Фёдор Миха́йлович Достое́вский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Википедия
Достоевский в Интернете
Имя при рождении: |
Фёдор Михайлович Достоевский
|
---|---|
Псевдонимы: |
Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н. Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф. Д.; N.N.[1]
|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Санкт-Петербург, Российская империя
|
Подданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: | |
Направление: | |
Язык произведений: | |
Подпись: |
то, что нам необходимо знать! (aaf)
1846 Роман Бедные люди (впервые опубликован: "Петербургский сборник", изданный Н.А.Некрасовым, СПб., 1846)
1860-1862 Записки из Мертвого дома (впервые печатались в газете "Русский мир" (первые четыре главы, сентябрь 1860-январь 1861). Полностью впервые опубликованы в журнале "Время", апрель 1861-декабрь 1862)
1864
роман Записки из Подполья (впервые опубликовано в журнале "Эпоха", январь-февраль, апрель 1864)
«Преступле́ние и наказа́ние» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6-8, 11, 12).
1866
роман Игрок (Из записок молодого человека)
роман Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом (впервые напечатано в журнале "Русский вестник", январь-декабрь 1866)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. РОМАН В ШЕСТИ ЧАСТЯХ С ЭПИЛОГОМ (текст)
Часть 1: | Главы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Часть 2: | Главы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Часть 3: | Главы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Часть 4: | Главы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Часть 5: | Главы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Часть 6: | Главы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Эпилог: | 1 | 2 |
1877 Дневник писателя. 1877. Январь-август
Дневник писателя. 1877. Сентябрь-декабрь
Сон смешного человека . Фантастический рассказ
1879-1880
роман Братья Карамазовы
Великий инквизитор
1880 Дневник писателя. 1880. Август
Пушкинская речь
Поэтика Достоевского
Как показал О. М. Ноговицын в своей работе[14], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает своё с ним отношение и действует, исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остаётся всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остаётся всецело описательным, всецело включённым в текст, всецело понятным, подчинённым причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин.«Записки из подполья» — повесть Достоевского, изданная в 1864 году. Повествование ведется от лица бывшего чиновника, который проживает в Петербурге. По своей проблематике предвещает идеи экзистенциализма
Летом 1865 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в июле 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Преступление и наказание». На тему же убийства Достоевского натолкнуло дело Пьера Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.
Роман печатался по частям с января по декабрь 1866 года. Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.
«Сон смешного человека» — «фантастический рассказ» Ф. М. Достоевского. Впервые напечатан в апрельском выпуске«Дневника писателя» 1877 года.
Поэма о Великом инквизиторе. «Вели́кий инквизи́тор» (иногда «Леге́нда о Вели́ком инквизи́торе»[комм. 1]) — вставная притча, опубликованная в июньском номере 1879 года журнала «Русский вестник» (том CXLI, стр. 736—758) в составе пятой главы пятой книги «Pro и contra» второй части романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Притча представляет собой аллегорический рассказ Ивана Карамазова Алёше Карамазову на тему христианской свободы воли, свободы совести, она заключает в себе изложение позиции писателя на общество, православие, католицизм и занимает ключевое место не только в романе, но и во всей системе философских ценностей его автора[комм. 2]. Достоевский называл «Великого инквизитора» «кульминационной точкой» своего последнего романа[комм. 3].
Зрелый Достоевский неоднократно обращался к образу Христа, забытого и покинутого людьми, утратившими веру в него. Первые попытки в этом направлении писателем предпринимались ещё в пору работы над романом «Преступление и наказание»[1], затем последовали роман «Идиот» и образ князя Мышкина. В черновиках к «Идиоту» впервые начала разрабатываться тема трёх дьяволовых искушений Христа. Затем во время работы над романом «Подросток» и образом Версилова у Достоевского вновь возникает мотив «искушения Христа» и «игры с дьяволом». В тетрадях к «Подростку» 1875 года есть заметки «О трёх дьяволовых искушениях» и «В Англии судили Христа», получившие развитие четыре года спустя в «Братьях Карамазовых»[2]. Ещё Д. С. Мережковский заметил, что нити от образа Версилова тянутся к поэме о Великом инквизиторе[3]. Окончательное оформление мотив трёх дьяволовых искушений получил в «Братьях Карамазовых», где стал ключевым элементом этой глубокой и психологически сложной философской притчи[4].
Но самые первые мотивы «Великого инквизитора» можно встретить ещё в 1840-е годы, когда молодой писатель создавал образ хозяйки — Катерины и её мрачного деспота купца Мурина: «Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы»; «слабому человеку одному не сдержаться! Только дай ему всё, он сам же придёт, всё назад отдаст, дай ему полцарства земного в обладание, попробуй — ты думаешь что? Он тебе тут же в башмак тотчас спрячется, так умалится. Дай ему волюшку, слабому человеку, — сам её свяжет, назад принесёт», — так рассуждает он о Катерине. Эти слова Мурина перекликаются с идеями Великого инквизитора в заключительном романе Достоевского[5].
Комментариев нет:
Отправить комментарий