об этом в
одном из своих писем: «Это — помнишь? — печальная история маленького
телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно
и самоотверженно влюблен в жену Любимова».
Я упоминаю об этом
исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей
Куприна. Куприн не извлекал свои рассказы из мира вымысла и поэзии. Наоборот,
он открывал в реальности поэтические пласты настолько глубокие и чистые, что они
производили впечатление свободного вымысла.
У меня нет возможности
рассказать обо всех достоинствах «Гранатового браслета», но об одном нельзя не
сказать, — о безошибочном вкусе Куприна, включившего рассказ о трагической и
единственной любви в обстановку южной приморской осени.
Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов — все это сообщает особую горечь и силу повествованию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий