пятница, 22 декабря 2017 г.

Вопросы к устному зачету по предмету «Литература 11 класс»

(вопросы из учебника под ред. Журавлева, М. Просвещение, 2012)
Вы должны показать:

Что вы читали и знаете содержание изученных в первом полугодии произведений.

Что вы читали учебник (или другую литературу) и способны ответить на вопросы по литературе 20 века 


Зачет устный. Нужно ответить на два вопроса (по поэзии и по прозе)

Например:
1.Покажите на примерах из стихов и поэм Маяковского особенности его поэтики: рифмы (составные, ассонансные), ассоциативные сближения далеких понятий (в сравнениях, метафорах), гиперболические и гротесковые образы, тонический стих (объясните его отличие от силлабо-тонического стиха).
2.Как различаются представления о жизни и смерти Лютова и «конармейцев»?


БИЛЕТ 1


1. Каков смысл определения «Серебряный век»?
2. Как выражена тема обреченности мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»?


БИЛЕТ 2

1. Каковы причины возникновения футуризма? Как толковал позиции футуристов В. Маяковский?
2. Как донесена авторская концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Что сближает рассказ с повестью «Деревня»?


БИЛЕТ 3

1. Каковы особенности образной системы в лирике Ахматовой (на примере 2— 3 стихотворений по выбору).
2. Что такое антиутопия? Определите место романа Замятина
в ряду произведений этого жанра. В чем значение предостережений Замятина для нашего времени?


БИЛЕТ 4

1. Каковы особенности раскрытия темы любви в ранней лирике Ахматовой?
2. Какова функция сказа в «Конармии» И. Бабеля?


БИЛЕТ 5

1. Есенин утверждал: в его поэзии, как и в народном искусстве, — «все от древа». Назовите самые постоянные, самые характерные для его поэзии, «сквозные» образы.
2. Каков сюжет романа «Мы»? В чем смысл изображенной в романе истории любви? Какие реальные явления и процессы настоящего дали Замятину
основания для изображения фантастических картин будущего? 

БИЛЕТ 6

1. Вспоминая молодого Маяковского («Маяковский в 1913 году»), А. Ахматова писала: «Не ленились молодые руки, грозные ты возводил леса». Что в ранних стихах поэта дало повод для такой метафоры?
2. Какова главная печаль героев, оставшихся после смерти Николая Дмитриевича? В чем проявился глубокий пессимизм писателя? Каковы концепция жизни и мироощущения в прозе Л. Андреева?

БИЛЕТ 7

1. Что сближает разные течения модернизма? Что отличает модернизм от реализма?
2. Какие черты, по мнению И. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)?


БИЛЕТ 8

1. Чем нам близка поэзия Есенина?
2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести «Олеся»? В чем следует Куприн («Олеся») традиции Л. Толстого («Казаки») и в чем полемизирует с классиком литературы?

БИЛЕТ 9

1. Как и почему менялось отношение Маяковского к войне?
2. Считаете ли вы, что Куприн в повестях «Олеся» и «Гранатовый браслет» понимает любовь как духовное возрождение?

БИЛЕТ 10

1. Как выражается в поэзии Ахматовой гражданская позиция поэта?
2. Как изменяется мироощущение героев пьесы «На дне» на протяжении четырех актов?

БИЛЕТ 11

1. Свое отношение к революции Маяковский и Есенин сформулировали почти одинаково. Маяковский: «Моя революция!»; Есенин: «В годы революции был на стороне Октября». Разница, однако, была. И существенная. В чем?
2. Считаете ли вы, что Куприн в повестях «Олеся» и «Гранатовый браслет» понимает любовь как духовное возрождение?


БИЛЕТ 12

1. Покажите на примерах из стихов и поэм Маяковского особенности его поэтики: рифмы (составные, ассонансные), ассоциативные сближения далеких понятий (в сравнениях, метафорах), гиперболические и гротесковые образы, тонический стих (объясните его отличие от силлабо-тонического стиха).
2. Почему «На дне» называют социально-философской драмой?


БИЛЕТ 13
1. Как бы вы истолковали основной тезис есенинской «религии мысли»: перезвон «узловой завязи» природы с сущностью человека?
2. Каковы способы выражения авторской позиции в «Конармии»?

БИЛЕТ 14

1. Лирика любви («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник»). В чем ее нетрадиционность у Маяковского (социальный аспект)?
2. Почему «На дне» называют социально-философской драмой?


БИЛЕТ 15

1. Каковы особенности образной системы в лирике Ахматовой (на примере 2— 3 стихотворений по выбору).
2. Как можно охарактеризовать мировосприятие Лютова и его позицию? Что общего в характерах «конармейцев»?


БИЛЕТ 16

1. «Единственный выход из его стихов — выход в действие». Проиллюстрируйте эти слова М. Цветаевой о Маяковском примерами из его агитационных и сатирических стихов.
2. Какие черты, по мнению И. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)?

БИЛЕТ 17


1. Есенин утверждал: в его поэзии, как и в народном искусстве, — «все от древа». Назовите самые постоянные, самые характерные для его поэзии, «сквозные» образы.
2. Как можно охарактеризовать мировосприятие Лютова и его позицию? Что общего в характерах «конармейцев»?



БИЛЕТ 18

1. Расскажите о любимом поэте и его поэзии
2. В чем особенности драматургии Евгения Шварца?




Критерии оценки ответа


Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне, включают вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественное произведение. Вопросы, связанные с лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат избыточного количества терминов и понятий. Выпускникам предлагается ответить на проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы.Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.


В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литературы.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на все вопросыно в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на другой вопрос, либо ответил на два вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.



Практикум к учебнику Журавлева.

Экзаменационные билеты по литературе 11 класс.
(новые, для школ, перешедших на профильное обучение, 2006г.)

  

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА
ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ XI(XII) КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ
ПЕРЕХОД НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 20 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение. Они позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня (базового или профильного), на котором велось обучение по предмету.
Образовательным учреждениям, не перешедшим на профильное обучение, рекомендуются примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, опубликованные в предыдущем году в журнале «Вестник образования» (№ 5–6, 2005) и размещенные в этом году на сайте журнала www.vestnik.edu.ru.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075 с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. № 2398, от 21 января 2003 г. № 135).
Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов. Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: экзамен по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).
Представленные экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня, на котором велось обучение по предмету (базового или профильного). Экзаменационные билеты разработаны по 20 общеобразовательным предметам:
1. Русский язык
2. Литература
3. Иностранный язык
4. Алгебра и начала анализа
5. Геометрия
6. История России
7. Всеобщая история
8. Обществознание
9. Экономика
10. Право
11. География
12. Физика
13. Химия
14. Биология
15. Естествознание
16. Информатика и ИКТ
17. Мировая художественная культура (МХК)
18. Технология
19. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
20. Физическая культура

Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 25 билетов, каждый билет включает три вопроса (за исключением комплекта по естествознанию, где предложено по два вопроса в билете). К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки об особенностях проведения устного экзамена по предмету. В них объяснена принципиальная разница между комплектами, составленными с учетом базового уровня изучения предмета и комплектами, составленными с учетом профильного уровня изучения предмета, дана характеристика структуры экзаменационного билета в целом, прокомментированы различия первого, второго и третьего вопросов билета. Во всех пояснительных записках указано примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, описаны подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие рекомендательный характер, даны разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения.
Билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер: общеобразовательное учреждение имеет право в экзаменационный материал внести изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обучение; частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать собственные экзаменационные материалы для проведения экзаменов по выбору в устной форме.
Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.
Руководитель В. БОЛОТОВ
Вестник образования № 5–6      26.Март, 2006



ЛИТЕРАТУРА – XI класс

Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в форме обязательного письменного экзамена и устного экзамена по выбору выпускников.
Форма проведения устного экзамена по литературе может быть различной: экзамен с использованием билетов, собеседование, защита реферата. В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в экзаменационных билетах. В том случае если выпускник выбирает собеседование, то по предложению аттестационной комиссии он без предварительной подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником темы работы с учетом рекомендаций учителя, глубокое изучение избранной для реферата проблемы и, наконец, написание работы, в которой излагается суть проблемы и формулируются выводы на основе исследованного материала. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата. Такая форма экзамена рекомендуется учащимся, проявившим интерес к научным исследованиям в избранной области знаний. Вопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику заблаговременно (желательно в начале второго полугодия).
Предлагаемые экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Таким образом, в ситуации переходного периода экзаменационный материал, частично сохраняя требования старой нормативной базы, в значительной мере отражает новые подходы, зафиксированные в стандарте литературного образования. Экзаменационные билеты включают те термины и понятия, которые вошли в раздел стандарта «Основные теоретико-литературные понятия». Некоторые изменения коснулись отбора литературных произведений, на материале которых проводится устный экзамен. В частности, снята альтернатива в выборе произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Вишневый сад» и «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии с новым стандартом выбор допускается при изучении романов М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита», что нашло отражение в билетах). В соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор», по лирике М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама (в старых минимумах эти имена отсутствуют, хотя изучение их творчества давно вошло в школьную практику).
Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, указанном в стандарте среднего (полного) общего образования, однако в комплекты включен ряд произведений, указанных в обязательном минимуме содержания основного общего образования (с учетом традиций литературного образования в итоговый контроль в XI классе включаются «Слово о полку Игореве»; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика и баллады В.А. Жуковского; лирика А.С. Пушкина, его поэма «Медный всадник», а также романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»; лирика, поэмы и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; сатира М.Е. Салтыкова"Щедрина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского).
Комплекты разработаны с учетом двухуровневого образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, позволяющего реализовать задачи профильного обучения. В целом разработано четыре комплекта: два комплекта билетов предназначены для сдачи экзамена по выбору выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения, два других комплекта отражают специфику программ школ с родным (нерусским) языком обучения. Все четыре комплекта билетов ориентированы на названные выше нормативные документы и не нацелены на какую"либо из авторских программ.
В основу всех комплектов заложены некоторые общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы на базовом или профильном уровнях, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты учитывают Требования к уровню подготовки выпускников и опираются на основные произведения, названные в обязательных минимумах содержания образования, представляя их в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы экзаменационных билетов для школ с русским (родным) языком обучения подобраны таким образом, чтобы были представлены три литературные эпохи. Вопрос может быть отнесен к литературе первой половины XIX в. (в ряде случаев это произведения древнерусской литературы или классики XVIII в.) либо к литературе второй половины XIX в., или связан с художественными произведениями XX в. (право выбора последовательности ответа на вопросы предоставляется экзаменуемому). При составлении каждого экзаменационного билета реализована установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. Билеты сбалансированы по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов имеется своя специфика. Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне, включают вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественное произведение. Вопросы, связанные с лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат избыточного количества терминов и понятий. Третье задание в каждом билете нацелено на проверку именно базового уровня освоения предмета. Выпускникам предлагается ответить на проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.
Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на профильном уровне, имеют ряд особенностей. Характер вопросов усложняется: они опираются на разнообразные термины и понятия, включают дополнительные формулировки, предполагающие углубленный анализ какой-либо из сторон художественного произведения. Третье задание в каждом билете содержит вопрос обобщенно"аналитического характера, требующий выхода в литературный контекст с опорой на внутрипредметные связи.
Комплект билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения отражает специфику преподавания русской литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде. Литературное образование в школе с родным (нерусским) языком обучения включает два предмета (русскую и родную литературы) и строится на основе диалога двух литератур (культур). Поскольку этот принцип заложен в процесс преподавания русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения, он нашел отражение в комплектах билетов по русской литературе для итоговой аттестации учащихся таких школ как на базовом, так и на профильном уровне. Первый вопрос билетов содержит материал по русскому фольклору, древнерусской литературе или литературе XVIII–XIX вв. Второй вопрос – по русской литературе ХХ в. Третий вопрос большинства билетов базового уровня предлагает учащимся раскрыть взаимосвязи русской литературы с родной, рассказать о влиянии творчества русского писателя на развитие родной литературы, показать черты общности обеих литератур. Такая же постановка проблемы предлагается и в ряде заданий первого или второго вопросов, где есть возможность выхода на диалог обеих литератур. В отдельных случаях третье задание билетов для базовой школы с родным (нерусским) языком обучения, так же как и третье задание билетов для русской школы, предлагает проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы. Для профильного уровня в качестве третьего вопроса предлагаются задания разного типа:
• задания, направленные на раскрытие черт общности в произведениях русского писателя и писателя – представителя родной литературы, на выявление влияния творчества русского писателя на развитие родной литературы; на сопоставление русского текста с его переводом на родной язык учащихся;
• задания, нацеливающие на самостоятельный анализ фрагмента художественного текста или лирического стихотворения. Эти задания соотнесены с заданиями первого или второго вопроса билетов.
В вопросы билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским) языком обучения включены задания по тем произведениям русской литературы (в ряде случаев в образовательном стандарте они даны курсивом), в которых наиболее ярко отображены обычаи, традиции русского народа, факты русской культуры, особенности русского национального характера (например, русские народные сказки, былины, жития, рассказы Н.С. Лескова, раскрывающие тип «героя"праведника»). Предложены также задания по тем произведениям, в которых нашли отражение этническое многообразие России, контакты разных слоев русского общества с местным населением, духовные связи русских поселенцев с коренными жителями, «русский путь» освоения края (например, рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница», «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова). Эти вопросы особенно актуальны в настоящее время для воспитания учащихся в духе взаимоуважения и сопричастности к иным культурам.
Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты. В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в экзаменационный комплект более 30 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20). Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).
При проведении устного экзамена по литературе оценивается глубина и прочность знаний, полученных в рамках конкретной программы литературного образования, по которой было организовано обучение, поэтому на экзамен выносится достаточно объемный учебный материал. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.
В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литературы.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

Следует отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.


Примечание: Ниже следует не оригинальный текст экзаменационных билетов, напечатанный в "Вестнике образования" март 2006, а вопросы из экзаменационных билетов, размещенные автором этого сайта в хронологическом порядке.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». (Билет 1)
2. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)
3. Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14)
4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)
5. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? (Билет 19)
6. Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? (Билет 24)
7. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).(Билет 2)
8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4)
9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5)
10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?(Билет 22)
11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21)
12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)(Билет 25)
13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17)
14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7)
15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16)
16. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8)
17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова(Билет 23)
18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18)
19. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6)
20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)(Билет 15)
21. Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9)
22. Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11)
23. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20)
24. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12)
25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13)
26. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15)
27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1)
28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17)
29. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14)
30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3)
31. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).(Билет 16)
32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6)
33. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9)
34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10)
35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23)
36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского«Преступление и наказание»? (Билет 2)
37. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24)
38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза». (Билет 13)
39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5)
40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8)
41. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18)
42. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22)
43. Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7)
44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11)
45. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20)
46. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21)
47. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19)
48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4)
49. В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12)
50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25)
51. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3)
52. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 9)
53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 4)
54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25)
55. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13)
56. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6)
57. Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1)
58. Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10)
59. Философские мотивы лирики С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22)
60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7)
61. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24)
62. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)
63. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20)
64. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5)
65. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14)
66. Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17)
67. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12)
68. Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11)
69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8)
70. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19)
71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15)
72. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18)
73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).(Билет 16)
74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23)
75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21)


Авторы и произведения, упоминаемые в этом комплекте билетов:
"Слово о полку Игореве" конец XII в.
Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)
"Недоросль" 1782
В.А. Жуковский – (1783 – 1852)
"Светлана" 1812
А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)
"Горе от ума" 1824  
А.С. Пушкин – (1799 – 1837)
"Медный всадник" 1833
"Евгений Онегин" 1823-1838
"Капитанская дочка" 1836
М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)
"Мцыри" 1839
"Герой нашего времени"  1840
Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)
"Ревизор" 1836
"Шинель" 1839
"Мертвые души" 1842
Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)
И.А. Гончаров – (1812 – 1891)
"Обломов" 1859
И.С. Тургенев – (1818 – 1883)
"Отцы и дети" 1862
Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)
"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76
Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)
"Преступление и наказание" 1866
А.Н. Островский – (1823 – 1886)
"Гроза" 1860
А.А. Фет – (1820 – 1892)
М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)
Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)
"Война и мир" 1867-1869
А.П. Чехов – (1860 – 1904)
"Ионыч" 1898
"Вишневый сад" 1903
М. Горький – (1868 – 1936)
"Старуха Изергиль" 1895
"На дне" 1902
А.А. Блок – (1880 – 1921)
"Двенадцать" 1918
С.А. Есенин – (1895 – 1925)
В.В. Маяковский (1893 – 1930)
И.А. Бунин – (1879 – 1953)
О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)
М.А. Булгаков – (1891 – 1940)
"Белая Гвардия" 1922-1924
"Мастер и Маргарита" 1928-1940
М.И. Цветаева – (1892 – 1941)
Б.Л. Пастернак – (1890-1960)
А.А. Ахматова – (1889 – 1966)
"Реквием" 1935-40
М.А. Шолохов – (1905 – 1984)
"Тихий Дон" 1927-28
А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)
"Василий Теркин" 1941-1945
А.И. Солженицын – (род. 1918)
"Матренин двор" 1961
  
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века .
Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в.
Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в.
Нравственная проблематика современной отечественной прозы.






ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.



ШКОЛЫ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога