среда, 20 декабря 2017 г.

Сочинение по тексту Чехова про провизора и учителя

 Задание 26 
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всем видимостям провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
— (9)Через час будет готово.
— (10)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин. — (11)Мне решительно невозможно ждать.
(12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся
ждать.
(14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
— (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
(20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.
(21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
(22)«Странные люди, ей-богу! — подумал он. — (23)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».
— (24)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. — (25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
— (26)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь. — (27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то?
— (29)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.
— (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.
— (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства полу́чите!
(34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила
потянула его голову к подушке. (38)Он прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже
пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

(По А. П. Чехову*)
Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) — выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.
Ис­точ­ник тек­ста: досрочный ЕГЭ 2014,вариант 1.


 СОЧИНЕНИЕ






Текст о больном учителе и выутюженном провизоре – типичный юмористический рассказ Чехова.
И что хотел сказать автор, какой важный вопрос поставил… сразу не разберешь.
Ясно одно – смешно. Смешно, как вычищен и вылизан высокий господин, как он не отвечает на вопросы и попытки заговорить несчастного учителя. Смешно, как этот учитель со смешной фамилией Свойкин в надежде на поддержку и сочувствие делится размышлениями, что, мол, счастье – заболеть в столице, а не в деревне, где нет аптек и докторов.
Наконец, смешно то, что Свойкин не замечает непроницаемости и безразличия аптекаря, приписывая его сухость и черствость, бесчувственность его «утюжной фигуры» своему болезненному состоянию. Свойкин, конечно, ужаснулся, что «святое дело попало в руки» равнодушного человека, но ужаснулся как бы понарошку, мол, в действительности так не может быть!
Кстати, учитель и домой за 26 копейками сходил в забытьи, 5 раз отдыхая. А уж за лекарством Свойкин пошел и вовсе во сне и во сне же вновь беседовал с провизором.
Что касается провизора, то это знакомый со школы тот же тип человека в футляре, человека-машины, человека, утратившего человечность, так сказать, тип Червякова. Неслучайно, у провизора нет фамилии. Это не важно! Важно то, что он провизор! Все остальное – мешает быть идеальным провизором. Точно так же человеческие, а не чиновничьи реакции генерала Брюзжалова мешают Червякову жить, вернее, чихать и быть прекрасным экзекутором. И прекрасный экзекутор Червяков умирает.
Слава богу, Свойкин не смог помешать идеальному провизору быть только идеальным провизором. Слава богу, Свойкин не умер от бессердечия «господина с солидно закинутой назад головой… по всем видимостям провизора». Слава богу, домашний учитель не пошел в аптеку во второй раз… а просто заснул.
Может, выздоровеет и без порошка провизора, если шесть копеек важнее человека и если, по мнению провизора, занести позднее или как-то иначе решить вопрос – «этого нельзя!»
Не думаю, чтобы Антон Павлович написал этот рассказ, чтобы раскрыть проблему безразличия, равнодушия или бессердечия. Скорее всего, Чехов хотел, чтобы люди увидели, как социальные роли, навязываемые обществом, городом, - разобщают, чтобы люди увидели, какими они бывают, если перестают быть людьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога