Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению. Урок VI
В этом романе... есть что-то неразгаданное.
В. Г. Белинский «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова
дальше...
На уроке необходимо помочь учащимся понять и оценить споры о романтизме и реализме романа, познакомившись с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении.
Для этого школьники сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несов падении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина, наметят параллели между ро маном, романтической поэмой «Мцыри» и поэзией Лермонтова. Это поможет в подготовке к сочинению.
I. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»
Проблемные вопросы— Черты какого художественного метода — романтизма или реализма — присущи роману «Герой нашего времени»?
— Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?
Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.
Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.
Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».
Черты романтизма.1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
Черты реализма
1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
Черты романтизма.
2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов
Черты реализма
2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний,
мотивам поведения, что характерно для психологического романа
Черты романтизма.
3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина,
бесполезность его исканий
Черты реализма
3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина
мнения о нем других лиц
Черты романтизма.
4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина
Черты реализма
4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
Вывод
В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романти ческого, и реалистического произведения.
II. Роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского и в современном литературоведении
Обсуждение критических оценок образа Печорина и романа в целом можно организовать в форме мини конференции, включив в нее краткие сообщения учащихся о прочитанных фрагментах из монографий и статей.На предыдущем уроке хорошо подготовленным девяти классникам предлагалось изучить, прокомментировать и дать оценку фрагментам (2—3 страницы) высказываний
критиков об образе Печорина из следующих работ:
• В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова.
• В. С. Соловьев. Лермонтов.
• Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей.
• Н. Г. Долинина. Печорин и наше время.
• Э. Гернштейн. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
• В. И. Коровин. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.
Учащиеся выступят перед одноклассниками с краткими сообщениями о результатах своего знакомства с литера турной критикой по плану:
1. Краткие сведения об авторе работы.
2. Время написания статьи (монографии).
3. Позиция критика в оценке образа Печорина (на примере одной- двух цитат).
4. Мнение ученого о романе в целом, способах раскрытия образа главного героя.
5. Оценка материалов, выводы и обобщения.
III. Подготовка к сочинению
В процессе подготовки к сочинению учащимся должны быть даны консультации по проблемным вопросам (см. урок ).Итог урока
«Герой нашего времени» — это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30 х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно- композиционные особенности романа.
Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответ ствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм.
Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зре ния. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по произведениям Лермонтова.
Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Контрольная работа по творчеству Лермонтова обязательно должна включать в себя вопросы и задания на знание биографии поэта, умение анализировать его лирику и фрагменты прозы, опираясь на изученные теоретико-литературные понятия, письменно отвечать на проблемный вопрос. Ученикам, ранее не знавшим текста романа «Герой нашего времени» (см. урок ), могут быть дополнительно предложены вопросы по содержанию.Итогом изучения творчества Лермонтова может стать и ответ на проблемный вопрос, формулировка которого должна соответствовать требованиям ЕГЭ (часть С).
Примерная тематика проблемных вопросов
• Почему любовь для лирического героя поэзии Лер монтова окрашена драматическим пафосом?• Какой мы видим современную Лермонтову Россию в его лирике?
• Какие черты русского мира порождают у лирического героя поэзии Лермонтова чувства глубокой грусти и одино чества?
• Как изменяется в лирике Лермонтова пушкинский об раз поэта- пророка?
• В чем противоречивость характера Печорина?
Варианты контрольной работы по творчеству Лермонтова
Объект проверки I вариант II вариант1. Знание фактов биографии и творчества
1. Расскажите о воспитании и образовании Лермонтова. Какие темы и мотивы характерны
для его поэзии до 1837 года?
2. Расскажите о первой ссылке Лермонтова на Кавказ. Какое место занимает Кавказ в его
поэзии?
1. Расскажите о жизни Лермонтова в Петербурге и Москве. Почему 1837 год считают рубежом в его творчестве?
2. Расскажите о второй ссылке Лермонтова на Кавказ. Какое место занимает Кавказ в рома-
не «Герой нашего времени»?
2. Знание основного содержания произведений
1. Из каких произведений эти строки?
1) «Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля».
2) «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами».
3) «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
2. Назовите три стихотворения Лермонтова о жизни и смерти. Запишите строки из них, где
автор говорит о философском отношении к этой проблеме.
1. Из каких произведений эти строки?
1) «Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить...»
2) «Я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных,
из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных
стремлений, — лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз я уже играл роль топора в
руках судьбы!..»
3) «Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость ушедшую мою».
2. Назовите три стихотворения Лермонтова о поэте и поэзии. Запишите строки из них, где
автор говорит об отношении его современников к поэзии.
3. Какая тема объединяет стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Родина»,
«Выхожу один я на дорогу...»?
4. Назовите основные периоды, темы и мотивы лирики Лермонтова. Перечислите главные
произведения на каждую тему
3. Какая тема объединяет стихотворения «Завещание», «Валерик», «Сон»?
4. Назовите стихотворения Лермонтова, связанные с молитвой. В чем специфика его отношения к молитве как способу духовного общения?
3. Умение анализировать лирику и фрагменты прозы, опираясь на изученные теоретико-литературные понятия
1. Проанализируйте одно из стихотворений Лермонтова о любви, обратив внимание на об-
разный ряд, ритмику, лексику, синтаксис, поэтические интонации текста. Что сближает это
произведение с другими стихами Лермонтова о любви?
2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку в романе
«Герой нашего времени» («Княжна Мери», запись от 12 июня). Какие особенности текста
показывают психологическое состояние Печорина и Мери? Согласны ли вы с мнением, что
в этом эпизоде Мери нравственно выше Печорина? Аргументируйте свою точку зрения
1. Проанализируйте одно из стихотворений Лермонтова, лирический герой которого страдает в бездуховном мире. Как в стихотворении отражается стремление лирического «я» к светлой и прекрасной жизни? Какие положительные идеалы являются для поэта непреложными?
2. Сопоставьте два портрета Печорина в романе «Герой нашего времени». Какие элементы текста показывают, что для Максима Максимыча Печорин — загадка, а рассказчик пытается разобраться в его характере? Какие авторские оценки в этих эпизодах помогают в понимании образа Печорина?
4. Навыки монологической речи (4—6 предложений)
Каковы взгляды Лермонтова на миссию поэта? Каковы идеальный и реальный образы Родины в поэзии Лермонтова?
• Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?
• В чем нравственные победы женщин над Печориным?
• Каковы способы изображения внутреннего мира че ловека в романе «Герой нашего времени»?
• Как развивается в романе «Герой нашего времени» тема смысла жизни?
Домашнее задание
Написать сочинение по роману «Герой нашего времени».
Комментариев нет:
Отправить комментарий