Загадки образа Печорина в главах «Бэла»
и «Максим Максимыч». Печорин как представитель поколения. Урок II
Неужто тамошняя молодежь вся такова?
М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
На уроке следует проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина, показать, какие его черты можно считать типическими, позволяющими видеть в этом литературном образе «портрет поколения».
дальше...
I. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
Понять загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» помогает композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж.Вопросы и задания для обсуждения повести «Бэла»
1. Каков художественный смысл смены рассказчиков?
2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера? Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка.
3. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы.
4. Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие детали это подчеркивают?
5. Обучение анализу эпизода. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?..» до слов «...упала на постель и закрыла лицо руками». В чем конфликт этого диалога? Как в речи и поведении героев проявляется их душевное состояние?
Присутствует ли автор в диалоге? Охарактеризуйте его позицию. Какими художественными средствами он пользуется для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в
романе в целом?
6. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «...с помощью бурь и дурных дорог». Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением «Дума».
Индивидуальные задания
1. Определить роль пейзажа в главе «Бэла».
2. Проследить детали психологического портрета Максима Максимыча и объяснить их смысл.
3. Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев. Дать им оценку.
Вопросы и задания для обсуждения главы
«Максим Максимыч»
1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
3. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «...глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать конфликт и подтекст их диалога. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
4. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали в тексте 1 й и 2 й глав подчеркивают его положительные качества?
II. Печорин как представительпоколения
Итог урокаВ образе Печорина Лермонтов рисует портрет своего поколения.
Герой показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания.
Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным.
Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в нем штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в этом образе, нужно понять душу героя, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эти за гадки поможет «Журнал Печорина».
Домашнее задание
Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча» или выполнить письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина. Выучить наизусть одно из
лермонтовских описаний природы Кавказа (10—15 строчек).
Комментариев нет:
Отправить комментарий