(1868 — 1936)
Романтические рассказы
Горького
В своих ранних произведениях
Горький предстает перед читателем как писатель-романтик. (Уточните свои представления о
романтизме как литературном направлении.) Романтизм предполагает
утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром,
подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей
исключительные требования. Герой на голову выше людей, окружающих его, их
общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтического
героя одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние,
ибо люди не понимают его и не принимают его идеалов. Герой-романтик находит равное
себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы.
Вспомните романтические
произведения Пушкина и Лермонтова.
Поэтому
столь большую роль играет в романтических произведениях пейзаж, обычно
лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий неукротимую мощь
стихии, ее красоту и исключительность. Пейзаж, таким образом, одушевляется и
как бы подчеркивает неординарность характера героя. Попытки сближения
романтического героя с реальным миром чаще всего бесперспективны: реальность
не принимает романтического идеала героя в силу его исключительности.
Соотношение
характеров и обстоятельств в романтизме. Для романтического сознания соотнесенность характера
с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима — так формируется
важнейшая черта романтического художественного мира — принцип романтического
двоемирия. Романтический,
а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и
далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности,
романтика и окружающего мира — основная черта этого литературного направления.
Именно
такими мы видим героев ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар
Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже: его окружает «мгла
осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг
слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». Обратите внимание на
одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы
подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что
бы то ни было эту свободу променять. Через несколько строк Макар Чудра заявит такую позицию
прямо, рассуждая о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Ведома ему
воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб,—
как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»
На фоне романтического пейзажа
изображена и старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он
точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы
женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин
странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазии одевали
их все прекраснее».
Именно в таком пейзаже —
приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут реализовать себя Макар
Чудра и Старуха Изергиль — главные герои этих рассказов. Их сознание и
характеры с их подчас таинственными противоречиями становятся главным предметом
изображения. Ради этих героев рассказы и написаны, и художественные средства,
используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героев во всей их
сложности и противоречивости, чтобы объяснить их силу и слабость. Макар Чудра
и Изергиль, находясь
в центре повествования, получают максимальную возможность для самореализации.
Писатель дает им право говорить о самих себе, свободно высказывать свои
взгляды. Легенды, ими рассказанные, обладая несомненной художественной
самостоятельностью, тем не менее служат, в первую очередь, средством
раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.
В легендах выражены
представления Макара Чудры и старухи Изергиль об идеальном и антиидеальном в
человеке, т. е. представлены романтический идеал и антиидеал. Повествуя о Данко
и Ларре, о Радде и Лойко Зобаре, Изергиль и Чудра говорят скорее о себе. Эти
легенды нужны автору для того, чтобы Изергиль и Чудра в наиболее доступной для
них форме могли выразить свои собственные взгляды на жизнь. Попробуем
определить основные качества этих характеров.
Макар Чудра, как и всякий
романтик, несет в характере единственное начало, которое он полагает ценным:
максималистское стремление к свободе. Изергиль уверена, что вся ее жизнь была
подчинена лишь одному — любви к людям. То же единственное начало, доведенное до
максимальной степени, воплощают и герои легенд, рассказанных ими. Для Лойко
Зобара высшей ценностью тоже является свобода, открытость и доброта: «Он любил
только коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продаст, а деньги кто
хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам
бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
Радда — высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить
даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А
еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. ...Поклонишься мне
в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей
женой».
Неразрешимое
противоречие между двумя началами в романтическом характере — любовью и гордостью
— мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может
лишь так, как разрешилось — смертью. Единственную черту характера в ее
максимальном проявлении несут в себе Данко и Ларра, о которых рассказывает
старуха Изергиль. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя
любви к людям, Ларра — крайний индивидуализм.
Романтическая мотивировка
характеров. Исключительный
индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и
воли. О мотивированности характеров Данко, Радды или Зобара просто не
приходится говорить — они таковы по сути своей, таковы изначально.
Действие легенд происходит в
хронологически неопределенной глубокой древности -— это как бы время,
предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть
следы, прямо связанные с той эпохой,— это голубые огоньки, оставшиеся от
сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль; плавно и безмолвно кружащиеся
во тьме ночи красавец Лойко и гордая Радда.
Композиция романтических
рассказов. Композиция
повествования в романтических рассказах целиком подчинена одной цели: наиболее
полно показать образ главного героя, будь то Изергиль или Макар Чудра.
Заставляя их рассказывать легенды своего народа, автор представляет систему
ценностей, их понимание об идеальном и антиидеальном в человеческом характере,
показывает, какие черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения
или презрения. Иными словами, герои таким образом как бы задают систему
координат, исходя из которой могут быть судимы сами.
Итак, романтическая легенда
является важнейшим средством создания образа главного героя. Макар Чудра
совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных
романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс
вообще немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и
чувством гордости, который переживают Радда и Лойко Зобар, может разрешиться
только лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей
границ, ни абсолютной гордостью. Но любовь предполагает смирение и взаимную
способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни
Радда.
Как же оценивает такую позицию
Макар Чудра? Он полагает, что именно так
и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что
только при такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу.
Интересен вывод, который он давно сделал из истории Радды и Лойко: «Ну, сокол,
хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь,— век свой будешь
свободной птицей». Иными словами, истинно свободный человек только так и мог
реализовать себя в любви, как сделали это герои «были», рассказанной Макаром
Чудрой.
Но согласен ли автор со своим
героем? Какова авторская позиция и каковы художественные средства ее
выражения? Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к такой важной
композиционной особенности ранних романтических рассказов Горького, как
наличие образа повествователя. В самом деле, это один из самых незаметных образов, он почти не проявляет
себя в действиях. Но именно взгляд этого человека, странствующего по Руси и
встречающего на своем пути множество самых разных людей, очень важен для
писателя. В композиционном центре любого горьковского эпического произведения
всегда будет стоять воспринимающее сознание — негативное, искажающее реальную
картину жизни, или же позитивное, наполняющее бытие высшим смыслом и
содержанием. Именно это воспринимающее сознание в конечном счете является
важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности и
средством выражения авторской позиции.
В более позднем цикле
рассказов «По Руси» Горький назовет героя-повествователя не прохожим, а проходящим, подчеркнув его неравнодушный
взгляд на действительность. И в цикле «По Руси», и в ранних романтических
рассказах в судьбе и мировоззрении «проходящего» проявляются черты самого
Горького, в судьбе его героя во многом отразилась судьба писателя, с юности в
своих странствиях познавшего Россию. Поэтому многие исследователи предлагают
говорить о повествователе Горького в этих рассказах как об автобиографическом герое.
Именно пристальный,
заинтересованный взгляд автобиографического героя и выхватывает из встреч,
дарованных ему судьбой, самые интересные и неоднозначные характеры — они и
оказываются главным предметом изображения и исследования. В них автор видит
проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его
слабые и сильные стороны. Авторское отношение к ним — восхищение их силой и
красотой (как в рассказе «Макар Чудра»), или поэтичностью, склонностью к
эстетическому восприятию мира (как в «Старухе Изергиль»), но в то же время
несогласие с их позицией, способность увидеть противоречия в их характерах.
Такое сложное отношение выражается в рассказах не прямо, а косвенно, с помощью
самых разных художественных средств.
Макар Чудра лишь скептически
выслушивает возражение автобиографического героя: в чем, собственно, их
несогласие,— остается как бы за кадром повествования. Но конец рассказа, где
повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган Лойко Зобар и
Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно,
и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляет его
позицию. В этих словах — восхищение автора их красотой и бескомпромиссностью,
силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания иного
разрешения конфликта. Одновременно это и осознание бесплодности такого исхода
дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.
Более сложно выражена позиция
автобиографического героя в «Старухе Изергиль». Создавая образ главной
героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и
романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и
антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим
(Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные
в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя
сама Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют
повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр
повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее
собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему
высший идеал любви и самопожертвования. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь
Данко, была целиком посвящена любви — героиня абсолютно в этом уверена. Но
читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою
прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей. Они
переставали существовать для нее, когда проходила страсть. Повествователь все
время пытается вернуть ее к рассказу о тех, кто только что занимал ее
воображение, и о которых она уже забыла:
«— А рыбак куда девался? — спросил я.
— Рыбак? А он... тут...
<...>
— Погоди!.. А где маленький
турок?
—
Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от
любви...»
Ее равнодушие к некогда
любимым людям поражает повествователя: «Я
ушла тогда. И больше не встречалась с ним. Я была счастлива на это: никогда не
встречалась больше с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все
равно как бы с покойниками» .
Во всем —
в портрете, в авторских комментариях — мы видим иную точку зрения на героиню.
Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Ее портрет
сразу же выявляет очень значимое эстетическое противоречие. О прекрасной чувственной
любви должна была бы рассказывать юная девушка или молодая, полная сил
женщина. Перед нами же глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются
антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были
тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха
говорила костями». «Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все
забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний».
Изергиль уверена в том, что ее
жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры,
она не может даже представить в себе ничего общего с ним, но взгляд
автобиографического героя находит эту общность, парадоксально сближая их
портреты. «Он уже стал теперь как тень,— пора! Он живет тысячи лет, солнце
высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать
бог с человеком за гордость!..» — рассказывает Изергиль о Ларре. Но почти те
же черты видятся повествователю в древней старухе Изергиль: «Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза
были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся
губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос,
загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них
лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою
была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и
при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа
разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с
тусклыми черными глазами ».
Все в образе Изергиль
напоминает повествователю Ларру — в первую очередь, разумеется, ее индивидуализм,
доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее
древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни: «И все они — только бледные тени, а та,
которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без
тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня,— тоже почти тень»,—
вспомним, что в тень обратился Ларра.
Так с помощью портрета автор
достигает сближения двух образов — Изергиль и легендарного Ларры. Разумеется,
о подобном сближении сама Изергиль не может и помыслить.
Принципиальная
дистанция между позицией героини и повествователя формирует идеологический
центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей
ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает
ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой,
реалистической.
В самом деле, автобиографический
герой — единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах
Горького. Его реалистичность проявляется в том, что в его характере и судьбе
отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие
России по капиталистическому пути привело к тому, что со своих мест оказались
сорваны миллионы людей, составивших армию босяков, бродяг, как бы
«выломившихся» из прежних социальных рамок и не обретших новых прочных
общественных связей. Автобиографический герой Горького принадлежит именно к
такому слою людей. Исследователь творчества М. Горького Б. В. Михайловский
назвал такой
характер «выломившимся» из традиционного круга общественных отношений.
При всем драматизме этого
процесса он был позитивным: кругозор и мировосприятие людей, пустившихся в
странствие по Руси, было несравнимо глубже и богаче, чем у предшествующих
поколений, им открылись совершенно новые стороны национальной жизни. Россия
через этих людей как бы познавала себя. Именно поэтому взгляд автобиографического
героя реалистичен, ему доступно осознать ограниченность сугубо романтического
миросозерцания, обрекающего Макара Чудру на одиночество и приводящего Изергиль
к полной исчерпанности.
Какие черты романтизма
отразились в «Песне о соколе» (1895, вторая редакция — 1899)? Как вы можете
определить жанр этого произведения? Что такое аллегория? Как воплощен конфликт?
Какова роль пейзажа? Каковы художественные средства создания образов? Как
выражена авторская позиция?
Сергей ВОЛКОВ
“Вписанный” портрет
Говоря о мастерстве создания портрета в литературном произведении, не стоит забывать об одном его типе, который условно можно назвать “вписанным”. Человек не только “описывается”, но и “вписывается”, включается в более широкий фон, становясь его конструктивной частью. И одновременно этот фон-окружение бросает свой отсвет на человека, заставляет его выглядеть по-другому, выявляет в его облике сущностные черты, скрытые от глаза без такого включения.
Интересные примеры “вписанного” портрета мы находим в прозе рубежа веков. Его использует М.Горький в своём первом рассказе «Макар Чудра»: “С моря дул влажный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана…” Герой рассказа подаётся на фоне природы, могучей, стихийной; интересно положение Макара Чудры в этой почти мизансцене — он точно в центре, “безграничная” степь и “бесконечное” море — как два крыла у него за спиной (знак тире помогает прочесть этот фрагмент текста, делая паузы-жесты после слов, указывающих направления: “слева”, “справа”, “прямо против меня”). Следующее же предложение рассказа опять устроено симметрично, но теперь основное внимание отдаётся персонажу. Стихия, окружающая его, уже названа и охарактеризована (в предложении она “убирается” в деепричастные обороты), теперь важно подчеркнуть, что герой не только подобен ей, но и выше, сильнее её (показательна симметрия отрицательных частиц, сопровождающих действия героя по отношению к стихии): “Не обращаявнимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки… и… разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра”(курсив здесь и далее наш. — С.В.).
Другую функцию выполняет пейзажное окружение в описании княгини Веры из «Гранатового браслета» Куприна. Героиня появляется на фоне осенних цветов: “…она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни”. Героини, кажется, ещё и нет — перед нами описание цветов, которые она срезает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделены (и опять помещены в центр фрагмента) георгины, пионы и астры — союз “зато” противопоставляет их левкоям и розам, цветущим не так “пышно”, “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда — уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них — не только пора умирания, но и время начала “будущей жизни”.
“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом…”. Выделенные нами определения связывают в сознании читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них — создаётся впечатление, что она одна из них. Так образ героини, вошедшей в пору своей осени, опять встраивается в более широкий пейзажный контекст, который обогащает этот образ дополнительными смыслами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий