вторник, 14 января 2014 г.

«Железная дорога». Роль пейзажа в стихотворении. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа



      I. Проверка домашнего задания
      Слушаем пересказ статьи о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Несколько учеников читают наизусть первую часть стихотворения. Попросим их определить размер стиха в «Железной дороге» и составить его схему. Ученик на доске рисует схему дактиля. Попутно учитель предлагает вспомнить, как называются другие трехсложные размеры стиха.

      II. Роль пейзажа в стихотворении (I часть)
      Комментированное чтение

      Обратим внимание на эпитеты. В первой строфе — «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «речка студёная» противопоставлены«усталым силам» человека. Важно, чтобы ученик в первых двух строках увидел антитезу.

      — Найдите сравнения в первых двух строфах.

      «Лед неокрепший» лежит, «словно как тающий сахар», около леса можно выспаться, «как в мягкой постели», листья желты и свежи, «как ковер».

      — Какое желание высказывает автор во второй строфе? 

      Автор высказывает желание выспаться, потому что чувствует в природе покой и простор.
      Ответим на 2-й вопрос учебника  ч.1.
      Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя очень уставшим, он не высыпается, тоскует по «родимой Руси». Простонародные слова «ядрёный» и «студёный» говорят нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике. Автор любуется гармонией природы. «Кочи», «моховые болота» и «пни» могут показаться некрасивыми, безобразными. Но для автора все это — «родимая Русь», и поэтому он любит ее целиком — с прекрасными лесами, с кочками и болотами.

      — Найдите инверсии в первой части стихотворения. Для чего, по-вашему, автор использует этот прием?

      «Лед неокрепший», «на речке студеной», «под сиянием лунным», «по рельсам чугунным».
      Важно, чтобы ученики почувствовали народный, песенный ритм первой части. Особенно ярко он выражен в четвертой строфе. Это поможет тем, кто еще не ответил наизусть выученный отрывок из стихотворения, лучше подготовить его выразительное чтение.
      Картина природы противопоставлена разговору автора с соседями по вагону. Некрасов использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между гармонией природы и противоречием в мире людей.

      III. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа
      Вторая часть стихотворения — обращение автора к Ване, к детям вообще, которые имеют право знать правду о том, что происходит в реальной жизни.

      — Почему автор называет голод царем? В чем проявляется власть этого царя?

      Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей:
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
      Н. А. Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает большое количество работающих людей, не получающих достаточного вознаграждения за свой труд, виноват существующий строй.
      С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т. е. заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое.
      Перечитаем строки:
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
      Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу бесплодным дебрям и гробу, т. е. смерти. С помощью антитезы выражена мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.
      С помощью учителя ученик услышит интонации русской народной песни в строфе:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
      Именно эти интонации без громких слов убеждают читателя в сочувствии автора народному страданию и труду.
      Автор создает фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:
«Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...»
      Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.
      Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т. е. «плоды пожинать». Она вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду. Прочитаем обращение автора к Ване:
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это все братья твои — мужики!
      Дети должны понять: в этой строфе важно утверждение поэта, что нет людей голубой крови, так называемых «благородных», что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских детях, — это сословный предрассудок. Все люди равны на Земле, и генеральские дети такие же братья детям, родившимся в деревне. Благородна одна лишь привычка к труду, и жить, не работая, за чужой счет — это нарушение высшей справедливости. Автор призывает Ваню и всех своих читателей:
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
      Привычка к труду, народное терпение и выносливость — качества, которые позволяют Н. А. Некрасову верить в лучшее будущее народа. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придется «жить в эту пору прекрасную».

      Литература и изобразительное искусство
      Обратим внимание на репродукцию картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Хорошо, если есть возможность показать цветную репродукцию картины, где на фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется одно яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие, среди которых есть дети, надрываясь, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, в любую минуту готовый резко окликнуть решившего передохнуть человека.

      — Чем идея картины близка стихотворению Н. А. Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

      Картина художника К. А. Савицкого показывает тяжелый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее; глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.

       Домашнее задание
      I часть стихотворения выучить наизусть.
      Перечитать части III и IV. Ответить на вопросы 7—9 учебника  ч. 1
      Повторить размеры стиха по записям в тетради и по 1-му заданию учебникач. 1.

1 комментарий:

Архив блога