русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

среда, 26 ноября 2014 г.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868 — 1936) Биография писателя

МАКСИМ ГОРЬКИЙ
(1868 1936)
Биография писателя
 учебник Агеносова

Творческий путь Алексея Максимовича Пешкова начался с публикации в сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис) рассказа «Макар Чудра», который он подписал псевдонимом — М. Горький. В 1895 году «Самарская газета» напечатала рассказ «Старуха Изергиль», а столичный журнал «Русское богатство» — рас­сказ «Челкаш». Горький был быстро замечен — восторженные отклики на его первые произведения показали, что в литературе появилось новое крупное имя.
Судьба М. Горького вовсе не была легкой. Псевдо­ним, избранный писателем, отразил опыт его детства и юности, вполне подтвержденный и последующей жизнью. Родился он в 1868 году в Нижнем Новгороде. Когда умер его отец, столяр-краснодеревщик Максим Савватиевич, мать, Варвара Васильевна, дочь владель­ца красильного заведения Василия Васильевича Каширина, с трехлетним Алешей переехала в семью деда. Здесь и прошло детство будущего писателя. Уклад жизни в доме Каширина и в Нижнем Новгороде в целом отразился в первой части автобиографической трилогии Горького «Детство». В 1876 году семья Кашириных разорилась, а в 11 лет Алексей остался сиро­той. С этого времени начинается его жизнь «в людях». Он работает на посылках в обувном магазине, посудо­мойщиком на пароходах «Добрый» и «Пермь», учеником в иконной мастерской, чертежником, десятником на ремонте ярмарочных зданий. В 1886 году Горький переезжает в Казань и устраивается на работу в крен­дельное заведение и булочную А. С. Деренкова, кото­рая именовалась в жандармских донесениях «местом подозрительных сборищ учащейся молодежи».
Казанский период для Горького — время активного самообразования и знакомства с марксистскими идея­ми. В 1888 году он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в 1891-м уходит из Нижнего Новгорода, где работал письмоводителем у присяжно­го поверенного, и отправляется во второе странствова­ние, много давшее ему в понимании русской жизни в кризисный, переломный момент ее развития. Опыт странствий отразится в цикле рассказов «По Руси», в ранних романтических рассказах. В 1898 году вышел первый двухтомник очерков и рассказов писателя.
Широкая известность приходит к нему с романом «Фома Гордеев» (1899), опубликованным в журнале «Жизнь». В начале века Горький пишет свои первые пьесы — «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачни­ки» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе — 1905).
В 1905 году М. Горький познакомился с В. И. Лени­ным. Это знакомство переросло в дружбу, исполненную подчас драматическими конфликтами, особенно обо­стрившимися в 1918—1921 годах, когда Горький по на­стоянию Ленина вынужден был уехать за границу — во вторую свою эмиграцию. А первая пришлась на 1906 год. Во избежание репрессий за поддержку рево­люции 1905 года писатель уезжает сначала в США, а затем на Капри в Италию. В этот период он сближается с А. А. Богдановым, известным революционером, фило­софом и теоретиком искусства. В 1909 году Горький, Луначарский и Богданов организуют на Капри партий­ную школу, где Горький читает лекции по истории рус­ской литературы. Основная задача этой школы состояла в совмещении русского богостроительства с революцион­ными идеями, что отразилось в повести Горького «Испо­ведь» (1908). Социализм, идеи нового мира, по мысли богостроителей, призваны были стать новой религией, основанной на вере в их фатальное торжество. Народ в их концепции становился как бы новым божеством и одновременно богостроителем.
Каприйский период был очень плодотворен для Горького в творческом отношении. В это время им были написаны пьеса «Последние» (1908), первая редакция «Вассы Железновой» (1910), повести «Лето», «Городок Окуров» (обе — 1909), роман «Жизнь Мат­вея Кожемякина» (1910—1911), который сам писа­тель считал национально значимым произведением. В образе главного героя отразились негативные черты национального характера: неспособность человека рас­порядиться своей жизнью, пассивность в отношении к действительности, которая оборачивается трагедией несостоятельной, бессмысленно прожитой жизни. Эта тема станет ведущей в творчестве Горького в 1920— 1930-е годы.
В 1913 году после амнистии писатель возвратился в Петербург, где и жил до своей второй эмиграции — 1921 года. В этот период выходят в свет цикл расска­зов «По Руси» (1912—1916), две первые повести авто­биографической трилогии «Детство» и «В людях» (1913—1916).
Революцию Горький принял неоднозначно. Искрен­не веря в необходимость социальных преобразований, он опасался искажения гуманистических идеалов в крестьянской стране. Крестьянство он считал косной, неспособной к движению и развитию массой, которая по сути своей не могла быть революционной. Эти со­мнения нашли отражение в цикле его статей «Несвое­временные мысли», опубликованных в газете «Новая жизнь» в 1917—1918 годах. Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о то­тальном разрушении жизни, культуры, государства. В середине 1918 года «Новая жизнь» была закрыта большевиками и пути Горького с новой властью стали расходиться.
До лета 1921 года писатель еще оставался в России, но отношения с Зиновьевым (тогда — всесильным ко­миссаром Северной области) и Лениным были слож­ными. Обострение туберкулеза стало предлогом для отъезда Горького за границу. Там он закончил третью часть автобиографической трилогии — повесть «Мои университеты», роман «Дело Артамоновых» (1925) и начал работу над главной книгой всей жизни — эпо­пеей «Жизнь Клима Самгина», которая так и осталась незавершенной. Но парадоксальным образом ни пер­вая, ни вторая эмиграции не нашли отражения в художественном творчестве писателя. Материал для своих произведений он черпал только в русской дореволюци­онной действительности, не создав ни одного художе­ственного произведения ни о зарубежье, ни о послере­волюционной России.
Горький вернулся в Советский Союз в 1931 году. По возвращении он занял положение первого совет­ского официального писателя, у него завязались лич­ные отношения со Сталиным, при его непосредствен­ном участии шла работа Оргкомитета I съезда совет­ских писателей. Горький возглавил основанный в 1934 году Союз писателей СССР, у него на квартире (бывший особняк Рябушинского) Сталин проводил свои знаменитые ночные встречи с писателями. На одной из таких встреч возник и наполнился конкрет­ным социально-политическим содержанием термин «социалистический реализм».
С чем связано возвращение гуманиста Горького в сталинскую Россию после года «великого перело­ма» — коллективизации, обернувшейся раскрестья­ниванием страны и уничтожением трудового класса? Трудно ответить на этот вопрос, тем более что послед­ние годы жизни писателя во многом покрыты тайной. Можно лишь предположить, что Горький, панически боявшийся русского крестьянина,— а этот страх перед слепой мужичьей силой, способной растворить в себе любое рациональное начинание, проявился и в «Челкаше», и в «Несвоевременных мыслях», и в письмах Сталину и Бухарину 30-х годов,— как раз и воспри­нял год «великого перелома» как победу над анархи­ческой и жадной до наживы и денег крестьянской массы, не увидев от страха перед крестьянством траге­дии целого народа и всего государства.
В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собра­тьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде заключенных на строительстве Беломорканала как о великом достижении новой власти в перековке заблуд­ших и не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной дейст­вительности XX века, лишающей человека естествен­ной для него социальной и творческой свободы. Имен­но эта тема — одна из основных в творчестве Горького 30-х годов. Дар художника оказывался как бы сильнее личности, несшей его в себе, заставляя преодолевать вольные или невольные заблуждения.
В художественном мире Горького мы не найдем, пожалуй, ничего, что требовало бы снисхождения бу­дущих поколений читателей и извинялось бы ссылкой на страшные обстоятельства эпохи.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога