русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 23 января 2014 г.

Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров

      I. Изображение Александра I и атамана Платова 
           Александр Павлович:
      • «ласковость»,
      • симпатии к промышленному Западу,
      • недоверие к собственной нации.
      Атаман Платов:
      • резкость, недипломатичность,
      • противостояние западной культуре,
      • вера в русских людей.
     
Рассмотрим в учебнике иллюстрацию Н. Кузьмина.
      — Опишите этот рисунок. Как относится художник к тому, что изображает?
      На рисунке изображен атаман Платов, который в Кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достает из шаровар ружейную отвертку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивленных англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник изображает эту сцену сатирически.
      Следующий рисунок Н. Кузьмина изображает атамана Платова лежащим на «досадной укушетке» 
      — Так ли вы представляете атамана Платова?

      II. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров       


Комментированное чтение чтение вслух с четвертой по десятую глав сказа. 
Глава четвертая
      Читая эту главу, обратим внимание на характеристику Николая Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...» Император говорит Платову: «...покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
Глава пятая
      Мы видим, что Платов «виляет умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «...я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь...»
      Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.
Глава шестая
      Выделим фразу, которой повествователь характеризует туляков, взявшихся за выполнение невиданной работы: «...искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации».
Глава седьмая
      — Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?
      — На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
      При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
      — Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
      В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.
Глава восьмая
   После прочтения главы обратим внимание учеников на последний абзац: 
      «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
      — Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?
      Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.
      — Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
      — Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?
      
Глава девятая
      — Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?
      — Чего боялись послы, торопившие мастеров?
Глава десятая
      Эту главу предложим ученикам прочитать по ролям. События, описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова. Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение учеников к этому герою.
      — Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».

       Домашнее задание
      Прочитать произведение до конца.
      Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.
      Подготовить выразительное чтение с одиннадцатой по четырнадцатую глав сказа.
Смотрите также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога