среда, 17 октября 2012 г.

Анализ стихотворения Пушкина "Няне". 5 класс


А.С.Пушкин
                    Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

      — Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. (1-й вопрос.)
      Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
      Поэт употребляет ласковые обращения:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

      Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
      — Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.)
      Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
      — Как вы понимаете следующие слова и выражения...? (3-й вопрос.)
      Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
      
«Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
      «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
      «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
      «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.
      «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
      — Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? (4-й вопрос.)
      Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
      Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
      — сравнение: «горюешь, будто на часах»;
      — эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
      — метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь...»;
      — противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «начерный отдаленный путь»).


МИЛЫЙ  СЕРДЦУ ОБРАЗ (Анализ послания "Няне")

 Чувство и поэтическое слово

чувство
поэтическое слово

любовь

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя

благодарность
подруга дней моих суровых

сочувствие
Голубка дряхлая моя....
Одна в глуши ...
...в наморщенных руках...
... забытые вороты...
черный, отдаленный путь...

сопереживание,
сопричастность судьбе няни
Тоска, предчувствие, заботы...

·       Перечитайте два первых стиха произведения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к ней два раза?
Подруга дней моих суровых,
       Голубка дряхлая моя!

А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку. Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов моих, моя. Поэт не называет няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.
·       Определите лексическое значение слова дряхлая в обыденной речи.
 Дряхлая:

 Все слова с негативным 
 оценочным значением

 
- старая, дырявая (одежда);
- старая, ветхая, покосившаяся (изба);
- сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

·       Определите лексическое значение слова голубка. Когда вы как читатель встречались с этим словом?
Голубка:
- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).


 В переносном смысле слово 
 выражает положительную оценку
 В переносном смысле слово 
 выражает положительную оценку 



·       Совместимы ли по значению слова голубка и дряхлая и почему?
Несовместимость определяется противоположностью лексических значений слов.

·       Почему поэт соединил несоединимое? Какое новое значение появилось у словосочетания в целом?
В стихотворении А.С.Пушкина “голубка дряхлая моя” - единый, неделимый поэтический образ (оксюморон). Каждое из слов потеряло свое самостоятельное значение. Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить художественный образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта, не омраченный годами и заботами.
·       Найдите детали, изображающие место, где живет няня (художественное пространство). Как они передают состояние няни?
Няня где-то далеко, “одна в глуши лесов сосновых”. К ней никто не приезжает, не приходит (“забытые вороты”), она сама никуда не выезжает, поэтому все, что за пределами дома, кажется ей неведомым, страшным (“черный... путь”). Мотив одиночества подчеркнут метафорами и гиперболами.

·       Найдите слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), обозначающие время (художественное время). Постройте цепочку из этих слов. Какое настроение у вас возникло по прочтении их?
Мотив времени вводится антитезой названия стихотворения - “Няне” (воспоминание светлого детства) - и словами “голубка дряхлая” (возвращение в день сегодняшний). Он развивается далее в повторе слова “давно”, сравнении “будто на часах”, метафоре “забытые вороты”, в замедленном действии “медлят поминутно спицы”. Возникает настроение грусти, печали, в сердце рождается сострадание к одинокой женщине, сожаление о разлуке поэта с нею.
·       Обратите внимание на временные формы глаголов. Как создается  ощущение, будто мы рядом, совсем близко с няней и поэтом?
Поэт рисует живой образ няни, как будто видит ее перед глазами. Такому восприятию способствует употребление глаголов в форме настоящего времени:
ждешь, горюешь, медлят, глядишь, теснят.
·       Почему автор не разделил стихотворение на четверостишия?
По жанру это послание, прямое обращение поэта к адресату - няне.
Здесь нет посредника между поэтом и читателем - лирического героя; мы слышим голос самого поэта.
А.С. Пушкин не делит на строфы стихотворение, для того чтобы приблизиться к простой, разговорной форме общения с близким человеком. Чувства льются из души поэта, они личностны, глубоко интимны. Читатель как бы присутствует при этом разговоре случайно.
·       Выделите ключевые слова в каждой строке стихотворения с целью выделения их голосом при чтении стихотворения вслух. Объясните свой выбор.
(Выделение и объяснение ключевых слов мы рассматриваем как вид интерпретации.)
·       Выразительно прочитайте стихотворение.

Итог урока. 
     Художественный образ няни поэта создается также и построением пространства: она “горюет” “под окном своей светлицы”, за которым “черный, отдаленный путь”. Мир няни замкнут, как в сказке: “ Одна в глуши лесов сосновых”. Свет (добро, тепло) и чернота (неизвестность, беда) противопоставлены друг другу. Поэтому и образ няни может трактоваться как символ благополучия и душевного спокойствия, мира, потерянного автором, мира, ставшего его воспоминанием.
     В целом поэт в стихотворении “Няне” создал художественный образ, близкий фольклору и в этом смысле идеальный.

Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне.
Домашнее задание.
·       Выучите стихотворение наизусть.

3 комментария:

Архив блога