воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Р. Д. БРЭДБЕРИ. «КАНИКУЛЫ»


Если когда-нибудь после моей смерти к моей
могиле придет мальчик и скажет: 
«Тут покоится рассказчик приключений», — 
я буду счастлив.
Рей Брэдбери
raybradbury.ru
Рэй Брэдбери Проект Энциклопедия / Encyclopedia Channel




дальше...
Цели уроков:
— знакомство учащихся с творчеством Р. Д. Брэдбери;
— закрепление знаний и представлений учащихся о разнообразии мировой литературы, введение понятий «фантастика» и «фэнтези»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости детей на произведения искусства.
Форма уроков: синтетический урок, включающий в себя слово учителя или сообщения учащихся (если на урок отведено два часа), чтение фрагмента произведения, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

«Жизнь и творчество Рея Дугласа Брэдбери» 

Рей Брэдбери родился 20 августа 1920 года в маленьком американском городке Уокигане, что вшт ате Иллинойс. Во время экономического кризиса 1930-х годов его отец потерял работу, и в поисках заработка семья начинает ездить по стране. Рей сменил несколько школ, подрабатывал на радиостанции, продавал газеты. Высшего образования он
так и не получил, университет ему, как и Максиму Горькому, заменили книги. Впоследствии он напишет: «...вместо колледжа я окончил библиотеку».
Уже в восемь лет Рей твердо решил стать фантастом. Литература об удивительных приключениях очаровала его в самом раннем детстве, когда соседская девочка принесла научно-фантастический журнал «Удивительные истории»; когда, пятилетний, он провожал взглядом улетающий в небо воздушный шар; когда, семилетнему, ему во время болезни мать читала рассказы Эдгара По. В двенадцать лет он получил в подарок пишущую машинку и написал первые рассказы о Луне и Марсе.
В 1938 году рассказы Рея Брэдбери впервые появились в печати. Тогда он начал писать по одному рассказу в неделю. Некоторые из них публиковались, но потом писатель сам сжег большинство из написанного в этот период. Помимо рассказов Брэдбери пишет пьесы, поэмы, детективы, сказки, сценарии для теле- и кинопостановок — как фантастические, так и нефантастические, жизнеподобные.
В это время, «учась в библиотеке», он интересуется психологией и философией, искусством эпохи Возрождения и Античности, историей музыки, зачитывается Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом.
После Второй мировой войны книги Брэдбери становятся в ряд популярнейших в Америке, затем слава доходит до Англии, и, наконец, Брэдбери начинают переводить по всему миру. В 1950 году выходят «Марсианские хроники», в 1953 году — «451 по Фаренгейту», в 1957 году — «Вино из одуванчиков».
При всем многообразии жанров творчества Брэдбери снискал славу именно как писатель-фантаст: его произведения заставили читателя относиться к фантастике не как к беллетристике, литературе «второго сорта», а открыли, как писал сам Брэдбери, «смешение науки и мечты».
Фантастику Брэдбери часто называют социальной фантастикой. Писателя интересуют не технические открытия, а человек и его связь с человечеством. Американский критик написал в
предисловии к изданию «Марсианских хроник» 1959 года:
«Он говорит нам... что место межпланетных путешествий пока только в книгах, ибо люди все еще находятся на той ранней стадии морали и умственного развития, когда им нельзя доверять устрашающие игрушки, которые они в силу какой-то трагической случайности наизобретали».
Экзотика иных миров не самое главное для Рея Брэдбери. «Марсианские хроники» говорят о земных проблемах. Акценты произведений, написанных на заре космической эры, не технические аспекты межзвездных путешествий, не поиск представителей иных цивилизаций, а размышления о взаимоотношениях человека и нечеловека будущего.

Рей Брэдбери создавал свои произведения вплоть до конца XX столетия. Для нас, живущих в
начале XXI века, время действия его рассказов 1950-х годов и привычно, и далеко одновременно, но понятно и узнаваемо. Однозначно также считается, что Р. Д. Брэдбери — классик американской фантастики. Мы так и не стали жить на Луне или Марсе, как мечтал писатель, но в его героях всегда узнаем себя, поэтому они помогают нам стать лучше и умнее.

Беллетристика — в прямом смысле слова — художественная литература; в России — литература развлекательного характера, не претендующая на философскую глубину.го. Надо задуматься и по-новому взглянуть на привычную фобию — неприятие всего чужого, чуждого, иного.
Фантастика — один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Чаще всего под фантастикой (от греч. phantastike — искусство воображать) подразумевают «тип художественных произведений, в конкретных образах отражающих вероятность научного проникновения в непознанное, опережающих художественные предположения». Р. Нудельман приводил такое определение фантастики:
«Фантастика — специфический метод отображения жизни, использующий художественную
форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным им в принципе способом — невероятно, „чудесно“, сверхъестественно».
Как отмечала М. И. Мещерякова, «своеобразием отмечены и  художественные задачи фантастики, которая не столько представляет объекты действительности в их конкретном
многообразии, сколько стремится к достижению широкого уровня обобщения, постижению сути, законов и смысла бытия. <...> Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности.
Фобия (от др.-греч. fobos — страх, ужас) — навязчивое состояние страха, развивающееся при некоторых психозах, например при боязни замкнутого пространства или боязни инфекционных заболеваний.
Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная — с мифом (создание собственной концепции мира и бытия, различные представления об эволюции человека и социума) и наукой (научно-технический и социальный прогноз, популяризация знания). Функция познания мира и функция самовыражения сближает фантастику с собственно
художественной литературой.
В отечественной и зарубежной фантастике существует множество направлений, наиболее популярными в конце XX века были альтернативная история, киберпанк, турбореализм и фэнтези.
К последнему принадлежат практически все фантастические произведения для детей и подростков рубежа XX—XXI веков.
Фэнтези (от англ. fantasy — «вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет „логической“ мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. Если в научной фантастике мы имеем дело с единой (центральной) научно обоснованной посылкой, то в фэнтези фантастических допущений может быть сколько угодно: в этом особом мире все возможно — боги, демоны, добрые и злые волшебники, говорящие животные и предметы, мифологические и легендарные существа, таинственные двойники, привидения, вампиры, встреча с дьяволом. Предпосылки фэнтези — в архаическом мифе и фольклорной
волшебной сказке, в европейском рыцарском романе и героических песнях...».
Мир фэнтези демонстративно чужд обыденному представлению о реальности, сложившемуся у читателя.
Время в фэнтези развивается циклично, как и сам мир, «последовательно проходящий этапы.
Этим оно похоже на время мифологическое.
По мнению некоторых литературоведов, прошлое в фэнтези идеализируется, часто ассоциируется с божественным, а будущее — «с уходом измира волшебства, магии, со скучной, банальной повседневностью».


2. Чтение произведения.
Чтение рассказа Р. Д. Брэдбери «Каникулы».
3. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— С какого описания начинается рассказ? Что помогло писателю воссоздать картину пустоты?
— Расскажите, что произошло с героями рассказа Рея Брэдбери.
— Объясните, как вы поняли идею произведения.
— Раскройте смысл названия рассказа. Обоснуйте свой ответ.
— Хотели бы вы отправиться на такие каникулы? Почему? Аргументируйте свою позицию.
— Как вы думаете, что мальчик написал в своей записке? А что бы вы в ней написали?
4. Домашнее задание.
Читать рассказы Р. Д. Брэдбери «Улыбка», «Все лето в один день», «Зеленое утро», «Были они
смуглые и золотоглазые».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога