суббота, 16 марта 2013 г.

Булгаков на БЛОГЕ русский и литература 865



Здесь собраны материалы, опубликованные на БЛОГЕ русский и литература 865
Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Википедия 
Родился15 мая 1891 г., Киев, Украина 
Умер10 марта 1940 г., Москва 
ФильмыМорфийИван Васильевич меняет профессиюБег,Мастер и МаргаритаПилат и другиеСобачье сердце 
ПьесыДни ТурбиныхБег
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ романа "Мастер и Маргарита"


БУЛГАКОВ на БЛОГЕ_2018 

Урок I. M. А. Булгаков: страницы биографии

— Что вы знаете о Михаиле Булгакове? О каких его произведениях вы слышали?

Михаил Афанасьевич Булгаков — один из самых трагических — «рубежных» — русских писателей.
СИНЕРГИЯ ТВ Михаил Булгаков. Биография
Его жизнь началась в 1891 году, в эпоху казавшегося незыблемым самодержавия. В то же время это начало особенно заметного роста и развития русской интеллигенции. В 1913 году, на кануне Первой мировой войны, ему двадцать два года — возраст, когда все основные черты характера, базовые понятия мировоззрения уже сформировались.
Духовной колыбелью писателя стал Киев — «мать горо дов русских». Отец его был профессором Киевской духов ной академии. Душой семьи была Варвара Михайловна,
мать писателя, учительница. В большой семье царила ат мосфера доброжелательности, дружбы, взаимопонимания.
Хорошо подготовленный дома, Михаил поступил в Первую киевскую гимназию, затем начал учебу на медицин ском факультете Киевского университета. Его окружала культурная университетская и офицерская среда (офицера ми были братья Михаила), и это воспитало в будущем писа теле человека, который больше всего ценил честь, досто инство и независимость личности. Он знал и любил русскую литературу, но больше всего его привлекали про изведения Гоголя и Салтыкова Щедрина. Последнего он неоднократно называл своим учителем.

В 1916 году М. А. Булгакову двадцать пять лет. Он заканчивает университет и получает звание «лекарь, с отли чием». Во время войны он работает в госпиталях, а затем становится сельским врачом. Булгаков постоянно вел запи си, фиксировал свои впечатления от встреч и общения с
больными, позже из этих записей родился цикл рассказов «Записки юного врача» (1925—1927). В них с необычайной яркостью отобразились трудности работы врача в селе, картины душевной щедрости — и дремучего невежества русских крестьян, глубокие пережи вания человека, который обязан спасать жизни больных да же тогда, когда, казалось бы, нет никаких возможностей сделать это.
Если учитель считает нужным, он может прочитать не большой отрывок из рассказа «Тьма египетская». Выберем фрагмент о проявлении невежества крестьян, которое, к счастью, не всегда оканчивалось трагически. Читаем от слов «Дело было вот в чем. Сегодня на утреннем приеме...» до слов «И я выписал бабочке валерьянки, и она, разоча рованная, уехала» (или далее до слов: «— Нет с! — ожес точенно воскликнул фельдшер. — У нас, знаете ли, вся жизнь из подобных анекдотов состоит... У нас тут такие вещи...»).
Один из рассказов этого цикла говорит о том, как оди нокий доктор в деревенской глуши пристрастился к мор фию. Измучившись в попытке отучиться от морфия, доктор кончает жизнь самоубийством. Рассказ поразительно дра матичен, он звучит в начале XX века как предупреждение о тех бедах, которые несет с собой наркомания.
В марте 1918 года Булгаков возвращается в Киев и по падает в эпицентр бурных событий Гражданской войны.
Власть в Киеве неоднократно переходит из рук в руки, его занимают то белые, то красные, то интервенты, то бандиты.
Но врачнужен всем, и Булгаков вынужден стать военвра чом. В 1920 году Булгаков решил расстаться с профессией врача и целиком посвятить себя литературному труду.
Большевизма Булгаков не принял. Но когда тысячи рус ских уезжали за границу, Булгаков неожиданно приехал в Москву и остался там навсегда. Это было в 1921 году.
— Что происходит в стране в 1921 году?
Вспомним о начале нэпа. Это вселяет в Булгакова наде жду на перемены к лучшему. Чтобы прокормить себя, он берется за любую работу, некоторое время выступает даже в качестве конферансье в одном из маленьких театров на окраине Москвы. Литературное дарование и упорство по могают ему: он становится хроникером и фельетонистом крупных московских газет, в очерках и фельетонах оттачи вает свое писательское мастерство.
Вспомним: маленькие чеховские рассказы печатались в разных газетах, приносили автору небольшой заработок, но когда оказались собранными в одну книгу, то представи ли публике крупного, самобытного писателя.
Отдельные рассказы Горького на протяжении несколь ких лет публиковались в журналах. Когда же их собрали в одну книгу, они сразу сделали Горького знаменитым.
Период «газетной поденщины», при всей нелюбви к ней Булгакова, был периодом становления писателя — уже зрелого человека с большим жизненным опытом. Основные
темы рассказов и фельетонов писателя — «бесчисленные уродства нашего быта». Общественная ломка искажает че ловеческую натуру, это подмечают многие писатели: об
этом говорят сатирические произведения Маяковского, из вестные детям рассказы Зощенко, знаменитые «Двена дцать стульев» Ильфа и Петрова. Но взгляд Булгакова не просто скользит по поверхности этих явлений, он пытается понять причины их возникновения, проследить их дальней шее, еще скрытое от глаз развитие.
В 1914 и 1925 годах опубликованы две сатирические повести Булгакова — «Дьяволиада» и «Роковые яйца».
В «Роковых яйцах» профессор Персиков совершает вели кое открытие: он создает «лучжизни», который может при нести людям огромную пользу.
Булгаков использует те же литературные приемы, что и его любимые писатели. (Вспомним какие.)
В 1925 году он создает еще одну повесть. Однако она будет впервые напечатана только через 62 года — в 1987 году. Один из партийных лидеров того времени — Л. Б. Каменев — после прочтения ее сделал такое заключе ние: «...это острый памфлет на современность, печатать ни
в коем случае нельзя».
— Какие произведения русской литературы получили подобную оценку и были опубликованы много лет спустя после создания? Почему именно эти произведения мы изу чаем сейчас на уроках литературы?
О том, как будет складываться дальше жизнь Булгакова, вы при желании узнаете сами, а мы будем говорить об этом только через два года, в 11 классе. Сейчас мы остано вим наше внимание на повести, которая своим появлением в печати — даже спустя 62 года после создания — вызвала настоящую сенсацию. Это значит, что она не устарела.
С тех пор прошло еще два десятка лет. Повесть читается с неослабевающим интересом. Что же в ней оказалось таким важным, значимым для нас? В чем ее секрет? Попробуем разобраться в этом.

II. «Собачье сердце»

В классе читаем вслух первую главу, обращая внимание на точность интонаций.
Домашнее задание
Прочитать повесть «Собачье сердце» до конца.
Задания для самостоятельной исследовательской работы
По выбору учителя и учащихся: сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (профессора Преоб раженского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова).

Урок IIКомпозиция повести «Собачье сердце». Действующие лица и рассказчики. Соотношение сюжетных элементов. Роль зеркальных сцен. Проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Сначала предложим ученикам высказать первые впе чатления от повести. В этой ситуации мы именно интересу емся восприятием учеников, а не проверяем знание текста. Это мы будем делать позже.
Почему мы начинаем с композиции? Чем сложнее про изведение, чем богаче и глубже его проблематика, тем бо лее важно становится найти такую точку зрения, которая позволит увидеть не отдельные, наиболее яркие проявле ния произведения, но его полный облик и вследствие этого приблизиться к пониманию его сути. Ниточкой, которая поможет распутать весь клубок, может стать именно компо зиция. (Мы уже начинали работу именно с этого этапа,
когда изучали, например, рассказ И. А. Бунина «Цифры», 7 класс.)
Важно, чтобы учитель не просто нарисовал на доске таблицу и показал ее ученикам; важно, чтобы с помощью вопросов и проблемных заданий учитель инициировал са мостоятельную работу класса, сам же стал как будто бы лишь секретарем своих учеников.

— Почему целых три главы уделено экспозиции?
— Проследите этапы развития действия. Как оно дви жется к кульминации?
— Как мы назовем сюжет: динамическим или статиче ским?
— Какие внесюжетные элементы (описания, авторские отступления, вставные эпизоды) замедляют развитие дей ствия? Какой цели они служат?
При ответе на этот вопрос назовем описания обедов, во время которых, казалось бы, ничего не происходит, но которые помогают прояснить идейные позиции героев.
— Почему отдельные главы автор поручает разным рассказчикам? Какую цель при этом он преследует?
Рассказ начинается от имени Шарика, потому что надо было показать мир, в который он должен вскоре попасть, — мир людей глазами стороннего наблюдателя. Мир людей, с точки зрения пса, — это та правда, которую труд но выразить человеческим языком, не впадая в цинизм.
Кроме этого, необходимо было показать внутренний мир главного персонажа, то есть самого Шарика, когда он был еще собакой, чтобы после разительнее был контраст с ним же в человеческом облике.

Продолжение. После надо было продемонстрировать момент превра щения собаки в человека. Ничто лучше врачебного журна ла, который вел ассистент профессора Преображенского
доктор Борменталь, не могло бы помочь отследить динами ку превращений, а эмоции в таком журнале только подчер кивают всю необычайность происходящего.
Дальше идет основное повествование, написанное от имени нейтрального рассказчика (не автора!). Это было желательно для наиболее бесстрастного рассмотрения всего происходящего. Последние предложения закольцо вывают композицию, возвращая нас в мир собаки; это не обходимо для финального завершения, чтобы у читателей не возникало вопросов относительно возможности внут ренних перемен у Шарика после возврата ему его собст венного гипофиза. Как нетрудно убедиться, перемен непроизошло, и история получила удовлетворительное разрешение.
— Какие композиционные приемы вы помните?
Повтор, усиление, противопоставление и монтаж (такое расположение рядом двух образов, которое рождает новыйсмысл).
— В каких сочетаниях употребляются эти приемы? Что мы называем зеркальными сценами?
Сочетание повтора и противопоставления (например, в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина сцены военных со ветов).
— Какие сцены в «Собачьем сердце» можно назвать зеркальными?
По таблице хорошо прослеживается зеркальность сцен двух обедов — главы третья и седьмая: контаминация (со четание) повтора и противопоставления.
— С какой целью автор вводит эти сцены?
Можно говорить о зеркальности сцен операций, визи тов домкома, приема больных. В целом композицию повес ти можно назвать достаточно изощренной.
— Как бы вы показали на схеме, расположили в про странстве героев повести?
Предложим ученикам нарисовать схему взаимоотноше ний персонажей. Кто кому соответствует, кто кому противо поставлен? Эта работа поможет осознать образную систе му произведения.
Говоря об образной системе повести, давая характери стики отдельным персонажам, проводя параллели междузеркальными сценами, не забудем о предшественниках и учителях Булгакова: Гоголе и Салтыкове Щедрине. Следуя ходу беседы, постараемся проводить литературные парал
лели там, где это возможно. Отметим традиции сатириче ского гротеска, гиперболы.

II. Проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога