суббота, 18 января 2014 г.

Композиция романа «Преступление и наказание»

 Роман «Преступление и наказание> — одно из самых композиционно стройных произведений Достоевского. Все нити сюжета, все поступки героев, диалоги, болезненные сновидения стянуты в один тугой узел: это теория Раскольникова, разрешающая «пролитие крови по совести». Развенчанию теории подчинено соотношение всех частей романа.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. РОМАН В ШЕСТИ ЧАСТЯХ С ЭПИЛОГОМ (текст)

Сюжетные линии романа

Сюжетные линии романа (Раскольников, истории Мармеладовых, матери и сестры Раскольникова, Лужина и Свидригайлова) развиваются параллельно, соотносясь с историей главного героя. 

В первой части

романа прослеживаются социальные истоки преступления Раскольникова, подготовка к убийству и само преступление; дополняют картину история Дуни (письмо матери) и судьба Сони (исповедь Мармеладова). 

Во второй части

описывается болезнь Раскольникова. Автор сравнивает идею Раскольникова с теорией Лужина. Смерть Мармеладова и кровь, которой запачкался Раскольников, сопоставляются в романе с кровью старухи-процентщицы и Лизаветы, пролитой Раскольниковым. 

Третья часть романа 

посвящена философскому обоснованию теории героя в поединке со следователем Порфирием Петровичем.

В четвертой части 

теория Раскольникова отражена во взгляде на мир Свидригайлова. Раскольников выдерживает вторую психологическую дуэль с Порфирием Петровичем, происходит разговор с Соней. Явным становится противостояние безверия Свидригайлова и веры Сони.

В пятой части 

романа страсти накаляются до предела. Здесь совершается объяснение героя с Соней, где он признается в преступлении и объясняет суть своей теории. Уличное представление, устроенное Катериной Ивановной, и ее смерть также соотнесены с теорий Раскольникова. Идея Мессии, спасителя униженных и обездоленных, оказалась несостоятельна — мир не изменился. Ни спасти Катерину Ивановну, ни облегчить упасть детей Раскольников не смог.

Своей кульминации события достигают в последней, шестой главе. В ней противостояние идей проявляется наиболее остро. В последнем диалоге Порфирий Петрович ясно дает понять Раскольникову, что тот убийца, и советует «учинить явку с повинной». В этом эпизоде наиболее заметен контраст между следователем и Раскольниковым.

Также в шестой главе очевидно противостояние Раскольникова и Свидригайлова. Он ни в ком не нашел сострадания и любви, поэтому погибает. Раскольников готов «страдание принять и искупить себя им» и с Лизаветиным крестом (это, значит, «символ того, что крест беру на себя») признается в убийстве.


Третье единство классической трагедии, единство действия, определяет собой композицию романа-трагедии.

Раскольников. Мармеладовы. Раскольниковы. Соня. Свидригайлов.

"Преступле­ние и наказание" — история одной идеи, одного человека, одной судьбы. Все лица и события располагаются вокруг Раскольникова. Он — динамический центр: от него расходятся лучи, к нему возвращаются отражения. Из 40 сцен романа, он участвует в 37-ми. Две второстепенные фабулы, история семейства Мармеладовых и история сестры Раскольникова  Дуни, не имеют самостоятельного значения. Они — часть судьбы героя, воплощение его борющихся мыслей. Идея о бессилии добра и бессмысленности страдания реализуется в семье пьяницы-чиновника. Из лона ее возникает образ Сони. Она — добрый ангел героя. Так же и Дуня воплощает мысль брата о бесцельности жертвы; она тоже возникает из лона семьи (Раскольниковы — мать и дочь) и приводит за собой Свидригайлова, мистически связанного с героем, — его злого ангела. Борьба добра со злом в душе убийцы материализуется в противопоставлении двух личностей — Сони и Свидригайлова.

Сознание Раскольникова раскрывается в трех аспектах. Он стоит перед нами, как человек в средневековой мистерии между добрым и злым ангелами. Когда из семейства Мармеладовых выделяется Соня и вступает в личные отношения с героем, ком­позиционная функция этой фабулы кончается. Она завершается раньше, чем история Раскольникова, и предваряет развязку своей двойной эффектной катастрофой (смерть Мармеладова в конце второй части и смерть Катерины Ивановны в конце пятой части) .

История Дуни тоже имеет двойную катастрофу (разрыв с Лужи­ным, поединок со Свидригайловым). Линии всех трех фабул соединяются один только раз: на поминках по Мармеладове, бывший жених Дуни, Лужин, оскорбляет Соню, и Раскольников ее защищает (конец пятой части).

В шестой части второстепенные фабулы исчерпаны: супруги Мармеладовы умерли, Дуня выходит замуж за Разумихина; остается герой с о своими двумя мистиче­скими спутниками — Соней и Свидригайловым.

Главная и побочные интриги

Принцип композиции — трехчастный: одна главная интрига и две побочных. В главной — одно внешнее событие (убийство) и длинная цепь событий внутренних (переживание и осознание со­бытия); в побочных — нагромождение внешних событий, бурных, эффектных , драматических: Мармеладова давят лошади, Катерина Ивановна, полубезумная, поет на улице и заливается кровью. Лужин обвиняет Соню в воровстве, Дуня стреляет в Свидригайлова. Главная интрига — трагична, побочные — мелодраматичны. Главная заканчивается катастрофой; побочные — нередко разрешаются только пародией на катастрофу — скандалом: разрыв Дуни с Лужиным, поминки по Мармеладову.

Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Трагедия происходит в его душе, и внешнее действие лишь обнаруживает его душевные конфликты. Он должен пройти через мучительное раздвоение: "перетащить на себе все pro и contra» , чтоб достичь самосознания. Он сам для себя загадка; не знает своей меры и своих пределов; заглянул в глубину своего "я", и перед бездонной пропастью у него закружилась голова. Он испытывает себя, делает опыт, спрашивает: кто я ? Что я могу? На что имею право? Велика ли моя сила? Во всех романах Достоевского в центре стоит человек, решающий загадку своей
личности (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов) . В этом смысле, художественное творчество писателя составляет единый процесс самопознания. Поверхность его психологична, но под ней открывается онтология; образ Божий в человеке, бессмертие личности, свобода, грех. Человек, разгадывающий самого себя, становится объектом исследования для окружающих. Действующие лица Достоевского — прирожденные психологи и ясновидцы. С ненасытимой жадностью всматриваются они в героя, как Порфирий Петрович всматривается в Раскольникова. Он для них тоже загадка, и они неутомимо ее разгадывают. Каждый открывает неожиданное, освещает по-своему новую черту. Процесс самопознания дополняется процессом познания. Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов, Заметов, почти все действующие лица. Также все персонажи "Бесов" разгадывают Ставрогина.
Герои Достоевского — спиритуальны: это чистые сознания; они трагически разъединены, но стремятся к общению; борются друг с другом, оставаясь взаимопроницаемыми.

В процессе самопознания раскрывается личность , могущественная в своем задании ("образ Божий") и бессильная в данности (в грехе). Богоподобие ее — в свободе, но от свободы и зло.
"Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей", говорит Митя Карамазов.
Самопознание есть принятие борьбы, жизненное изживание добра и зла. Вот почему романы Достоевского — "романы-тра­гедии".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога