I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
II. Диалог-спор
Комментированное чтение
Третья часть стихотворения представляет собой разговор Вани, генерала и рассказчика. Теоретически эту часть можно назвать диалогом, но последнее время мы вкладываем в это понятие дополнительное значение. Диалогом мы называем разговор, когда обе стороны хотят понять друг друга. Но после обращения Вани к отцу тот вовсе не старается понять рассказчика, хотя и адресует свои слова ему. Автор однозначно определяет эту ситуацию словами: «Но генерал возражать не давал...»
Начнем на уроке читать и комментировать третью часть.
Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так в стихотворении Н. А. Некрасова видения исчезли от резкого свистка паровоза. Ваня обращается к отцу с рассказом об увиденном. Что видел Ваня — сон или что-то другое? Если рассказчик, сосед по вагону, обращается к мальчику со словами об истинных строителях дороги, то почему генерал не слышит этих слов? Кто показывает Ване картины тяжкого труда народа? Вспомним, что рабочие во второй части названы «Божьими ратниками». В рассказе мальчика важно слово он, выделенное курсивом. Можно думать, что он — это рассказчик, но этим словом часто обозначается высшая сила, стоящая над людьми.
Генерал в ответ захохотал. Он говорит о своей поездке в Европу, в Рим и Вену, стараясь показать себя культурным человекам. Но генерал разоблачает сам себя:
Слушаем выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
II. Диалог-спор
Комментированное чтение
Третья часть стихотворения представляет собой разговор Вани, генерала и рассказчика. Теоретически эту часть можно назвать диалогом, но последнее время мы вкладываем в это понятие дополнительное значение. Диалогом мы называем разговор, когда обе стороны хотят понять друг друга. Но после обращения Вани к отцу тот вовсе не старается понять рассказчика, хотя и адресует свои слова ему. Автор однозначно определяет эту ситуацию словами: «Но генерал возражать не давал...»
Начнем на уроке читать и комментировать третью часть.
Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так в стихотворении Н. А. Некрасова видения исчезли от резкого свистка паровоза. Ваня обращается к отцу с рассказом об увиденном. Что видел Ваня — сон или что-то другое? Если рассказчик, сосед по вагону, обращается к мальчику со словами об истинных строителях дороги, то почему генерал не слышит этих слов? Кто показывает Ване картины тяжкого труда народа? Вспомним, что рабочие во второй части названы «Божьими ратниками». В рассказе мальчика важно слово он, выделенное курсивом. Можно думать, что он — это рассказчик, но этим словом часто обозначается высшая сила, стоящая над людьми.
Генерал в ответ захохотал. Он говорит о своей поездке в Европу, в Рим и Вену, стараясь показать себя культурным человекам. Но генерал разоблачает сам себя:
Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он все растаскал! |
Тéрмы — это и есть бани, только в Древнем Риме (обратим внимание учеников на примечания в сносках).
Рассказчик не желает ввязываться в спор с генералом. Но генерала уже не остановить. Из уст его вылетает злобная брань:
Рассказчик не желает ввязываться в спор с генералом. Но генерала уже не остановить. Из уст его вылетает злобная брань:
— Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары, дикое скопище пьяниц!.. |
Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.
После того как генерал зачисляет в варвары целые народы, создавшие богатейшую культуру, он лицемерно обращает внимание на «Ванюшу», которому нельзя смущаться «зрелищем смерти, печали», но можно слышать злобную брань отца:
После того как генерал зачисляет в варвары целые народы, создавшие богатейшую культуру, он лицемерно обращает внимание на «Ванюшу», которому нельзя смущаться «зрелищем смерти, печали», но можно слышать злобную брань отца:
Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону... |
III. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны»
Продолжаем комментированное чтение.
«Следует рассказ об ужасном труде людей, — пишет Н. Н. Скатов. — Явной иронии нет. Она лишь в начальном определении новой картины как светлой. Есть опять подчеркнуто объективный, почти сухой рассказ о том, что скрыто за занавесом конечного итога:
Продолжаем комментированное чтение.
«Следует рассказ об ужасном труде людей, — пишет Н. Н. Скатов. — Явной иронии нет. Она лишь в начальном определении новой картины как светлой. Есть опять подчеркнуто объективный, почти сухой рассказ о том, что скрыто за занавесом конечного итога:
...труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках... |
Затем картина все светлеет, и чем более светлой она становится, согласно генеральскому пожеланию и пониманию, тем более внутренней горечи вызывает она, тем ироничнее автор»2.
Понятие иронии будет новым для учеников.
В «Кратком словаре литературоведческих терминов» ирония определяется как выражение насмешки.
Если быть более точным, то ирония — это не явная насмешка, ее может обнаружить, почувствовать только чуткий читатель. К иронии Н. А. Некрасова примешивается чувство горечи и грусти.
«Немец уж рельсы кладет». Наиболее тяжелую работу, требующую невысокой квалификации, выполняют русские люди. «Немцы» — так называли в народе всех иностранцев вообще. Фраза означает, что на работах, требующих высокой квалификации, заняты иностранцы.
Постараемся донести до детей абсурдность ситуации, которую они обычно не сразу понимают: рабочие после окончания работ остались должны подрядчику! Как такое могло произойти? Расскажем, что действовала система штрафов: например, с человека, который не вышел на работу из-за болезни, брали штраф. Своих денег у рабочих не было, они брали в кредит на самые неотложные нужды, в том числе на баню, а потом это высчитывалось из заработной платы. В основном на строительстве железных дорог работали крестьяне, которые почти все были неграмотными. Они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой», понимая, что их обманывают. Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, но отчаялись найти правду.
Следующая сцена — появление «почтенного лабазника». Уже само описание этого персонажа — яркое противопоставление «рабочему народу». Предложим детям сравнить его портрет с описанием «больного белоруса». Детей поражает это сопоставление.
Прочитаем фразу «Пот отирает купчина с лица...». Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой пот вытирает «купчина»?
Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:
Понятие иронии будет новым для учеников.
В «Кратком словаре литературоведческих терминов» ирония определяется как выражение насмешки.
Если быть более точным, то ирония — это не явная насмешка, ее может обнаружить, почувствовать только чуткий читатель. К иронии Н. А. Некрасова примешивается чувство горечи и грусти.
«Немец уж рельсы кладет». Наиболее тяжелую работу, требующую невысокой квалификации, выполняют русские люди. «Немцы» — так называли в народе всех иностранцев вообще. Фраза означает, что на работах, требующих высокой квалификации, заняты иностранцы.
Постараемся донести до детей абсурдность ситуации, которую они обычно не сразу понимают: рабочие после окончания работ остались должны подрядчику! Как такое могло произойти? Расскажем, что действовала система штрафов: например, с человека, который не вышел на работу из-за болезни, брали штраф. Своих денег у рабочих не было, они брали в кредит на самые неотложные нужды, в том числе на баню, а потом это высчитывалось из заработной платы. В основном на строительстве железных дорог работали крестьяне, которые почти все были неграмотными. Они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой», понимая, что их обманывают. Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, но отчаялись найти правду.
Следующая сцена — появление «почтенного лабазника». Уже само описание этого персонажа — яркое противопоставление «рабочему народу». Предложим детям сравнить его портрет с описанием «больного белоруса». Детей поражает это сопоставление.
Прочитаем фразу «Пот отирает купчина с лица...». Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой пот вытирает «купчина»?
Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:
«...Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю!..» |
Ученики прочитают в сносках, что такое недоимка. Казалось бы, такое заявление подрядчика должно было вызвать возмущение рабочих. Но они кричат «ура!» и впрягаются вместо лошадей в повозку «купчины». Н. Н. Скатов пишет: «Самая светлая картина оказалась в произведении самой безобразной».
У современных детей такое поведение рабочих обычно вызывает глубокое недоумение. Предложим им вспомнить стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге»:
У современных детей такое поведение рабочих обычно вызывает глубокое недоумение. Предложим им вспомнить стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге»:
Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца... Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему, — не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? |
Поэта мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям.
Ответим на 8 и 9-й вопросы учебника к стихотворению ч. 1.
— Почему стихотворение посвящается детям?
Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то несправедливое в мире.
— В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает нам, живущим сегодня?
Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться ее исправить.
IV. Своеобразие композиции стихотворения
Проблемы, отраженные автором в стихотворении, сложны и неоднозначны. Поэтому композицию стихотворения тоже нельзя назвать линейной. Предложим детям озаглавить каждую его часть. Это позволит окинуть взглядом все произведение в целом.
Вариант плана
1) «Славная осень!» Осенний пейзаж.
2) «Божии ратники, / Мирные дети труда!» Сон Вани.
3) «Захохотал генерал!» Диалог-спор.
4) «Отрадная картина». Описание праздника.
Различные по характеру части стихотворения связаны единым ритмом и чувством любви к родному народу. В этом особенность композиции стихотворения.
Подчеркнем, что, показывая разговор в вагоне, автор раскрывает перед нами картины прошлого и намечает контуры будущего. Таким образом, временные границы стихотворения широко раздвигаются, заставляя человека вдумываться в смысл этого стихотворения. Вот почему К. И. Чуковский назвал это произведение Н. А. Некрасова поэмой. Дело не только в количестве строк, но и в широте осмысления, и в глубине постановки проблем.
V. Размеры стиха
Обращаемся к заданиям учебника, посвященным размерам стиха (с. 244, ч. 1), и проверяем ответ на 1-й вопрос.
Далее выполняем 2-е задание (3—4 примера).
Если позволяет время, оставшиеся примеры можно дать в качестве небольшой самостоятельной работы. Если время урока подошло к концу, то предложим определить размер оставшихся примеров дома.
Домашнее задание
2-е задание учебника (с. 244, ч. 1) выполнить до конца.
Прочитать самостоятельно поэму Н. А. Некрасова «Дедушка» и статью о ней в учебнике (с. 225—226, ч. 1), приготовить по ней вопросы к учителю (отметить, если что-то непонятно).
Ответим на 8 и 9-й вопросы учебника к стихотворению ч. 1.
— Почему стихотворение посвящается детям?
Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то несправедливое в мире.
— В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает нам, живущим сегодня?
Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться ее исправить.
IV. Своеобразие композиции стихотворения
Проблемы, отраженные автором в стихотворении, сложны и неоднозначны. Поэтому композицию стихотворения тоже нельзя назвать линейной. Предложим детям озаглавить каждую его часть. Это позволит окинуть взглядом все произведение в целом.
Вариант плана
1) «Славная осень!» Осенний пейзаж.
2) «Божии ратники, / Мирные дети труда!» Сон Вани.
3) «Захохотал генерал!» Диалог-спор.
4) «Отрадная картина». Описание праздника.
Различные по характеру части стихотворения связаны единым ритмом и чувством любви к родному народу. В этом особенность композиции стихотворения.
Подчеркнем, что, показывая разговор в вагоне, автор раскрывает перед нами картины прошлого и намечает контуры будущего. Таким образом, временные границы стихотворения широко раздвигаются, заставляя человека вдумываться в смысл этого стихотворения. Вот почему К. И. Чуковский назвал это произведение Н. А. Некрасова поэмой. Дело не только в количестве строк, но и в широте осмысления, и в глубине постановки проблем.
V. Размеры стиха
Обращаемся к заданиям учебника, посвященным размерам стиха (с. 244, ч. 1), и проверяем ответ на 1-й вопрос.
Далее выполняем 2-е задание (3—4 примера).
Если позволяет время, оставшиеся примеры можно дать в качестве небольшой самостоятельной работы. Если время урока подошло к концу, то предложим определить размер оставшихся примеров дома.
Домашнее задание
2-е задание учебника (с. 244, ч. 1) выполнить до конца.
Прочитать самостоятельно поэму Н. А. Некрасова «Дедушка» и статью о ней в учебнике (с. 225—226, ч. 1), приготовить по ней вопросы к учителю (отметить, если что-то непонятно).
Комментариев нет:
Отправить комментарий