ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Е. В. МУРАШОВА. «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» (1—2 часа)
дальше...
Обратная трансформация вторично искривленного пространства.
Цели уроков:— знакомство учащихся с творчеством современного писателя Е. В. Мурашовой;
— развитие читательских умений учеников;
— развитие стремления к постоянному приобретению знаний, деятельностного отношения к жизни;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения;
— воспитание уважительного отношения к людям разного уровня развития, из различных социальных групп, инвалидам и социально брошенным.
Форма уроков: синтетический урок, включающий в себя краткое слово учителя, пересказ прочитанного, фрагментарное чтение произведения, словесное рисование, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Слово учителя с элементами беседы.
Сегодня мы снова будем беседовать о современной литературе. Дома вы прочитали повесть писательницы из Санкт-Петербурга Екатерины Вадимовны Мурашовой «Класс коррекции».Расскажите, какое впечатление оставила у вас эта книга.
Какие фрагменты из нее вы бы хотели перечитать?
По жанру «Класс коррекции» Е. В. Мурашовой — типичная школьная повесть, в которой почти все события показаны глазами подростка — ученика 7 класса «Е» Антона...
2. Чтение фрагмента произведения.
Чтение начала главы 1: «Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!..» (с. 7—11) до первого абзаца на с. 11.3. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
- — Чем именно привлекает уже вступление к повествованию? Почему нам и весело, и немножко... стыдно? За что или за кого стыдно? Бывают ли такие ситуации в жизни реальной школы?
- — С кем мы знакомимся уже в главе I? О каком классе идет речь?
- — Кто герой-рассказчик этого произведения? Почему сначала возникает недоумение: класс коррекции, а мальчик-рассказчик умен и начитан не по годам?
- — Как мы узнаем имя героя? Называет ли он себя сам? Почему?
- — О чем размышляет герой-рассказчик в этой главе?
- — Какие социальные проблемы поднимает писательница уже в начале повести?
- — Какова была реакция класса «дебилов» на появление инвалида на коляске? Почему дети оказались более чуткими, чем того ожидали взрослые?
- — Можете ли вы объяснить, почему Пашка-хулиган вдруг стал так трепетно опекать инвалида Юру Малькова?
- — Почему Антона-рассказчика удивляет появление «нормального» мальчика с ДЦП в их классе?
- Считает ли Антон Антонов себя неполноценным? Почему? Кто сформировал это мнение о нем? Согласны ли вы с этим «вердиктом»?
- — Почему семиклассникам так понравился инвалид Юра?
- — Расскажите, что еще вам запомнилось из главы 1. Чем именно?
- — Какие изменения появились в сознании и поведении учеников 7 класса «Е» с появлением в классе Юры Малькова? Можно ли сказать, что он стал тем катализатором, который ускоряет реакцию? Тогда какую «реакцию» ускорил Юра?
- — Определите, когда завязывается действие сюжета. Есть ли здесь экспозиция?
- — Как развивается действие в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»?
- Кто может определить, какова система образов персонажей в повести?
- — Кто представляет в произведении мир взрослых? Почему?
- — Как появляется третий план повествования?
- — Кто кем становится в «неведомом мире» и почему? Какая внутренняя сущность каждого из персонажей-детей проявляется в этом мире?
- — Почему в этом «неведомом мире» Юры появляется пионерский костер?
- — Расскажите о понравившемся вам персонаже. Объясните, почему именно он или она тронули ваше сердце.
- — Почему волшебный мир вызывает чувство тревоги за мир реальный?
- — Когда, по вашему мнению, происходит кульминация действия повести?
- — Как ведут себя ученики 7 «Е» в критической ситуации?
- — Как и когда наступает развязка действия?
- — Как вы считаете, почему взрослые в критической ситуации не знали, как себя вести?
- — Почему дети все-таки победили? Обоснуйте свою версию.
- — Как вы думаете, почему в повести открытый финал?
- — Что означают слова Стеши — «запах звезд»? Как вы их поняли в контексте произведения? Как воспринимаете в контексте реальной жизни?
- — Чем интересны слова Антона «обратная трансформация вторично искривленного пространства»? О какой трансформации он говорит?
- — К чему еще можно применить эти слова Антона?
Вопросы для беседы по содержанию повести
Е. Мурашовой «Класс коррекции»
Глава | Вопросы |
1. | Как вы думаете, почему при слове «милосердие» половина 7 Е «весело заржала»? Как, по вашему мнению, рассказчик относится к классной руководительнице? Что такое «класс коррекции»? Почему рассказчика удивляет появление в его классе Юры Малькова? |
2. | Какую роль в повести играет эпизод с второклассником из 2 А, который принял Юру за нищего и предложил яблоко в качестве милостыни? Что понял Юра про класс коррекции, в котором очутился? |
3. | Как Юра реагировал на передразнивания ребят? В чем было положительное влияние Юры на класс? |
4. | Как вы понимаете лексическое значение слова «коммуналка»? Почему приглашение на вечеринку так взволновало рассказчика и весь 7 Е класс? |
5. | Почему гости в доме Юры все оглядывали, как в музее? Почему Юра отказался от идеи проводить с гостями конкурсы и викторины? |
6. | Каково значение фразеологизма «боевое крещение»? Как вы расцениваете поведение учащихся 7 Е на уроках географии? Согласны ли вы с мнением, что «жалеть людей нельзя -никому от этого пользы нет»? Ответ аргументируйте примерами из читательского и жизненного опыта. |
7. | Согласны ли вы с тем, что «искренне радоваться чужим удачам или успехам почти невозможно»? Аргументируйте ответ, обратившись к жизненному и читательскому опыту. |
8. | Какова роль эпизода о пребывании героев в параллельном мире? Предположим, у вас тоже появилась возможность в него попасть. Как вы думаете, что с вами там случилось бы? |
10. | Как одноклассники помогали Митьке, когда все его братья и сестры остались без матери? О чем это свидетельствует? |
13. | Кратко перескажите содержание диалога географа и завуча. О чем они спорят? На чьей стороне, по вашему мнению, автор? |
15. | О чем мечтали Пашка и Витька? |
16. | Как вы поняли, почему Витька никогда не смеется? |
17. | Как появилась в 7 е классе Виктория (Витька)? |
18. | Вспомните эпизод «Гимназисты собираются на экскурсию в Эрмитаж». Какие черты характера продемонстрировали в этой ситуации герои: учительница, родители, Вадик, Юра и его друзья? |
19. | Почему рассказчик Антон отказался вновь посетить параллельный мир? |
20. | Как заболевший гриппом Юра объяснил, почему он не ходит в параллельный мир, «чтобы там побегать»? |
21. | Что произошло со Стешей и почему это произошло именно с ней? |
22. | Как Табаки объяснил, почему он привел Стешу к старшеклассникам? |
23. | Что изменилось после того, как стало известно, что Стешу привел к себе домой Артем Кондратьев, сын известного в городе представителя власти? |
25. | Расскажите историю Стеши. Что в этой истории поражает вас больше всего? |
26. | После спасения Стеши к Мише вернулись слух и зрение. Что этим хочет сказать автор своим читателям? |
27. | Каков смысл финала повести? |
4. Домашнее задание.
Для всего класса:— читать повесть В. П. Крапивина «Ампула Грина».
Для самостоятельного чтения:
Ефремов И. А. «На краю Ойкумены».
Каждан С. «В поисках минувших столетий».
Калашников В. «Легенды русских монастырей: Ангелы России».
Комментариев нет:
Отправить комментарий