понедельник, 11 декабря 2017 г.

Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения Урок-практикум

  
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения
Урок-практикум
      I. Проверка домашнего задания
      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

      II. Н. А. Некрасов.«Крестьянские дети»

      В учебник по литературе для 5 класса, переработанный в 2006 г., впервые включен полный текст стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». По начальной школе детям обычно знаком отрывок из этого стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору...». Полный текст «Крестьянских детей» — сложное по содержанию и композиции произведение, требующее внимания не меньше, чем стихотворение «На Волге» или знаменитое «Есть женщины в русских селеньях...». Предлагаем учителям вариант работы с этим произведением.
      Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

      Индивидуальные задания
      На предыдущем уроке мы предложили нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н. А. Некрасова. Карточки с текстами (они даны ниже) учитель даст детям домой (каждую карточку — двум-трем ученикам на случай, если кто-то из них не сможет присутствовать на уроке). Задание по карточкам может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития учеников:
      — пересказать текст, соблюдая стилистические особенности;
      — пересказать текст;
      — прочитать текст выразительно.


Карточка 1

      «...Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „...Отношения мои к грешневцам были такие:
...Благодарение Богу,
Я совершил еще раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги... как сладок
Теплого колоса пар!
— Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идет обыватель.
Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
      Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость“.
      Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.
      И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>
      По воспоминаниям сестры Анны, „проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой“.
      Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу» 8.

Карточка 2

      «Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <...> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.
      „Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред.) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“. <...>
      Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.
      „Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства“. „Все, что по ней шло и ехало и было ведомо“ — и это дни, месяцы и целые годы».

      Первичное знакомство с текстом стихотворения

      Стихотворение «Крестьянские дети» читает детям учитель. Оно неоднородно по содержанию и звучанию, и правильно выбранные интонации помогут детям адекватно понять его смысл. Для прочтения стихотворения вслух требуется около 12 минут.
      После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Это не обязательно должен быть ответ на вопросы, что понравилось и что не понравилось. Важно побудить детей к осмыслению собственного впечатления от прочитанного: что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что — задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные...); что интересного заметили дети в стихотворении. Если дети приучены к подобному размышлению, то они уже после первого прочтения делают множество тонких наблюдений над композицией, сюжетом, позицией автора, что весьма способствует качественному анализу текста.
      Одним из первых наблюдений будет открытие, что, оказывается, «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...») — это не отдельное стихотворение, а составная часть «Крестьянских детей». И это замечание может стать ключом к анализу.

      III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

      Эвристическая беседа

      Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.
      — Мы с вами уже заметили, что «Однажды в студеную зимнюю пору...» — составная часть большого стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части. Пролистайте учебник и подумайте, из каких же частей оно состоит.
      Если дети затрудняются, поможем им вопросами.
      — С чего начинается стихотворение?
      Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте.
      — До каких слов идет рассказ об этом случае?
      «...Так рядом с Гаврилой... — «Услышит, молчи!»
      — Это значит, что со слов после черты:«О, милые плуты! Кто часто их видел...» — идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
      Дети просмотрят текст и найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».
      — Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
      В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки — Фингал, поэтому дети могут не сразу понять, что рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
   
      — Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
      — Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?
      Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели. Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.
       На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.
Часть
Содержание
Рассказчик
Слушатели
1
Встреча охотника с крестьянскими детьми
Охотник
Друзья, гости
2
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
Журналист, публицист
Читатель из дворян, из общества образованных людей
3
Обращение к крестьянским детям
Гражданин, который думает о будущем народа
Крестьянские дети
4(1)
Встреча охотника с крестьянскими детьми
Охотник
Друзья, гости
      — История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?
      Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Если это дом, то у него должна быть крыша (это в нашем сравнении важная деталь). Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы остановимся на образе дома.
      — У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

      Сообщения учеников
      Попросим выступить детей, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ученикам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Трудность для учеников часто в том, что они думают, будто это взрослый автор ходил с крестьянскими детьми за грибами и смотрел на прохожих на большой дороге. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло.

  Комментированное чтение

      1. Дети читают текст:
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого сорта людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
      — Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?
      Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.
      — «О, милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
      — В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
      Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».
      Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...»
      — Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?
      — Кого автор называет балованными детками?
      — Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
      2. Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
      — Кто «делывал с ними грибные набеги»?
      Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.
      — Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал! Какой у него смысловой оттенок?
      — О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
      Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать).
      — Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?
      Севастьян.
      — Почему дети клали змей на перила моста?
      В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.
      3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...»
      — Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!
      Вологжанин — житель города Вологды.
      Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
      Портной — мастер по шитью одежды.
      Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
      — Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?
      — Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
      Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было из газет и журналов, из книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих, странников.
      — Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — / Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»
      Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья от Вышнего Волочка до Казани.
      Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
      4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» — до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?»
      Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах».
      — Чем закончился поход за грибами?
      — Что делают дети, вернувшись домой?

      5. От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством...».
      — Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
      — Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

      Из шести предложений четыре — восклицательные.
      — Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
      6. От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в деревню въезжает царем...».
      — Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
      — Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

      Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
      Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
      — Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
      Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.
      7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов: «Однако же зависть в дворянском дитяти...» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды...»
      — Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
      — Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
      — Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
      — Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.
      — Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».

      8. От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых так много любви!».
      — Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
      — Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
      — Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
      — Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?

      Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.
      — Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:
...Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
      — Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?
      Важно, чтобы дети поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее; вспомним отрывки из стихотворения «На Волге»:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!.. <...>
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
(Заполняем таблицу — с. 140 настоящего пособия.)
      Н. H. Скатов пишет:
      «В 1861 году пишутся „Крестьянские дети“. <...>
      В „Крестьянских детях“ — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми“, с „Похоронами“, с „Коробейниками“ — прежде всего с „Коробейниками“ — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
      Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников“, поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета. <...>
      Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей“:
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши. Живется легко.
      Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши“ всего лишь о „крестьянских детях“ вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни.
      Кстати сказать, сама работа над „взрослой“ поэмой «Коробейники» последовала тем же летом, немедленно вслед за этой „детской“ поэмой. Сами стихи в этой детской поэме стягиваются, собираются и наконец концентрируются буквально в образе-символе, каким стал почти немедленно приобретший хрестоматийность „Мужичок с ноготок“. <...>
      Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам... с ноготок“; „Мужиков“, но... „ребенок был так уморительно мал“; „малюточка“, но — „басом“. Лето: „А солнце палит их полуденным зноем“. И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)“.<...>
      Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия“), но — жизнь.
      Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.
„Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...“
      Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
      Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
        В которых так много любви!» 9
      
      9. Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной!..»
      — К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
      (Заполняем таблицу — с. 140 пособия.)
      — Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?
      — Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт?

      Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
      — Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения?
      Предыдущая работа поможет детям увидеть две большие части (можно сказать «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную сторону» жизни и трудную, тяжелую сторону.
      Светлая сторона: 1—6-й отрывки.
      Трудная сторона: 7—8-й отрывки.
      9-й отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

      Домашнее задание


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога