суббота, 27 апреля 2013 г.

Е. В. МУРАШОВА. «КЛАСС КОРРЕКЦИИ»


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Е. В. МУРАШОВА. «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» (1—2 часа)
дальше...

Обратная трансформация вторично искривленного пространства.

Цели уроков:
— знакомство учащихся с творчеством современного писателя Е. В. Мурашовой;
— развитие читательских умений учеников;
— развитие стремления к постоянному приобретению знаний, деятельностного отношения к жизни;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения;
— воспитание уважительного отношения к людям разного уровня развития, из различных социальных групп, инвалидам и социально брошенным.
Форма уроков: синтетический урок, включающий в себя краткое слово учителя, пересказ прочитанного, фрагментарное чтение произведения, словесное рисование, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1. Слово учителя с элементами беседы.

Сегодня мы снова будем беседовать о современной литературе. Дома вы прочитали повесть писательницы из Санкт-Петербурга Екатерины Вадимовны Мурашовой «Класс коррекции».

Расскажите, какое впечатление оставила у вас эта книга. 
Какие фрагменты из нее вы бы хотели перечитать?

По жанру «Класс коррекции» Е. В. Мурашовой — типичная школьная повесть, в которой почти все события показаны глазами подростка — ученика 7 класса «Е» Антона...

2. Чтение фрагмента произведения.

Чтение начала главы 1: «Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!..» (с. 7—11) до первого абзаца на с. 11.

3. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.


  1. — Чем именно привлекает уже вступление к повествованию? Почему нам и весело, и немножко... стыдно? За что или за кого стыдно? Бывают ли такие ситуации в жизни реальной школы?
  2. — С кем мы знакомимся уже в главе I? О каком классе идет речь?
  3. — Кто герой-рассказчик этого произведения? Почему сначала возникает недоумение: класс коррекции, а мальчик-рассказчик умен и начитан не по годам?
  4. — Как мы узнаем имя героя? Называет ли он себя сам? Почему?
  5. — О чем размышляет герой-рассказчик в этой главе?
  6. — Какие социальные проблемы поднимает писательница уже в начале повести?
  7. — Какова была реакция класса «дебилов» на появление инвалида на коляске? Почему дети оказались более чуткими, чем того ожидали взрослые?
  8. — Можете ли вы объяснить, почему Пашка-хулиган вдруг стал так трепетно опекать инвалида Юру Малькова?
  9. — Почему Антона-рассказчика удивляет появление «нормального» мальчика с ДЦП в их классе?
  10. Считает ли Антон Антонов себя неполноценным? Почему? Кто сформировал это мнение о нем? Согласны ли вы с этим «вердиктом»?
  11. — Почему семиклассникам так понравился инвалид Юра?
  12. — Расскажите, что еще вам запомнилось из главы 1. Чем именно?
  13. — Какие изменения появились в сознании и поведении учеников 7 класса «Е» с появлением в классе Юры Малькова? Можно ли сказать, что он стал тем катализатором, который ускоряет реакцию? Тогда какую «реакцию» ускорил Юра?
  14. — Определите, когда завязывается действие сюжета. Есть ли здесь экспозиция?
  15. — Как развивается действие в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»?
  16. Кто может определить, какова система образов персонажей в повести?
  17. — Кто представляет в произведении мир взрослых? Почему?
  18. — Как появляется третий план повествования?
  19. — Кто кем становится в «неведомом мире» и почему? Какая внутренняя сущность каждого из персонажей-детей проявляется в этом мире?
  20. — Почему в этом «неведомом мире» Юры появляется пионерский костер?
  21. — Расскажите о понравившемся вам персонаже. Объясните, почему именно он или она тронули ваше сердце.
  22. — Почему волшебный мир вызывает чувство тревоги за мир реальный?
  23. — Когда, по вашему мнению, происходит кульминация действия повести?
  24. — Как ведут себя ученики 7 «Е» в критической ситуации?
  25. — Как и когда наступает развязка действия?
  26. — Как вы считаете, почему взрослые в критической ситуации не знали, как себя вести?
  27. — Почему дети все-таки победили? Обоснуйте свою версию.
  28. — Как вы думаете, почему в повести открытый финал?
  29. — Что означают слова Стеши — «запах звезд»? Как вы их поняли в контексте произведения? Как воспринимаете в контексте реальной жизни?
  30. — Чем интересны слова Антона «обратная трансформация вторично искривленного пространства»? О какой трансформации он говорит?
  31. — К чему еще можно применить эти слова Антона?


Вопросы для беседы по содержанию повести

Е. Мурашовой «Класс коррекции»

Глава

Вопросы

1.

Как вы думаете, почему при слове «милосердие» половина 7 Е «весело заржала»?

Как, по вашему мнению, рассказчик относится к классной руководительнице?

Что такое «класс коррекции»?

Почему рассказчика удивляет появление в его классе Юры Малькова?

2.

Какую роль в повести играет эпизод с второклассником из 2 А, который принял Юру за нищего и предложил яблоко в качестве милостыни?

Что понял Юра про класс коррекции, в котором очутился?

3.

Как Юра реагировал на передразнивания ребят?

В чем было положительное влияние Юры на класс?

4.

Как вы понимаете лексическое значение слова «коммуналка»?

Почему приглашение на вечеринку так взволновало рассказчика и весь 7 Е класс?

5.

Почему гости в доме Юры все оглядывали, как в музее?

Почему Юра отказался от идеи проводить с гостями конкурсы и викторины?

6.

Каково значение фразеологизма «боевое крещение»?

Как вы расцениваете поведение учащихся 7 Е на уроках географии?

Согласны ли вы с мнением, что «жалеть людей нельзя -никому от этого пользы нет»? Ответ аргументируйте примерами из читательского и жизненного опыта.

7.

Согласны ли вы с тем, что «искренне радоваться чужим удачам или успехам почти невозможно»? Аргументируйте ответ, обратившись к жизненному и читательскому опыту.

8.

Какова роль эпизода о пребывании героев в параллельном мире? Предположим, у вас тоже появилась возможность в него попасть. Как вы думаете, что с вами там случилось бы?

10.

Как одноклассники помогали Митьке, когда все его братья и сестры остались без матери? О чем это свидетельствует?

13.

Кратко перескажите содержание диалога географа и завуча. О чем они спорят? На чьей стороне, по вашему мнению, автор?

15.

О чем мечтали Пашка и Витька?

16.

Как вы поняли, почему Витька никогда не смеется?

17.

Как появилась в 7 е классе Виктория (Витька)?

18.

Вспомните эпизод «Гимназисты собираются на экскурсию в Эрмитаж». Какие черты характера продемонстрировали в этой ситуации герои: учительница, родители, Вадик, Юра и его друзья?

19.

Почему рассказчик Антон отказался вновь посетить параллельный мир?

20.

Как заболевший гриппом Юра объяснил, почему он не ходит в параллельный мир, «чтобы там побегать»?

21.

Что произошло со Стешей и почему это произошло именно с ней?

22.

Как Табаки объяснил, почему он привел Стешу к старшеклассникам?

23.

Что изменилось после того, как стало известно, что Стешу привел к себе домой Артем Кондратьев, сын известного в городе представителя власти?

25.

Расскажите историю Стеши. Что в этой истории поражает вас больше всего?

26.

После спасения Стеши к Мише вернулись слух и зрение. Что этим хочет сказать автор своим читателям?

27.

Каков смысл финала повести?

4. Домашнее задание.

Для всего класса:
— читать повесть В. П. Крапивина «Ампула Грина».

Для самостоятельного чтения:
Ефремов И. А. «На краю Ойкумены».
Каждан С. «В поисках минувших столетий».
Калашников В. «Легенды русских монастырей: Ангелы России».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога