«Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Сказ как форма повествования.
В подзаголовке обозначен жанр произведения — сказ.
— Как мы определяли жанр сказа?
* Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Чем отличается сказ от сказки?
В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.
Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика).
— Какой сказ П. П. Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?
— Какие сказы П. П. Бажова вы читали самостоятельно?
Но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху. Говоря о героях произведения, будем иметь в виду, что повествователь (рассказчик) такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.
— Где и когда происходит действие первых трех глав?
— Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?
Домашнее задание
Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение с четвертой по десятую глав сказа.
Учитель должен особо остановиться на этой главе: в ней позиции повествователя и автора расходятся. После прочтения главы обратим внимание учеников на последний абзац:
«Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?
Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.
— Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
— Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?
В подзаголовке обозначен жанр произведения — сказ.
— Как мы определяли жанр сказа?
* Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Чем отличается сказ от сказки?
В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.
Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика).
— Как вы объясните, что такое образ повествователя?
* Повествователь в литературном произведении не реальный человек, а художественный образ. Но читателям кажется, что он обладает всеми чертами реального человека.— Какими чертами обладает образ повествователя в сказах П. П. Бажова?
Кажется, будто рассказчик — старый опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду, в которую одевались мастеровые люди. Когда он рассказывает свои истории, то немного грустно улыбается.— Какой сказ П. П. Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?
— Какие сказы П. П. Бажова вы читали самостоятельно?
— Вернемся к теме урока. История о косом левше и хромой блохе — это сказ. Что мы можем предположить, зная жанр произведения?
Мы можем предположить, что произведение написано Н. С. Лесковым на основе легенды, услышанной им от какого-то человека. Эта легенда, в свою очередь, возникла на основе реально происходившего события. И в первом издании «Левши» автор указывал на якобы существовавшего человека, от которого он услышал легенду о мастере, подковавшем блоху.Но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху. Говоря о героях произведения, будем иметь в виду, что повествователь (рассказчик) такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.
Комментированное чтение
Главы первая - третья
Читаем вслух первые три главы «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н. С. Лескова, стараясь передать особую интонацию сказа и попутно комментируя непонятные слова. Отметим необычные слова и выражения, которые употребляет рассказчик, и схожесть первых трех глав со сказкой: можно выделить зачин и повторы эпизодов.— Где и когда происходит действие первых трех глав?
— Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?
Домашнее задание
Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение с четвертой по десятую глав сказа.
Глава четвертая
Читая эту главу, обратим внимание на характеристику Николая Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...» Император говорит Платову: «...покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
Глава пятая
Мы видим, что Платов «виляет умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «...я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь...»
Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.
Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия — христианство, но в России христианство православное, а в Европе — католическое. И те и другие считали свою веру единственно правильной и относились друг к другу настороженно.
Глава шестая
Выделим фразу, которой повествователь характеризует туляков, взявшихся за выполнение невиданной работы: «...искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации».
Глава седьмая
— Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?
— На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
— Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.
— На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
При чтении этой главы учителю важно показать сказочность описания работы мастеров, любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
— Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.
Глава восьмая
«Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень спешно и с церемонией»?
Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе дела.
— Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
— Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя? Почему?
Глава девятая
— Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?
— Чего боялись послы, торопившие мастеров?
— Чего боялись послы, торопившие мастеров?
Глава десятая
Эту главу предложим ученикам прочитать по ролям. События, описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова. Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение учеников к этому герою.
— Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».
— Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в рассказе «Левша».
Глава одиннадцатая
— Как характеризует Платова то, что он «боялся к государю на глаза показаться»?
— Что он хотел сделать с тульским левшой, если бы царь не вспомнил про шкатулку?
— Что он хотел сделать с тульским левшой, если бы царь не вспомнил про шкатулку?
Глава двенадцатая
— Почему Платов бьет левшу?
— Почему царедворцы отворачиваются от Платова?
Повествователь рассказывает о событиях, не выражая своего чувства.
— Что, по-вашему, автор хотел сказать читателям, когда писал об изменении отношения придворных к Платову?
— Почему царедворцы отворачиваются от Платова?
Повествователь рассказывает о событиях, не выражая своего чувства.
— Что, по-вашему, автор хотел сказать читателям, когда писал об изменении отношения придворных к Платову?
Главы тринадцатая, четырнадцатая
Читаем эти главы по ролям.
— Как ведут себя придворные во время разговора левши с царем? Как изменяется их отношение к левше после того, как царь понимает тонкость работы?
— В каком произведении мы читали сцены из придворной жизни?
Вспомним «Ночь перед Рождеством»: Н. В. Гоголь описывает сцену при дворе с легкой насмешкой. Насмешка Н. С. Лескова уже не легкая, а довольно едкая. Скажем, что автор пишет о придворных с иронией.
* Ирония — выражение насмешки.
— Как ведет себя Платов по отношению к левше? Отметим, что он находит в себе силы извиниться перед простолюдином, и это смягчает наше отношение к Платову.
— Для чего было решено отправить левшу в Лондон?
— Как ведут себя придворные во время разговора левши с царем? Как изменяется их отношение к левше после того, как царь понимает тонкость работы?
— В каком произведении мы читали сцены из придворной жизни?
Вспомним «Ночь перед Рождеством»: Н. В. Гоголь описывает сцену при дворе с легкой насмешкой. Насмешка Н. С. Лескова уже не легкая, а довольно едкая. Скажем, что автор пишет о придворных с иронией.
* Ирония — выражение насмешки.
— Как ведет себя Платов по отношению к левше? Отметим, что он находит в себе силы извиниться перед простолюдином, и это смягчает наше отношение к Платову.
— Для чего было решено отправить левшу в Лондон?
Смотрите также:
- Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа
Лесков. "Левша". Комментированное чтение по главам.
- Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий