Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши.
I. Проверка домашнего задания
Ученики читают цитаты, которые характеризуют Николая Павловича.
Сделаем выводы.
Николай I:
• «ужасно какой замечательный и памятный»,
• патриот,
• верит в русских мастеров.
II. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония)
Комментированное чтение
Ученики читают цитаты, которые характеризуют Николая Павловича.
Сделаем выводы.
Николай I:
• «ужасно какой замечательный и памятный»,
• патриот,
• верит в русских мастеров.
II. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония)
Комментированное чтение
Глава одиннадцатая
— Как характеризует Платова то, что он «боялся к государю на глаза показаться»?
— Что он хотел сделать с тульским левшой, если бы царь не вспомнил про шкатулку?
— Что он хотел сделать с тульским левшой, если бы царь не вспомнил про шкатулку?
Глава двенадцатая
— Почему Платов бьет левшу?
— Почему царедворцы отворачиваются от Платова?
Повествователь рассказывает о событиях, не выражая своего чувства.
— Что, по-вашему, автор хотел сказать читателям, когда писал об изменении отношения придворных к Платову?
— Почему царедворцы отворачиваются от Платова?
Повествователь рассказывает о событиях, не выражая своего чувства.
— Что, по-вашему, автор хотел сказать читателям, когда писал об изменении отношения придворных к Платову?
Главы тринадцатая, четырнадцатая
Читаем эти главы по ролям.
— Как ведут себя придворные во время разговора левши с царем? Как изменяется их отношение к левше после того, как царь понимает тонкость работы?
— В каком произведении мы читали сцены из придворной жизни?
Вспомним «Ночь перед Рождеством»: Н. В. Гоголь описывает сцену при дворе с легкой насмешкой. Насмешка Н. С. Лескова уже не легкая, а довольно едкая. Скажем, что автор пишет о придворных с иронией.
* Ирония — выражение насмешки.
— Как ведет себя Платов по отношению к левше? Отметим, что он находит в себе силы извиниться перед простолюдином, и это смягчает наше отношение к Платову.
— Для чего было решено отправить левшу в Лондон?
— Как ведут себя придворные во время разговора левши с царем? Как изменяется их отношение к левше после того, как царь понимает тонкость работы?
— В каком произведении мы читали сцены из придворной жизни?
Вспомним «Ночь перед Рождеством»: Н. В. Гоголь описывает сцену при дворе с легкой насмешкой. Насмешка Н. С. Лескова уже не легкая, а довольно едкая. Скажем, что автор пишет о придворных с иронией.
* Ирония — выражение насмешки.
— Как ведет себя Платов по отношению к левше? Отметим, что он находит в себе силы извиниться перед простолюдином, и это смягчает наше отношение к Платову.
— Для чего было решено отправить левшу в Лондон?
III. Образ атамана Платова
Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьет стаканами «водку-кислярку».Главное в характере Платова — твердая уверенность в том, что все русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию и верить в ее народ и не соблазняться на все иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
Автор посмеивается над внешним видом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает англичан приезжать в Россию и попить чай «с настоящим молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в карман мелкоскоп, который «сюда же» принадлежит.
Автор не принимает и отвергает то, как Платов обращается со своими подчиненными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой главе Н. С. Лесков описывает, как Платов ехал на Дон и обратно: спешно и «с церемонией», и в этом описании чувствуется возмущение автора. Возмущает читателей, как Платов показывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску. «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в каком бою, вдруг предстает перед нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верит, что тульские мастера не осрамились. Однако Платов находит в себе честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал его за волосы.
Прочитаем, что сообщается о Платове в Энциклопедическом словаре
На самом деле Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Н. С. Лесков, не соответствует реальному генералу М. И. Платову, который умер за семь лет до смерти Александра I и не мог встречаться с царем Николаем I.
Образ, созданный Н. С. Лесковым, соответствовал представлениям народа о том, каким должен быть атаман казаков: решительный, правдивый, резкий, грубый, но преданный своему царю и Отечеству.
IV. Образ левши.
Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа
— Почему левша и его товарищи взялись за выполнение трудной работы?
Левша и его товарищи говорят о том, почему они берутся выполнить эту работу: «...авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.
— Каким предстал левша перед царем? Найдите его портрет в тексте тринадцатой главы.
Портрет левши: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
Левша держится с царем и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера.
Левша объясняется с царем: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Рассмотрим в учебнике рисунок Кукрыниксов (ч. 1).
— Как художники изобразили левшу и других героев? Как, по-вашему, относятся художники к изображаемому?
— Как вел себя левша в Англии? Как англичанам удалось уговорить левшу погостить за границей? Подтвердите свой ответ словами из текста.
Только обещание, что англичане «его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут», помогло уговорить левшу, чтобы он остался погостить в Англии.
— Что за границей произвело на левшу особое впечатление?
Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчет рабочего содержания». Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что их обучают и живут они в сытости.
— Почему левшу интересовало, как англичане хранят старые ружья? Почему он затосковал и заторопился в Россию?
— Чем поведение левши на корабле вызвало уважение англичан?
— Как вы думаете, кем был английский «полшкипер», который, «на горе нашего левши, умел по-русски говорить»? О чем он спрашивал левшу? Почему пытался напоить его?
— Как сложилась судьба левши по прибытии в Петербург?
Обратим внимание на рисунок Кукрыниксов.
— Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? (3-й вопрос учебника рубрики «Литература и другие виды искусства», с. 294—295.)
— Какой была главная мысль левши перед смертью?
Вернемся к главе восьмой и вспомним, как скакал атаман Платов в Петербург «с церемонией»: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Если люди, которые руководят государством, действительно заботились о «русской полезности», могли бы они так отнестись к одному из лучших российских мастеров?
Мы приходим к выводу, что забота о пользе государства проявлялась теми, кто руководит страной, только на словах. Без уважения к народу нет заботы о стране.
В ходе этой беседы дети почувствуют гордость за русских мастеров, проникнутся патриотизмом левши, испытают горечь и обиду за униженный и бесправный народ.
Во время комментированного чтения и беседы будем поощрять учеников, когда они отмечают пословицы, поговорки, необычные слова, выражения и обороты речи.
Домашнее задание
3-е и 4-е задания учебника рубрики «Совершенствуйте свою речь» сделать письменно.
— Почему левша и его товарищи взялись за выполнение трудной работы?
Левша и его товарищи говорят о том, почему они берутся выполнить эту работу: «...авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.
— Каким предстал левша перед царем? Найдите его портрет в тексте тринадцатой главы.
Портрет левши: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
Левша держится с царем и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера.
Левша объясняется с царем: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Рассмотрим в учебнике рисунок Кукрыниксов (ч. 1).
— Как художники изобразили левшу и других героев? Как, по-вашему, относятся художники к изображаемому?
— Как вел себя левша в Англии? Как англичанам удалось уговорить левшу погостить за границей? Подтвердите свой ответ словами из текста.
Только обещание, что англичане «его в это время по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут», помогло уговорить левшу, чтобы он остался погостить в Англии.
— Что за границей произвело на левшу особое впечатление?
Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчет рабочего содержания». Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что их обучают и живут они в сытости.
— Почему левшу интересовало, как англичане хранят старые ружья? Почему он затосковал и заторопился в Россию?
— Чем поведение левши на корабле вызвало уважение англичан?
— Как вы думаете, кем был английский «полшкипер», который, «на горе нашего левши, умел по-русски говорить»? О чем он спрашивал левшу? Почему пытался напоить его?
— Как сложилась судьба левши по прибытии в Петербург?
Обратим внимание на рисунок Кукрыниксов.
— Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? (3-й вопрос учебника рубрики «Литература и другие виды искусства», с. 294—295.)
— Какой была главная мысль левши перед смертью?
Вернемся к главе восьмой и вспомним, как скакал атаман Платов в Петербург «с церемонией»: «Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Если люди, которые руководят государством, действительно заботились о «русской полезности», могли бы они так отнестись к одному из лучших российских мастеров?
Мы приходим к выводу, что забота о пользе государства проявлялась теми, кто руководит страной, только на словах. Без уважения к народу нет заботы о стране.
В ходе этой беседы дети почувствуют гордость за русских мастеров, проникнутся патриотизмом левши, испытают горечь и обиду за униженный и бесправный народ.
Во время комментированного чтения и беседы будем поощрять учеников, когда они отмечают пословицы, поговорки, необычные слова, выражения и обороты речи.
Домашнее задание
3-е и 4-е задания учебника рубрики «Совершенствуйте свою речь» сделать письменно.
Смотрите также:
- Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа
Лесков. "Левша". Комментированное чтение по главам.
- Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий