I. Восстановление деформированного текста
Текст для работы (ямб):
Над виноградными холмами Плывут .......... облака. Внизу .......... волнами Шумит померкшая ........... |
Оригинальный текст:
Над виноградными холмами Плывут златые облака. Внизу зелеными волнами Шумит померкшая река.
(Ф. И. Тютчев. «Над виноградными холмами...»)
|
II. Страницы жизни Н. А. Некрасова
Курс 5 класса предусматривает знакомство учеников с некоторыми эпизодами биографии Н. А. Некрасова, с его стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».
Из биографии поэта ученикам известно, что Н. А. Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.
Отрывки из его стихотворения «На Волге» и из поэмы «Мороз, Красный нос», которые дети учили в прошлом году, по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое школьникам предстоит изучать в 6 классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передает чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передает чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать мириться с рабством.
В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» и в стихотворении «Крестьянские дети» уже звучала тема красивого, созидательного труда, радостной крестьянской жизни.
Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:
Курс 5 класса предусматривает знакомство учеников с некоторыми эпизодами биографии Н. А. Некрасова, с его стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».
Из биографии поэта ученикам известно, что Н. А. Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.
Отрывки из его стихотворения «На Волге» и из поэмы «Мороз, Красный нос», которые дети учили в прошлом году, по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое школьникам предстоит изучать в 6 классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передает чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передает чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать мириться с рабством.
В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» и в стихотворении «Крестьянские дети» уже звучала тема красивого, созидательного труда, радостной крестьянской жизни.
Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:
Воля и труд человека Дивные дивы творят...
(Н. А. Некрасов)
|
— О чем хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?
Мы будем знакомиться с новым произведением, главное в котором — созидание с помощью воли и труда.
Читаем статью учебника, составляем ее план. Возможна как коллективная, так и индивидуальная работа. Подводя итоги работе над статьей учебника, подчеркнем, что сильная воля и постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который не окончил даже курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов.
III. «Железная дорога». Значение эпиграфа
Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Н. А. Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трех предупреждений журнал закрывали.
Цензýра — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора.
Цéнзор — человек, осуществляющий цензуру.
Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение. О чем же говорилось в стихотворении?
Сначала обратим внимание на эпиграф.
— Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?
Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Н. А. Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр — «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька» — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.
Выразительное чтение
Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К. И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой.
Домашнее задание
Подготовить пересказ статьи учебника о Н. А. Некрасове. Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
Ответить на 2-й вопрос учебника ч. 1.
Мы будем знакомиться с новым произведением, главное в котором — созидание с помощью воли и труда.
Читаем статью учебника, составляем ее план. Возможна как коллективная, так и индивидуальная работа. Подводя итоги работе над статьей учебника, подчеркнем, что сильная воля и постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который не окончил даже курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов.
III. «Железная дорога». Значение эпиграфа
Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Н. А. Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трех предупреждений журнал закрывали.
Цензýра — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора.
Цéнзор — человек, осуществляющий цензуру.
Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение. О чем же говорилось в стихотворении?
Сначала обратим внимание на эпиграф.
— Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?
Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Н. А. Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр — «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька» — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.
Выразительное чтение
Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К. И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой.
Домашнее задание
Подготовить пересказ статьи учебника о Н. А. Некрасове. Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
Ответить на 2-й вопрос учебника ч. 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий