А.С.Пушкин
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
Поэт употребляет ласковые обращения:
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! |
Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.)
Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
— Как вы понимаете следующие слова и выражения...? (3-й вопрос.)
Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
«Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
«Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
«Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
«Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? (4-й вопрос.)
Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.)
Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
— Как вы понимаете следующие слова и выражения...? (3-й вопрос.)
Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
«Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
«Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
«Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
«Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? (4-й вопрос.)
Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
— сравнение: «горюешь, будто на часах»;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь...»;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «начерный отдаленный путь»).
МИЛЫЙ СЕРДЦУ ОБРАЗ (Анализ послания "Няне")
Чувство и поэтическое слово
чувство
|
поэтическое слово
|
любовь
|
Подруга
дней моих суровых,
Голубка
дряхлая моя
|
благодарность
|
подруга
дней моих суровых
|
сочувствие
|
Голубка
дряхлая моя....
Одна в глуши ...
...в
наморщенных руках...
...
забытые вороты...
черный,
отдаленный путь...
|
сопереживание,
сопричастность
судьбе няни
|
Тоска,
предчувствие, заботы...
|
· Перечитайте два первых стиха
произведения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к
ней два раза?
Подруга дней моих
суровых,
Голубка дряхлая моя!
А.С.Пушкин
назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское
отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив
взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта
близость подчеркивается повторением слов моих, моя. Поэт не называет
няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она -
особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.
· Определите лексическое
значение слова дряхлая в обыденной речи.
Дряхлая:
|
-
старая, ветхая, покосившаяся (изба);
-
сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).
· Определите лексическое
значение слова голубка. Когда вы как читатель встречались с этим словом?
Голубка:
-
особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
-
так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек -
непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
-
голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).
выражает положительную оценку
|
· Совместимы ли по значению
слова голубка и дряхлая и почему?
Несовместимость
определяется противоположностью лексических значений слов.
· Почему поэт соединил
несоединимое? Какое новое значение появилось у словосочетания в целом?
В
стихотворении А.С.Пушкина “голубка дряхлая моя” - единый, неделимый
поэтический образ (оксюморон). Каждое из слов потеряло свое самостоятельное
значение. Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить
художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта, не
омраченный годами и заботами.
· Найдите детали, изображающие
место, где живет няня (художественное пространство). Как они передают
состояние няни?
Няня где-то далеко, “одна
в глуши лесов сосновых”. К ней никто не приезжает, не приходит (“забытые
вороты”), она сама никуда не выезжает, поэтому все, что за пределами
дома, кажется ей неведомым, страшным (“черный... путь”). Мотив
одиночества подчеркнут метафорами и гиперболами.
· Найдите слова
(существительные, прилагательные, глаголы, наречия), обозначающие время (художественное
время). Постройте цепочку из этих слов. Какое настроение у вас возникло по
прочтении их?
Мотив времени вводится антитезой названия стихотворения - “Няне”
(воспоминание светлого детства) - и словами “голубка дряхлая”
(возвращение в день сегодняшний). Он развивается далее в повторе слова “давно”,
сравнении “будто на часах”, метафоре “забытые вороты”, в
замедленном действии “медлят поминутно спицы”. Возникает настроение
грусти, печали, в сердце рождается сострадание к одинокой женщине, сожаление о
разлуке поэта с нею.
· Обратите внимание на
временные формы глаголов. Как создается
ощущение, будто мы рядом, совсем близко с няней и поэтом?
Поэт
рисует живой образ няни, как будто видит ее перед глазами. Такому восприятию
способствует употребление глаголов в форме настоящего времени:
ждешь, горюешь, медлят, глядишь, теснят.
· Почему автор не разделил
стихотворение на четверостишия?
По
жанру это послание, прямое обращение поэта к адресату - няне.
Здесь
нет посредника между поэтом и читателем - лирического героя; мы слышим голос
самого поэта.
А.С.
Пушкин не делит на строфы стихотворение, для того чтобы приблизиться к простой,
разговорной форме общения с близким человеком. Чувства льются из души поэта,
они личностны, глубоко интимны. Читатель как бы присутствует при этом разговоре
случайно.
· Выделите ключевые слова в
каждой строке стихотворения с целью выделения их голосом при чтении
стихотворения вслух. Объясните свой выбор.
(Выделение
и объяснение ключевых слов мы рассматриваем как вид интерпретации.)
· Выразительно прочитайте
стихотворение.
Итог урока.
Художественный образ няни поэта создается также и
построением пространства: она “горюет” “под окном своей светлицы”,
за которым “черный, отдаленный путь”. Мир няни замкнут, как в сказке: “
Одна в глуши лесов сосновых”. Свет (добро, тепло) и чернота (неизвестность,
беда) противопоставлены друг другу. Поэтому и образ няни может трактоваться как
символ благополучия и душевного спокойствия, мира, потерянного автором, мира,
ставшего его воспоминанием.
В целом поэт в стихотворении “Няне”
создал художественный образ, близкий фольклору и в этом смысле идеальный.
Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу
любви и благодарности поэта к няне.
Домашнее задание.
·
Выучите стихотворение наизусть.
класс
ОтветитьУдалитьпочему нет гиперболы а ёбтя
ОтветитьУдалитьсуки
ОтветитьУдалить