суббота, 25 января 2014 г.

Традиционные вопросы по рассказу Толстого "После Бала"

После бала
Жанр:
Автор:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:
1911
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала».
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» (рассказывает Лев Соболев).



Рассказ Льва Толстого «После бала» имеет три основные части:
1. Введение.
2. Рассказ Ивана Васильевича.
3. Заключение.
Однако и сам рассказ Ивана Васильевича распадается на две части, которые можно озаглавить словами текста:
1. «Бал был чудесный».
2. «Татарина гоняют за побег».
Таким образом видна композиция «рассказ в рассказе», позволяющая во введении и заключении «высказаться» самому автору, чаще всего при помощи несобственно-прямой речи: речи героя-рассказчика, плавно перетекающей в речь-оценку автора, и наоборот.
Рассказ о событиях, происшедших на балу и после бала, идет от имени Ивана Васильевича, свидетеля и участника этих событий.

 Анализ рассказа Ивана Васильевича.

— Представьте себе рассказчика таким, каким он был в юности, когда произошли события, описанные в рассказе. Составьте его словесный портрет.
— Что вы можете сказать о внутреннем мире героя-рассказчика?
— Возмущался ли герой какими-либо «несообразностями» в окружающем его мире? Выступал
ли против крепостного права?
(Свой слуга-крепостной. Крепостные музыканты на балу.)
— Как вы думаете, знал ли он, что служба в армии в 1840-е годы длилась двадцать пять лет?
— Почему даже то, что он видит на поле рано утром, тогда не казалось ему «дурным делом»?
— Опишите юную Вареньку. Какие детали ее внешности и характера подчеркивает автор?
— Как вы полагаете, знает ли Варенька, чем занимается ее отец? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Перечитайте сцену танца Вареньки со своим отцом. Какое сходство между отцом и дочерью подмечает герой-рассказчик?
— Что умиляет рассказчика в облике полковника?
— Где и как проявляется истинная сущность полковника?
— Почему внутренний мир этого персонажа показан только через действия?
— Почему Толстой прямо пишет: «полковник был тип служаки николаевского времени»?
(Образ полковника Б. действительно тип, или определенный социально-психологический типаж: грудь его «небогато» украшена орденами — он не боевой офицер, а «служака»; полковник носит подвитые усы à la Nicolas, т. е. подобострастно подражает царю
Николаю I. Иными словами, уже во внешности полковника автор подчеркивает некоторые черты, характеризующие его внутреннюю сущность.)
— Как ведет себя полковник на балу? Что говорит о его хорошем настроении?
— Каково настроение на балу самого героя-рассказчика?
— Влияет ли настроение Ивана Васильевича на его восприятие полковника? Каким образом?
— Почему юный влюбленный пошел утром на окраину города?
— Изменилось ли при этом его настроение?
— Перечитайте сцену экзекуции. С чего она начинается для героя-рассказчика?
(С музыки — «другой, нехорошей», не такой, как на балу.)
— Чему противопоставлена сцена экзекуции? (Сцене самого бала.)
— Каким выглядит полковник на плацу? Как это описывает автор?
— Какие стороны характера полковника раскрываются в сцене экзекуции?
— Как меняется настроение героя?
— Как вы думаете, знал ли полковник на балу, что ему утром предстоит экзекуция беглого солдата?
— Какие детали экзекуции помогли юноше «изжить» свою любовь?
(Замшевая перчатка полковника, бьющая по лицу солдата, и кровавое месиво вместо тела беглого татарина.)
— Понимал ли полковник, что он делает? Поступал ли по закону?
— Какое чувство переживает герой-рассказчик? («Мне же было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти д омой».)
— Определите основные черты характера героя-рассказчика. (Иван Васильевич правдив и искренен во всем.)
— Каково отношение автора произведения к описываемым событиям? Обоснуйте свой ответ.

 Домашнее задание.Для всего класса:

— домашнее сочинение «Почему рассказ Льва Толстого назван „После бала“, а не „Дочь и отец“, как было задумано изначально?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога