(1868 — 1936)
Биография писателя
Творческий путь Алексея Максимовича Пешкова начался с
публикации в сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис) рассказа «Макар
Чудра», который он подписал псевдонимом — М. Горький. В 1895 году «Самарская
газета» напечатала рассказ «Старуха Изергиль», а столичный журнал «Русское
богатство» — рассказ «Челкаш». Горький был быстро замечен — восторженные
отклики на его первые произведения показали, что в литературе появилось новое
крупное имя.
Судьба М. Горького вовсе не
была легкой. Псевдоним, избранный писателем, отразил опыт его детства и
юности, вполне подтвержденный и последующей жизнью. Родился он в 1868 году в
Нижнем Новгороде. Когда умер его отец, столяр-краснодеревщик Максим
Савватиевич, мать, Варвара Васильевна, дочь владельца красильного заведения
Василия Васильевича Каширина, с трехлетним Алешей переехала в семью деда. Здесь
и прошло детство будущего писателя. Уклад жизни в доме Каширина и в Нижнем
Новгороде в целом отразился в первой части автобиографической трилогии Горького
«Детство». В 1876 году семья Кашириных разорилась, а в 11 лет Алексей остался
сиротой. С этого времени начинается его жизнь «в людях». Он работает на посылках в обувном магазине, посудомойщиком
на пароходах «Добрый» и «Пермь», учеником в иконной мастерской, чертежником,
десятником на ремонте ярмарочных зданий. В 1886 году Горький переезжает в
Казань и устраивается на работу в крендельное заведение и булочную А. С.
Деренкова, которая именовалась в жандармских донесениях «местом подозрительных
сборищ учащейся молодежи».
Казанский период для Горького
— время активного самообразования и знакомства с марксистскими идеями. В 1888
году он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в 1891-м уходит
из Нижнего Новгорода, где работал письмоводителем у присяжного поверенного, и
отправляется во второе странствование, много давшее ему в понимании русской
жизни в кризисный, переломный момент ее развития. Опыт странствий отразится в
цикле рассказов «По Руси», в ранних романтических рассказах. В 1898 году вышел
первый двухтомник очерков и рассказов писателя.
Широкая известность приходит к
нему с романом «Фома Гордеев» (1899), опубликованным в журнале «Жизнь». В
начале века Горький пишет свои первые пьесы — «Мещане» (1901), «На дне» (1902),
«Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе — 1905).
В 1905 году М. Горький
познакомился с В. И. Лениным. Это знакомство переросло в дружбу, исполненную
подчас драматическими конфликтами, особенно обострившимися в 1918—1921 годах,
когда Горький по настоянию Ленина вынужден был уехать за границу — во вторую
свою эмиграцию. А первая пришлась на 1906 год. Во избежание репрессий за
поддержку революции 1905 года писатель уезжает сначала в США, а затем на Капри
в Италию. В этот период он сближается с А. А. Богдановым, известным
революционером, философом и теоретиком искусства. В 1909 году Горький,
Луначарский и Богданов организуют на Капри партийную школу, где Горький читает
лекции по истории русской литературы. Основная задача этой школы состояла в
совмещении русского богостроительства с революционными идеями, что отразилось
в повести Горького «Исповедь» (1908). Социализм, идеи нового мира, по мысли
богостроителей, призваны были стать новой религией, основанной на вере в их
фатальное торжество. Народ в их концепции становился как бы новым божеством и
одновременно богостроителем.
Каприйский период был очень плодотворен для Горького в
творческом отношении. В это время им были написаны пьеса «Последние» (1908),
первая редакция «Вассы Железновой» (1910), повести «Лето», «Городок Окуров»
(обе — 1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910—1911), который сам писатель
считал национально значимым произведением. В образе главного героя отразились
негативные черты национального характера: неспособность человека распорядиться
своей жизнью, пассивность в отношении к действительности, которая оборачивается
трагедией несостоятельной, бессмысленно прожитой жизни. Эта тема станет ведущей
в творчестве Горького в 1920— 1930-е годы.
В 1913 году после амнистии
писатель возвратился в Петербург, где и жил до своей второй эмиграции — 1921
года. В этот период выходят в свет цикл рассказов «По Руси» (1912—1916), две
первые повести автобиографической трилогии «Детство» и «В людях» (1913—1916).
Революцию Горький принял
неоднозначно. Искренне веря в необходимость социальных преобразований, он
опасался искажения гуманистических идеалов в крестьянской стране. Крестьянство
он считал косной, неспособной к движению и развитию массой, которая по сути
своей не могла быть революционной. Эти сомнения нашли отражение в цикле его
статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в газете «Новая жизнь» в
1917—1918 годах. Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов,
разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими
культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о
тотальном разрушении жизни, культуры, государства. В середине 1918 года «Новая
жизнь» была закрыта большевиками и пути Горького с новой властью стали
расходиться.
До лета 1921 года писатель еще
оставался в России, но отношения с Зиновьевым (тогда — всесильным комиссаром
Северной области) и Лениным были сложными. Обострение туберкулеза стало
предлогом для отъезда Горького за границу. Там он закончил третью часть
автобиографической трилогии — повесть «Мои университеты», роман «Дело
Артамоновых» (1925) и начал работу над главной книгой всей жизни — эпопеей
«Жизнь Клима Самгина», которая так и осталась незавершенной. Но парадоксальным
образом ни первая, ни вторая эмиграции не нашли отражения в художественном
творчестве писателя. Материал для своих произведений он черпал только в русской
дореволюционной действительности, не создав ни одного художественного
произведения ни о зарубежье, ни о послереволюционной России.
Горький вернулся в Советский
Союз в 1931 году. По возвращении он занял положение первого советского
официального писателя, у него завязались личные отношения со Сталиным, при его
непосредственном участии шла работа Оргкомитета I съезда советских писателей.
Горький возглавил основанный в 1934 году Союз писателей СССР, у него на
квартире (бывший особняк Рябушинского) Сталин проводил свои знаменитые ночные
встречи с писателями. На одной из таких встреч возник и наполнился конкретным
социально-политическим содержанием термин «социалистический реализм».
С чем связано возвращение
гуманиста Горького в сталинскую Россию после года «великого перелома» — коллективизации,
обернувшейся раскрестьяниванием страны и уничтожением трудового класса? Трудно
ответить на этот вопрос, тем более что последние годы жизни писателя во многом
покрыты тайной. Можно лишь предположить, что Горький, панически боявшийся
русского крестьянина,— а этот страх перед слепой мужичьей силой, способной
растворить в себе любое рациональное начинание, проявился и в «Челкаше», и в
«Несвоевременных мыслях», и в письмах Сталину и Бухарину 30-х годов,— как раз и
воспринял год «великого перелома» как победу над анархической и жадной до
наживы и денег крестьянской массы, не увидев от страха перед крестьянством
трагедии целого народа и всего государства.
В Горьком будто жили два
человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собратьев по
перу писать о сталинских лагерях и о труде заключенных на строительстве
Беломорканала как о великом достижении новой власти в перековке заблудших и не
замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в
страшной действительности XX века, лишающей человека естественной для него
социальной и творческой свободы. Именно эта тема — одна из основных в
творчестве Горького 30-х годов. Дар художника оказывался как бы сильнее личности,
несшей его в себе, заставляя преодолевать вольные или невольные заблуждения.
В художественном мире Горького
мы не найдем, пожалуй, ничего, что требовало бы снисхождения будущих поколений
читателей и извинялось бы ссылкой на страшные обстоятельства эпохи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий