вторник, 2 апреля 2013 г.

И. А. БУНИН. ЛИРИКА (1 час)


Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток 
рассказывать обыденными, не бунинскими словами о том, 
что написано им с классической силой и четкостью.
дальше...
К. Г. Паустовский
Цели урока:
— углубление представления учащихся о творческом наследии И. А. Бунина;
— развитие умения эмоционально-эстетически воспринимать лирику;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Форма урока: урок-практикум, включающий в себя сообщения учащихся, чтение поэтических произведений, беседу о прочитанном, обучение анализу лирических произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Сообщение учащегося. Поэзия Ивана Бунина.
Лирический герой — образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью
индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира...
2. Чтение и анализ лирических произведений И. А. Бунина.
I. 1. Выразительное чтение стихотворения «Детство».

2. Беседа с классом с элементами словесного рисования.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство»?
Каким настроением оно проникнуто? Как вы думаете, почему именно таким?
— Расскажите, о чем это стихотворение.
— Перечитайте первые две строки «Детства». Какое явление природы здесь описывается? Что подметил автор стихотворения в своем далеком детстве?
— С чем сравнивает поэт сосновый бор? Почему именно с «палатами»? Какие палаты имеются в виду? (Дворцовые, высокие, украшенные лепниной с позолотой; палаты древнерусских княжеских теремов, расписанные невиданными узорами и яркими красками.)
— Что усиливает это впечатление? (Высокие, гладкие стволы сосен, напоминающие
колонны, и столбы солнечного света между ними, причудливо изменяющие все вокруг.)
— Найдите сравнение во второй строфе. («Песок — как шелк».)
— На чем основано это сравнение?
— Были ли вы летом в сосновом бору? Какое впечатление он у вас оставил? Как вы думаете, почему взрослый поэт вспоминает именно это впечатление?
— Почему рассказчик во всем видит только яркое и красивое, величественное и сладостное?
(«Чем жарче день, тем сладостней в бору...», «весело... бродить», «солнечные палаты», «Повсюду блеск, повсюду яркий свет...», «ствол — гигант, тяжелый, величавый» и т. д.)
— Может быть, он ошибается? (Нет, просто он все видит глазами ребенка, он вспоминает собственное восприятие мира, то чувство радости, что давала ему тогда жизнь и природа.)
— Сравните первую и вторую строфы — перечитайте их про себя и ответьте, от чьего имени передаются чувства в первой строфе — взрослого рассказчика или маленького мальчика? Как вы об этом догадались? Зачитайте эти строки. Чьи мысли и чувства передает вторая строфа?
— Каким настроением проникнута последняя, третья строфа стихотворения? Чем это обусловлено? (Здесь воспоминания и чувства взрослого сливаются воедино с чувствами ребенка, его восприятием мира, поэтому строфа мажорна, передает ощущение радости бытия.)

Стихотворение «Детство» вошло в бунинский сборник «Листопад», основной мотив которого —элегическое прощание с прошлым, хотя в нем много стихов о Родине и природе, детстве поэта.

— Посмотрите еще раз на текст стихотворения «Детство».
Природа и ребенок не противопоставлены друг другу, наоборот, они сливаются: природа радуется лету, торжествует, и мальчик радуется ее торжеству, становится ее частью. Таково мировосприятие Ивана Бунина: природа не просто вызывает у него какие-то определенные мысли и чувства, не просто сопереживает герою, она и герой едины: человек, в восприятии Бунина, часть природы.
— Как вы думаете, о чем тоскует автор в этом внешне радостном стихотворении? Как вы об этом догадались? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
3. Работа над выразительным чтением стихотворения.

II. 1. Чтение учителем стихотворения «Первый соловей».

2. Слово учителя с элементами беседы.
Посмотрите, перед нами снова природа и ребенок:
В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
И снова они не противопоставлены друг другу,а, наоборот, как бы пытаются слиться, понять друг друга. Природа стара и мудра, ребенок мил и юн, поэтому первая постепенно, ненавязчиво ведет свой «весенний рассказ», показывает свои секреты, боясь спугнуть робкое детское сердечко. И девочка завороженно вслушивается в этот «рассказ», о котором автор говорит, что он «миру рассказанный тысячу раз». Однако для девочки этот рассказ первый, так же как песня соловья этой весной. Может быть, она уже раньше и слышала соловья, но сегодня, в пору ее весны, весны ее девичества, соловей первый. Стихотворение так и называется — «Первый соловей», потому что на дворе весна, май месяц, и впервые в этом году запели соловьи.

— Как можно догадаться, что речь идет о мае? Найдите эти слова в тексте. Автор так и говорит: «Дело было в мае»? Или он рассказывает об этом как-то иначе?
— Расскажите, как поэт описывает майскую ночь. Похожа ли она на майскую ночь Гоголя?
— Какие глаголы использует автор? Как вы думаете, почему?
— Что поэт говорит о луне? Какой вы ее себе представляете по этим описаниям?
— Что указывает на первое цветение деревьев? («Яблони в белых кудрявых цветах», «В холоде
голых, прозрачных аллей».)
— Опишите небо этого стихотворения, ведь оно тоже заворожило девочку так же, как и первая песня соловья. Чем именно?
— Где живет безымянная девочка? Как об этом можно догадаться?
— Опишите усадьбу юной барышни.
— От чьего имени ведется рассказ? Кто он, этот рассказчик?
— Понравилось ли вам стихотворение «Первый соловей». Почему? Попытайтесь это объяснить своими словами.

3. Работа над выразительным чтением стихотворения.
— С какой тональностью мы будем читать это бунинское стихотворение? Как вы постараетесь это передать?
— Давайте попытаемся сначала поработать с каждой строфой стихотворения «Первый соловей», включающей по две строчки каждая.
— Теперь заслушаем двоих-троих одноклассников, которые прочитают нам все стихотворение выразительно, т. е. так, чтобы передать и мысли, чувства автора произведения, и свое впечатление от читаемого.
3. Домашнее задание.
Для всего класса:
— выучить одно из прочитанных в классе стихотворений И. А. Бунина.
Для хорошо подготовленных учеников:
— письменная творческая работа на тему «Мои детские впечатления от встреч с Природой».
Индивидуальные задания:
— хорошо рисующим семиклассникам можно предложить проиллюстрировать понравившееся
стихотворение И. Бунина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога