I. Изображение Александра I и атамана Платова
Александр Павлович:
• «ласковость»,
• симпатии к промышленному Западу,
• недоверие к собственной нации.
Атаман Платов:
• резкость, недипломатичность,
• противостояние западной культуре,
• вера в русских людей.
Александр Павлович:
• «ласковость»,
• симпатии к промышленному Западу,
• недоверие к собственной нации.
Атаман Платов:
• резкость, недипломатичность,
• противостояние западной культуре,
• вера в русских людей.
Рассмотрим в учебнике иллюстрацию Н. Кузьмина.
— Опишите этот рисунок. Как относится художник к тому, что изображает?
На рисунке изображен атаман Платов, который в Кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достает из шаровар ружейную отвертку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивленных англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник изображает эту сцену сатирически.
Следующий рисунок Н. Кузьмина изображает атамана Платова лежащим на «досадной укушетке»
— Так ли вы представляете атамана Платова?
— Опишите этот рисунок. Как относится художник к тому, что изображает?
На рисунке изображен атаман Платов, который в Кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достает из шаровар ружейную отвертку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивленных англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник изображает эту сцену сатирически.
Следующий рисунок Н. Кузьмина изображает атамана Платова лежащим на «досадной укушетке»
— Так ли вы представляете атамана Платова?
II. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
Комментированное чтение чтение вслух с четвертой по десятую глав сказа.
Глава четвертая
Читая эту главу, обратим внимание на характеристику Николая Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...» Император говорит Платову: «...покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
Глава пятая
Мы видим, что Платов «виляет умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «...я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь...»
Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.
Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.
Глава шестая
Выделим фразу, которой повествователь характеризует туляков, взявшихся за выполнение невиданной работы: «...искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации».
Глава седьмая
— Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?
— На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
— Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.
— На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
— Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.
Глава восьмая
После прочтения главы обратим внимание учеников на последний абзац: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?
Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.
— Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
— Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?
Глава девятая
— Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?
— Чего боялись послы, торопившие мастеров?
— Чего боялись послы, торопившие мастеров?
Глава десятая
Эту главу предложим ученикам прочитать по ролям. События, описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова. Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение учеников к этому герою.
— Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».
Домашнее задание
Прочитать произведение до конца.
Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.
Подготовить выразительное чтение с одиннадцатой по четырнадцатую глав сказа.
— Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».
Домашнее задание
Прочитать произведение до конца.
Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.
Подготовить выразительное чтение с одиннадцатой по четырнадцатую глав сказа.
Смотрите также:
- Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа
Лесков. "Левша". Комментированное чтение по главам.
- Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий