суббота, 25 января 2014 г.

Вопросы по рассказу Толстого «После бала»

            Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам XIX столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.
            Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие.
             «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», - писал Лев Николаевич.
             Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. (Песня) Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

Композиция и сюжет

             В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первый рассказчик, это, по-видимому, молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич. Перед нами по существу рассказ в рассказе.

Главный вопрос. Проблема

        Рассказ начинается с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Попробуйте решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого.

Вопросы по рассказу Толстого «После бала» I

  1. — В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?
  2. — Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.
  3. — Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?
  4. — Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?
  5. — Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело?
  6. — Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?
  7. — Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?
  8. — Как автор проявляет в рассказе свое отношение к изображенному?

Вопросы по рассказу Толстого «После бала» II


Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, ответьте на вопросы:

  1. — Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности — Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)
  2. — Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?
  3. — При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?
  4. — Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?
  5. — Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?
  6. Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?
  7. — Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды. Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?
  8. — Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?
  9. — Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».
  10. — Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?

Вопросы и задания по рассказу Толстого «После бала» III

1. Подготовьтесь к выразительному чтению эпизода «Танец Вареньки и полковника на балу».
2. Найдите в тексте произведения изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается сила чувств (восторга, влюбленности, а потом тоски, стыда и ужаса) Ивана Васильевича.
3. С какой целью автор использует единоначатие, анафору («Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спо­тыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым»)?
4. Сопоставьте два портрета полковника. Какие детали подчеркивает автор в каждом из них? Как это характеризует отца Вареньки?
5. Объясните поведение полковника после того, как он увидел Ива­на Васильевича. Почему он «поспешно отвернулся»?
6. Можно ли назвать полковника человеком двуличным? Докажите свою точку зрения.
7. Почему «сильная любовь» Ивана Васильевича постепенно угасла?
8. Перечитайте портрет Вареньки. Объясните, на основе каких художественных средств формируется отношение читателя к этому пер­сонажу.
9. Почему Иван Васильевич после увиденной экзекуции отказывается служить? Как это характеризует героя?
10. Определите вид композиции произведения. Вспомните произведения с аналогичным построением частей произведения. Как вид ком­позиции помогает понять авторский замысел произведения?
11. Назовите основные сюжетно-композиционные элементы произведения. В какие моменты сюжетного действия наиболее ярко выявляется позиция автора?
12. Первоначально Л.H. Толстой назвал новеллу «Дочь и отец». Как вы думаете, почему автор изменил название? Как название произведения помогает понять авторскую позицию?
13. Предположите, какой конфликт в произведении будет основным. Обоснуйте свои предположения

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога