Язык — важнейшее средство общения (2 + 1*)
дальше...
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Язык и человек. Язык и речь
|
§ 1—2
|
1
|
Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции
русского языка.
Знать, чем отличается письменное общение от устного.
Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои
мысли в устной и письменной форме.
Уметь различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь
определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации
|
Язык и его единицы
|
§ 3
|
1
|
Знать единицы языка (предложение, слово, звук) и их роль в языке.
Уметь находить единицы языка; определять границы слова в деформированной
записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове
|
(Р) Стили речи
|
§ 4
|
1
|
Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном)
и их характеристике.
Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели
высказывания
|
Повторение изученного в начальных классах
(17 + 3)
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Состав слова
|
§ 5
|
1
|
Знать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые
части слова (морфемы); знать, какие слова называются однокоренными.
Уметь выделять в слове морфемы; находить однокоренные слова; выполнять
разбор слова по составу (без выделения основы)
|
Орфограмма
|
§ 6
|
1
|
Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или
по традиции; знание того, что орфограмма — «точка» применения
правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и
орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться
в любой морфеме.
Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с
опорой на опознавательные признаки; уметь находить орфограммы — гласные и
согласные буквы в разных морфемах
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
|
§ 7
|
2
|
Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне
слова.
Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными
гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы
слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем
|
Правописание проверяемых согласных в корне слова
|
§ 8
|
1
|
Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне
слова.
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в
корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и
подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит
гласная или согласная Л, М, Н, Р);
пользоваться орфографическим словарем
|
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
|
§ 9
|
1
|
Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова;
разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова;
графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться
способом проверки непроизносимых согласных в корне
|
Буквы И, У, А после шипящих
|
§ 10
|
1
|
Знать правило написания букв И, У, А
после шипящих и слова-исключения.
Уметь правильно писать слова с буквами И, У, А
после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора
правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем
|
Разделительные Ъ и Ь
|
§ 11
|
1
|
Знать правило употребления разделительных Ъ и Ь.
Уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь;
разграничивать Ь разделительный и Ь как
показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять
на письме разделительные Ъ и Ь; графически
обозначать условия их выбора
|
Раздельное написание предлогов с другими словами
|
§ 12
|
1
|
Усвоение понятия орфограммы-пробела (раздельного написания),
орфограммы-дефиса; знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме
предлогов и приставок; знание того, что предлог — слово,
приставка — часть слова. Знание правила раздельного написания
предлогов со словами; знание правила дефисного написания предлогов из-за,
из-под; знание падежа, с которым употребляются указанные предлоги.
Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить
орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание;
писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия
выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за,
из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи
|
Диктант
|
|
1
|
|
(Р) Текст.
Обучающее изложение. (По Г. А. Скребицкому) |
§ 13, упр. 66
|
1
|
Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность,
порядок следования предложений в тексте).
Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст;
выделять части текста; составлять простой план
|
Части речи.
Глагол |
§ 14—15
|
1
|
Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные,
имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой
частью речи.
Знать об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице
глаголов настоящего и будущего времени.
Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы,
наречия.
Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь
употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и
будущего времени
|
-ТСЯ и -ТЬСЯ
в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами |
§ 16, 18
|
1
|
Знать опознавательный признак орфограммы -Ь: [ца] на конце
глагола; способ определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ.
Знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном
написании НЕ с глаголами.
Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ;
правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ.
Уметь выделять личные окончания глаголов; писать Е или И
в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с
глаголами; разбирать глаголы по образцу
|
(Р) Тема текста
|
§ 17
|
1
|
Знание о теме текста (широкие и узкие темы высказывания, микро-темы).
Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части
текста (микротемы)
|
Имя существительное
|
§ 19
|
1
|
Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; знать
морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы
склонения). Знать об употреблении и неупотреблении на письме Ь
после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении Е
и И в безударных падежных окончаниях существительных в
единственном числе
|
|
|
|
Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж,
тип склонения существительного. Уметь правильно употреблять Ь
после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание Е
и И в безударных падежных окончаниях существительных в
единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных
написаний; уметь разбирать имена существительные по образцу
|
Имя прилагательное
|
§ 20
|
1
|
Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении
прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с
существительными.
Знать способ определения правильного написания безударного окончания
прилагательного (по вопросу).
Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать
прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу.
Уметь пользоваться способом определения безударного окончания
прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных
написаний
|
(Р) Сочинение по картине. Устное описание картины (А. А. Пластов. «Летом»)
|
упр. 106
|
|
Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании
прилагательных при описании изображенного на жанровой картине.
Уметь устно описывать изображенное на жанровой картине
|
Местоимение
|
§ 21
|
1
|
Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных
местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об
употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.
Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число;
правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения
3-го лица после предлогов
|
(Р) Основная мысль текста
|
§ 22
|
1
|
Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли
текста.
Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте
предложения, в которых выражена основная мысль; уметь редактировать
предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в
ней основной мысли; уметь писать сочинение повествовательного характера на
заданную тему (рассказ о случае из жизни)
|
Повторение материала по разделу
|
|
1
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
|
1
|
Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова
по составу (без выделения основы)
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
(29 + 7)
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Синтаксис.
Пунктуация |
§ 23—24
|
1
|
Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков
препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков
препинания.
Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять
знаки препинания с целью восстановления смысла текста; уметь разграничивать знаки
препинания по их функции
|
Словосочетание
|
§ 25
|
2
|
Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение
словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в
словосочетании.
Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое
слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов
в словосочетании; уметь использовать
для выражения одинакового смысла словосочетания и ; уметь составлять словосочетания
по образцу; уметь выделять словосочетания из предложений
|
Разбор словосочетания
|
§ 26
|
1
|
Знать порядок разбора словосочетания.
Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме
|
Предложение
|
§ 27
|
1
|
Знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие
грамматической основы, интонация конца предложения).
Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ
предложения и постановки знаков завершения (интонация конца). Знать знаки завершения.
Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего.
Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать
различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу
предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного
члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с
определенными схемами
|
(Р) Сжатое изложение (В. П. Катаев)
|
упр. 137
|
2
|
Знать способы сжатия текста.
Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать
в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить
сжатый текст
|
Виды предложений по цели высказывания
|
§ 28
|
1
|
Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных,
побудительных, вопросительных предложений.
Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно
пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить
повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять
разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные
слова при составлении вопросительных предложений; использовать побудительные
предложения с учетом речевой ситуации
|
Восклицательные предложения
|
§ 29
|
1
|
Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении
повествовательных и побудительных восклицательных предложений.
Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно
их оформлять
|
(Р) Устный анализ тем сочинений.
Сочинение на свободную тему |
упр. 153—154
|
1
|
Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему,
о стиле сочинения (разговорный: рассказ о памятном дне в школе).
Уметь распознавать широкую и узкую тему сочинения; уметь определять
свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную
тему
|
Члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее |
§ 30—31
|
1
|
Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные
члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным,
местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи
подлежащего и сказуемого.
Уметь разграничивать грамматическую основу
предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе
подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов
|
Сказуемое
|
§ 32
|
1
|
Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным,
прилагательным); чем определяется выбор способа выражения сказуемого.
Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом,
существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в
зависимости от речевой ситуации
|
Тире между подлежащим и сказуемым
|
§ 33
|
1
|
Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения
между главными членами предложения (существительные в именительном падеже);
знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему
данной конструкции.
Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной
конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с
изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций
предложениями изученной конструкции с опорой на схему
|
Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения |
§ 34—35
|
1
|
Знать определение распространенных и
нераспространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов
предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия).
Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения;
находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из
второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения;
распространять предложение второстепенными членами
|
Дополнение
|
§ 36
|
1
|
Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения,
графическое обозначение дополнения как члена предложения.
Знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного
существительным в винительном падеже без предлога.
Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и
дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога;
верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения
дополнениями
|
Определение
|
§ 37
|
1
|
Знать определение понятия «определение», способ выражения определения,
графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в
усилении выразительности художественного описания.
Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение
как член предложения; распространять предложения определениями; использовать
определения для более выразительной передачи содержания высказывания
|
Обстоятельство
|
§ 38
|
1
|
Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения
обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения;
знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в
более точной передаче содержания высказывания.
Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать
обстоятельство как член предложения; распространять предложения
обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи
содержания высказывания.
Уметь различать второстепенные члены предложения; уметь составлять
предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам
|
Предложения
с однородными членами |
§ 39
|
1
|
Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации
перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными
членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов).
Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными
членами, связанными только интонацией перечисления
|
Знаки препинания в предложениях
с однородными членами |
§ 40
|
2
|
Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными
членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи);
функцию запятой между однородными членами — знака разделения; знать
правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих
словах; знать схемы предложений с однородными членами.
Уметь по опознавательным признакам находить места́ постановки знака
разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при
чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков
препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения
с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами И, А, НО;
составлять схемы предложений с однородными членами.
Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов;
обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед
однородными членами (двоеточие)
|
Предложения с обращениями
|
§ 41
|
1
|
Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится
обращение; знать опознавательный признак выделения обращения на
письме — звательную интонацию; функцию знаков препинания в
предложении с обращением — знаков выделения; правило постановки
знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением;
знать о возможности смешения подлежащего и обращения.
Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по
опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков
препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с
обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по
схемам; отличать обращение от подлежащего
|
(Р) Письмо
|
§ 42
|
1
|
Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские,
поздравительные, письма в газету); стили речи.
Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать
обращения в письме
|
Синтаксический разбор простого предложения
|
§ 43
|
1
|
Знать порядок синтаксического разбора простого предложения.
Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого
предложения; уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор
|
(Р) Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников. «Опять двойка»)
|
упр. 219
|
2
|
Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один
из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия
основной мысли в сочинении по картине.
Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины;
раскрывать основную мысль
|
Пунктуационный разбор простого предложения
|
§ 44
|
1
|
Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения.
Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого
предложения
|
Простые и сложные предложения
|
§ 45
|
2
|
Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении
сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать
опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в
сложном — наличие двух и более грамматических основ, союза между
простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в
составе сложного — знака разделения; знать правило постановки
запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности
смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами А,
И.
Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей
в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место
постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного;
обосновывать постановку запятой
в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами А, И |
Синтаксический разбор сложного предложения
|
§ 46
|
1
|
Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного
предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему
|
(Р) Заголовок и основная мысль текста
|
упр. 234
|
1
|
Знать, что заголовок отражает основную мысль текста; знать типы речи;
языковые средства, помогающие автору в изображении животного. Описание и
повествование.
Уметь выбирать заголовок из указанных в соответствии с основной мыслью
текста; определять тип речи; выявлять языковые средства, помогающие автору в
изображении животного
|
Контрольный диктант
|
|
1
|
|
Прямая речь
|
§ 47
|
2
|
Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при
произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный
признак для употребления знаков препинания при прямой речи; знать правило
постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после
слов автора и перед словами автора; схемы предложений с прямой речью.
Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить
предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой
на опознавательный признак находить места́ употребления знаков препинания;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять
схемы предложений с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в
предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме
|
Диалог
|
§ 48
|
1
|
Знать, что такое диалог, реплика. Знать правило постановки знаков
препинания при диалоге; схемы диалога.
Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять
реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге;
составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог
|
Повторение
|
|
1
|
|
Диктант с грамматическим заданием
|
|
1
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
(15 + 3)
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Фонетика.
Гласные звуки |
§ 49—50
|
2
|
Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся
звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных
звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной
роли звуков.
Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь
подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с
элементами транскрипции
|
Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие
|
§ 51, 53
|
1
|
Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о
смыслоразличительной роли согласных звуков; знать пары согласных по
твердости-мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами
транскрипции ([’]).
Уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары
согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; уметь различать
в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на
письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для
овладения правильным произношением некоторых звуков
|
Позиционные чередования гласных и согласных
|
§ 52
|
2
|
Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с
изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме
не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН,
ЧТ в словах типа что, конечно.
Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки
зрения позиционного чередования гласных; уметь правильно произносить
указанные слова
|
(Р) Повествование. Обучающее изложение
с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка») |
§ 54, упр. 275
|
1
|
Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном
повествовании; способы включения описания в повествование.
Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте
фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст
|
Согласные звонкие и глухие
|
§ 55
|
2
|
Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных;
знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные
согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; о
позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение).
Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных
по глухости-звонкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах
глухие и звонкие согласные; различать позиционные чередования согласных в
словах
|
Графика.
Алфавит |
§ 56—57
|
1
|
Знать, чем отличается устная речь от письменной; знать о различии между
звуками и буквами; знать предмет изучения графики и каллиграфии; знать
русский алфавит и его назначение.
Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять
сходство в начертании букв; уметь правильно произносить названия букв,
воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь
находить и исправлять ошибки в названиях букв
|
(Р) Описание предмета.
Сочинение-описание или сочинение с элементами описания |
§ 58, упр. 295
|
1
|
Знать понятие «описание»; особенности описания в научном и разговорном
стиле.
Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь
редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет
в разговорном стиле
|
Обозначение мягкости согласных
с помощью Ь |
§ 59
|
2
|
Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать
правила употребления и неупотребления Ь для обозначения
мягкости согласных.
Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять Ь
для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора
написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова
с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в
неопределенной форме глагола, с разделительным Ь
|
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
|
§ 60
|
1
|
Знать о звуковом значении букв Е, Ё, Ю,
Я в разных фонетических позициях.
Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю,
Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему в
русском языке
6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих |
Орфоэпия
|
§ 61
|
1
|
Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших
произносительных нормах и их отражении в специальных словарях.
Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять
произносительные и орфографические ошибки
|
Фонетический разбор слова
|
§ 62
|
1
|
Знать порядок фонетического разбора слова.
Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов
|
Повторение
|
|
1
|
|
Диктант и проверочная работа
|
|
1
|
|
(Р) Описание предметов, изображенных на картине (И. И. Машков.
«Натюрморт с маками и васильками»)
|
упр. 317
|
1
|
Знакомство с натюрмортом; композиция.
Уметь устно описывать предметы, изображенные на картине
|
Лексика. Культура речи (8 + 2)
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Слово и его лексическое значение
|
§ 63
|
1
|
Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое
значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные
приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое
значение слова».
Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи,
извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение
слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и
грамматическое значения слова
|
Однозначные и многозначные слова
|
§ 64
|
1
|
Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в
словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать
об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.
Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;
находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного
слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением;
определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить
и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов
|
Прямое и переносное значение слов
|
§ 65
|
1
|
Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом
словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным
значением в художественных произведениях.
Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре;
определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи
слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении
слов с переносным значением
|
Омонимы
|
§ 66
|
1
|
Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными
словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования
омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров).
Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов;
находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и
многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи
|
Синонимы
|
§ 67
|
2
|
Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи
синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность,
средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного
повторения слов).
Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы
к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга
слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять
нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное
повторение одного и того же слова с помощью синонимов
|
(Р) Сочинение по картине (И. Э. Грабарь.
«Февральская лазурь»)
|
упр. 358
|
1
|
Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета
с использованием синонимов-прилагательных.
Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине
предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов
|
Антонимы
|
§ 68
|
1
|
Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования
антонимов в речи.
Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным
словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова;
группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в
речи
|
Повторение
|
|
1
|
|
(Р) Подробное изложение (К. Г. Паустовский.
«Первый снег»)
|
упр. 367
|
1
|
Знать о роли деталей в художественном описании предмета.
Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе
художественного текста его типологическую структуру; определять значение
деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе
исходного
|
Морфемика. Орфография. Культура речи
(22 + 4)
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Морфема — наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов
|
§ 69—70
|
1
|
Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии
однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что
морфемы — значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова
от форм одного и того же слова
|
Окончание. Основа слова
|
§ 71—72
|
1
|
Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение
окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом
значении; способ обозначения нулевого окончания. Знать определение основы
слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение.
Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение
окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое
значение нулевого окончания существительных; уметь соотносить окончание с его
грамматическим значением. Уметь выделять основу в изменяемых и неизменяемых
словах
|
(Р) Сочинение по личным впечатлениям
|
упр. 378
|
1
|
Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции.
Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным
впечатлениям
|
Корень слова
|
§ 73
|
2
|
Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее
лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут
быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи.
Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,
относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие
по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и
исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам
|
(Р) Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»)
|
§ 74, упр. 389
|
1
|
Знать о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о
возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание,
повествование).
Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном
тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования.
Уметь создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера
|
Суффикс
|
§ 75
|
2
|
Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса.
Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными
суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по
значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов
|
Приставка
|
§ 76
|
1
|
Знать определение приставки, смысловое значение приставки.
Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными
приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова
по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью
приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем
|
(Р) Выборочное изложение с изменением лица
|
упр. 407
|
1
|
Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из
подтем, находящейся в разных частях исходного текста).
Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему;
излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика
|
Чередование звуков. Беглые гласные
|
§ 77—78
|
2
|
Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об
отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся
звуков; знать о чередовании гласных О и E с нулем звука в одной
и той же морфеме.
Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и
изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах;
подбирать слова с беглыми гласными по образцам
|
Варианты морфем
|
§ 79
|
1
|
Знать понятие «варианты морфем».
Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов);
определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать
слова с вариантами морфем к указанным словам
|
Морфемный разбор слова
|
§ 80
|
1
|
Знать порядок морфемного разбора слова.
Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова
|
Правописание гласных и согласных в приставках
|
§ 81
|
1
|
Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме
приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на З-
(С-); способ проверки гласных и согласных в приставках по
сильной позиции.
Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой;
графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться
способом проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться
орфографическим словарем
|
Буквы З и С на конце приставок
|
§ 82
|
2
|
Знать правило написания букв З и С на конце
приставок; знать о единообразном написании приставки С-;
словарные слова.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически
обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим
словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями
|
Буквы О — А
в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- |
§ 83
|
1
|
Знать правило написания букв О — А
в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ-.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически
обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим
словарем
|
Буквы О — А
в корне -РАСТ- — -РОС- |
§ 84
|
2
|
Знать правило написания букв О — А
в корне -PACT- — -РОС-; знать
слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при
написании слов с чередованием гласных
в корне.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически
обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим
словарем
|
Буквы Ё — О после шипящих в корне
|
§ 85
|
1
|
Знать правило написания букв Ё — О
после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с
непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой;
графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова
с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении
|
Буквы
Ы — И после Ц |
§ 86
|
1
|
Знать правило написания букв Ы — И
после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях,
в суффиксах; знать слова-исключения.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически
обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е
после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы — И
после Ц в разных частях слова
|
Повторение
|
|
1
|
|
Контрольный диктант
|
|
1
|
|
Работа над орфографическими и пунктуационными
ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте
|
|
1
|
|
(Р) Сочинение-описание изображенного на картине
(П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)
|
упр. 457
|
1
|
Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта.
Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание
|
Морфология. Орфография. Культура речи
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Самостоятельные и служебные части речи
|
§ 87
|
1
|
Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных
частей речи, их назначение; 3 группы частей речи; знать о месте причастия,
деепричастия и категории состояния в системе частей речи.
Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части
речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для
правописания
|
Имя существительное (20 + 4). Имя существительное как часть речи
|
§ 88
|
2
|
Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике
понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение
предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число,
падеж), синтаксическую роль существительных в предложении.
Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания;
уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме
рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и
глаголов; определять морфологические признаки существительных
|
(Р) Доказательства в рассуждении.
Сочинение-рассуждение
|
§ 89
|
1
|
Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.
Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры
(находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение
самостоятельного характера
|
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
|
§ 90
|
1
|
Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными
существительными.
Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные
|
Имена существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных |
§ 91
|
2
|
Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные.
Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.
Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать
собственные имена; заглавия книг, газет и т. п. писать с большой буквы и
заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных
написаний
|
(Р) Элементы рассуждения в повествовании.
Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница») |
упр. 496
|
1
|
Знать структуру рассуждения, повествования.
Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато)
излагать главную мысль каждой части исходного текста
|
Морфологический разбор имени существительного
|
§ 92
|
1
|
Знать порядок морфологического разбора имени существительного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени
существительного
|
Род имен существительных
|
§ 93
|
1
|
Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном
нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.
Уметь определять род имен существительных;
согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять
нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных
|
Имена существительные, которые имеют форму только
множественного числа
|
§ 94
|
1
|
Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов;
знать о лексических группах существительных, имеющих форму только
множественного числа.
Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного
числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно
произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи
|
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
|
§ 95
|
1
|
Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа,
и об их лексических группах.
Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа,
соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить
имена существительные, имеющие форму только единственного числа;
разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые
имеют форму только множественного или единственного числа; уметь точно,
уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного
числа, в речи
|
Три склонения имен существительных
|
§ 96
|
1
|
Знать о склонении имен существительных, об основании деления
существительных на три типа склонения; знать о начальной форме
существительного.
Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных;
склонять указанные существительные
|
Падеж имен существительных
|
§ 97
|
1
|
Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные
вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые
вопросы.
Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять
ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять
предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным
существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в
предложении
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном
числе
|
§ 98
|
3
|
Знать правило правописания гласных Е и И в
падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок
рассуждения для применения правила.
Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно
писать гласные Е, И в безударных падежных
окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у
существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ);
графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять
существительные с изучаемой орфограммой в речи
|
Контрольный диктант
|
|
1
|
|
(Р) Изложение с изменением лица
|
упр. 546
|
1
|
Знать о возможности использования существительных-синонимов для
устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного
выражения мыслей.
Уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица
|
Множественное число имен существительных
|
§ 99
|
2
|
Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в
дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в
речи формы именительного падежа множественного числа некоторых
существительных мужского рода на -И, -Ы, -А,
-Я; об образовании форм родительного падежа множественного
числа от существительных чулки, валенки, места́ и т. д.; правописание
существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного
числа.
Уметь правильно склонять существительные во множественном числе;
правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и
т. д.) и родительного (ботинок, мест и
т. д.) падежей множественного числа; правильно писать
существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного
числа (рощ, груш, луж и т. д.); графически обозначать условия выбора
правильных написаний
|
Правописание О — Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных |
§ 100
|
1
|
Знать правило правописания О — Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Уметь правильно писать О — Е после
шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать
условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы О — Е
после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать
слова с данными орфограммами
|
Повторение и проверочная работа
|
|
1
|
|
(Р) Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль.
Подмосковье»)
|
упр. 564
|
1
|
Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к
изображаемому.
Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на
картине; уметь составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников
|
Диктант
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Имя прилагательное (12 + 4)
Имя прилагательное как часть речи |
§ 101 |
3 |
Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи.
Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь
доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения;
уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять
прилагательные в речи
|
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
|
§ 102
|
3
|
Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных;
знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ЫЙ,
-ИЙ, -ОЙ) и о том, что эти окончания нельзя
проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое
окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв О — Е
в окончаниях прилагательных после шипящих.
Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит
прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для
верного написания безударного окончания (кроме слов на -ЫЙ,
-ИЙ, -ОЙ в форме мужского рода);
уметь правильно
ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать
гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих);
графически обозначать условия выбора правильных написаний
|
(Р) Описание животного. Изложение (А. И. Куприн.
«Ю-ю»)
|
§ 103, упр. 587
|
1
|
Знать структуру текста типа описание; описание животного в художественном
стиле; задачи художественного описания животного; об использовании
образно-выразительных средств в художественном описании.
Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с
элементами описания
|
Прилагательные полные и краткие
|
§ 104
|
2
|
Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических
особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической роли; знать
правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.
Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в
тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;
уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий;
графически обозначать условия выбора правильного написания
|
(Р) Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине
(А. Н. Комаров. «Наводнение»)
|
упр. 599
|
1
|
Знать об общем в разных видах описания; о специфике описания животного,
изображенного на картине; описание в разговорном стиле.
Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле
|
Морфологический разбор имени прилагательного
|
§ 105
|
1
|
Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени
прилагательного
|
(Р) Сочинение «Как я испугался»
|
|
1
|
Уметь составлять собственный текст по указанному плану, включать в
повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного
|
Повторение
|
|
1
|
|
Диктант и проверочная работа
|
|
1
|
|
Резервный урок
|
|
1
|
|
(Р) Сочинение «Наши друзья — животные»
|
|
1
|
Уметь составлять собственный текст — описание животного на
основе личных впечатлений; пользоваться прилагательными-синонимами для более
точного выражения мысли
|
Глагол (36 + 6)
Глагол как часть речи |
§ 106 |
2 |
Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать
принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять
морфологические признаки глагола
|
НЕ с глаголами
|
§ 107
|
3
|
Знать правило написания НЕ с глаголами; знать нормы
правильного ударения в указанных глаголах с частицей НЕ.
Уметь правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать
условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в
речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей НЕ
|
(Р) Рассказ
|
§ 108, упр. 623—624
|
2
|
Знать о рассказе как об одном из видов повествования; знать о композиции
рассказа; знать главное в рассказе.
Уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным
картинкам
|
Неопределенная форма глагола
|
§ 109
|
4
|
Знать, что неопределенная форма глагола — это начальная форма;
знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь
после Ч в неопределенной форме; о правописании безударных
суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в
неопределенной форме в речи.
Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь
после Ч; графически обозначать условия выбора написания;
правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; уметь
правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать
о неопределенной форме глагола в форме научного описания
|
Правописание -ТСЯ
и -ТЬСЯ в глаголах |
§ 110
|
3
|
Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах; знать
о произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ-.
Уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ;
уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать
-ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ |
Виды глагола
|
§ 111
|
2
|
Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать
различие между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по
значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от
указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного
вида в речи
|
Буквы Е — И
в корнях с чередованием |
§ 112
|
3
|
Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И
в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями
с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И
в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь
разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными
в корне, проверяемыми ударением
|
(Р) Невыдуманный рассказ о себе
|
§ 113
|
1
|
Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной
последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика
в устном рассказе.
Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать
его
|
Контрольный диктант
|
|
1
|
|
Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте
|
|
1
|
|
Время глагола
|
§ 114
|
1
|
Вспомнить сведения о трех временах глагола.
Уметь определять времена глаголов
|
Прошедшее время
|
§ 115
|
1
|
Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания
безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени;
знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял,
поняла и др.).
Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по
числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную
перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; графически объяснять
условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах
в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.)
|
Настоящее время
|
§ 116
|
1
|
Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного
вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит
и др.).
Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов;
изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в
указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи
|
Будущее время
|
§ 117
|
1
|
Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании
форм будущего времени.
Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего
времени глагола в речи
|
Спряжение глаголов
|
§ 118
|
1
|
Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и
II спряжения.
Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и
числам
|
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
|
§ 119
|
4
|
Знать способ определения верного написания безударного личного окончания
глагола.
Уметь применять способ определения верного написания
безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных
личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных);
графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь использовать
глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять
глаголы-синонимы в речи
|
Морфологический разбор глагола
|
§ 120
|
1
|
Знать порядок морфологического разбора глагола.
Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный)
глагола
|
(Р) Сжатое изложение
с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт») |
упр. 701
|
1
|
Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль
каждой части исходного текста с изменением формы лица
|
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного
числа
|
§ 121
|
2
|
Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во
2-м лице единственного числа.
Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с
изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного
написания
|
Употребление времен
|
§ 122
|
2
|
Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в
рассказе о прошлом.
Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при
сообщении о событиях прошлого
|
(Р) Употребление «живописного настоящего» в повествовании
|
упр. 709— 710
|
1
|
Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков;
уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления
повествования
|
Повторение
|
|
1
|
|
(Р) Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»)
|
упр. 715
|
1
|
Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции
рассказа.
Уметь составлять рассказ на основе изображенного (по воображению)
|
Диктант и проверочная работа
|
|
1
|
|
Резервный урок
|
|
1
|
|
Повторение и систематизация изученного
(6 + 2)
Тема
|
Параграф учебника
|
Кол-во часов
|
Результаты обучения
|
Разделы науки
о языке |
§ 123
|
2
|
Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в
них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о
языке друг с другом; систематизация изученного по фонетике, морфемике,
морфологии, синтаксису и пунктуации.
Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки о языке
и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать
взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь
классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; уметь
определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять,
какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются;
уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки
препинания в предложениях
|
(Р) Сочинение на одну из тем по выбору
|
упр. 732
|
1
|
Повторение знаний о типах текстов (описание, рассуждение, повествование),
их структурных и речевых особенностях.
Умение создавать текст одного из типов по выбору
|
Орфограммы
в приставках и в корнях слов |
§ 124
|
1
|
Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и
небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом
обозначении.
Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения
(в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их
обозначать
|
Орфограммы
в окончаниях слов |
§ 125
|
1
|
Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об
условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом
обозначении.
Уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по
основному условию выбора и графически их обозначать
|
Употребление букв Ъ и Ь.
Раздельные написания |
§ 126
|
1
|
Знать о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора
буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных;
о выборе раздельных написаний предлогов, частицы НЕ с
глаголами; о выборе больших букв в именах собственных и употреблении кавычек
в названиях книг и др.; о графическом обозначении орфограмм.
Уметь группировать слова с буквой Ь в разных функциях;
верно писать слова с разделительными Ъ и Ь,
орфограммами — раздельным написанием и орфограммой — большой
буквой; графически обозначать условия выбора верных написаний
|
Знаки препинания в простом и сложном предложениях
|
§ 127
|
1
|
Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе.
Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях |
(Р) Заключительный урок
|
|
1
|
Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на
новый учебный год
|
*
Часы, отведенные на развитие связной речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий