ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
И. А. БУНИН. «ЦИФРЫ» (1—2 часа)
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Тест по рассказу
Цели урока:
— продолжение знакомства учащихся с творчеством И. А. Бунина;
— повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
— обучение анализу произведения «вслед за автором»;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Форма урока: синтетический урок, включающий в себя слово учителя, сообщение учащегося,
чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Слово учителя с элементами беседы (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).
2. Сообщение учащегося. Проза Ивана Бунина доэмигрантского периода.
Сообщение готовится сильным учеником самостоятельно, затем материал согласовывается с учителем и пишется черновой вариант выступления, после проверки чернового варианта семиклассник пишет окончательный текст и, если есть желание и того требует материал сообщения, делает компьютерную презентацию. Таким образом, происходит постепенное обучение учащихся написанию сообщений и докладов, ведется подготовка сначала сильных учеников, затем — всего класса к созданию проекта по заданной теме.
3. Работа с учебником. Чтение статьи «Иван Алексеевич Бунин» (с. 3—5, ч. 2).
— Что вы можете сказать о семье писателя и его родословной?
— Кто и как повлиял на формирование литературных способностей Ивана Бунина?
— Можно ли утверждать, что литературные способности обычно проявляются уже в раннем детстве? Приведите примеры.
— Почему критики называли Ивана Бунина «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»?
— С какими писателями сблизила Бунина литературная деятельность? Как вы полагаете, почему?
— Какое увлечение было присуще Ивану Бунину с ранних лет? Кто из отечественных писателей и поэтов рубежа XIX—XX веков был увлечен этим же?
— Повлияло ли данное увлечение писателя на его творчество? Если да, то как и почему?
— Как вы считаете, почему писатель тосковал в эмиграции по Родине? Знаете ли вы значение слова ностальгия? Кому обычно она присуща?
Ностальгия (от др.-греч. vтoτos — возвращение + y s боль) — тоска по Родине; грусть о минувшем.
— С каким другим глубинным чувством, присущим многим людям, связана ностальгия?
Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из жизни и творчества писателей XIX—XX веков, художественных произведений.
5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, о чем повествуется в произведении И. А. Бунина «Цифры».
— Какие персонажи действуют в этом рассказе? Кто они?
— От чьего имени ведется повествование?
— Что вы можете сказать о его возрасте, об отношении к жизни и к маленькому герою произведения?
— Кто является главным героем рассказа «Цифры»? Как вы об этом догадались? Как зовут
этого героя? (Главный герой — сам рассказчик, мысленно ведущий диалог с подросшим племянником. Имени его в произведении нет.)
— Почему дядя мальчика не стал сразу «показывать цифры» племяннику? Каковы были причины переноса занятий «на завтра»?
— К чему это привело?
— Опишите сцену в столовой за вечерним чаем, приведшую к ссоре.
— Как эта сцена характеризует мальчика? Нравится ли вам его поведение? Обоснуйте свой ответ.
— Почему взрослые, на ваш взгляд, не могли справиться с шалуном? Что, по-вашему, необходимо было сделать?
— Можете ли вы объяснить мотивы поведения мальчика? Дядя считал, что тот бегал, прыгал и
кричал «от полноты жизни». Только ли от этого?
— Кто был зачинщиком ссоры? Почему его трудно простить взрослым?
— Почему взрослые постоянно перебарывают себя, стараясь не показать Жене, как они его любят, несмотря на его безобразное поведение? Правильно ли это?
— Правильно ли, с вашей точки зрения, вели себя взрослые? Помогает ли в человеческих взаимоотношениях «метод шантажа» (бабушка)? Шантаж (фр. chantage) — запугивание путем угрозы разглашения позорящих (действительных или сфабрикованных) сведений, расправы с близкими с целью вымогательства каких-либо выгод; преступление, состоящее из подобных действий.
— Как вы полагаете, почему мальчик Женя так страстно хотел научиться «писать цифры»? Зачем ему счет?
— Как характеризует ребенка такая жажда знаний?
— Почему взрослые не поняли Женю? Почему не загрузили, как вы говорите, занятиями вместо нравоучений? Порассуждайте на эту тему.
— Что помирило дядю и племянника и почему?
— Подумайте, какова главная мысль произведения, т. е. его идея? Для чего Бунин создал этот рассказ? Что он хотел объяснить своим читателям?
6. Работа с учебником. Вопросы и задания на с. 18.
7. Домашнее задание.
Для всего класса:
— прочитать рассказ И. А. Бунина «Лапти»; — подготовить его краткий пересказ.
Для хорошо подготовленных учеников: — написать мини-сочинение на тему «Мои воспоминания о начале обучения... (письму, чтению, арифметике и т. д.)».
Индивидуальные задания: — подготовка сообщений к урокам по лирике XIX—XX веков.
И. А. БУНИН. «ЦИФРЫ» (1—2 часа)
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
— продолжение знакомства учащихся с творчеством И. А. Бунина;
— повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
— обучение анализу произведения «вслед за автором»;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Форма урока: синтетический урок, включающий в себя слово учителя, сообщение учащегося,
чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Слово учителя с элементами беседы (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).
2. Сообщение учащегося. Проза Ивана Бунина доэмигрантского периода.
Сообщение готовится сильным учеником самостоятельно, затем материал согласовывается с учителем и пишется черновой вариант выступления, после проверки чернового варианта семиклассник пишет окончательный текст и, если есть желание и того требует материал сообщения, делает компьютерную презентацию. Таким образом, происходит постепенное обучение учащихся написанию сообщений и докладов, ведется подготовка сначала сильных учеников, затем — всего класса к созданию проекта по заданной теме.
3. Работа с учебником. Чтение статьи «Иван Алексеевич Бунин» (с. 3—5, ч. 2).
Беседа о прочитанном:
— Каким вы представили себе писателя Бунина во время чтения статьи учебника? Опишите созданный вашим воображением образ.— Что вы можете сказать о семье писателя и его родословной?
— Кто и как повлиял на формирование литературных способностей Ивана Бунина?
— Можно ли утверждать, что литературные способности обычно проявляются уже в раннем детстве? Приведите примеры.
— Почему критики называли Ивана Бунина «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»?
— С какими писателями сблизила Бунина литературная деятельность? Как вы полагаете, почему?
— Какое увлечение было присуще Ивану Бунину с ранних лет? Кто из отечественных писателей и поэтов рубежа XIX—XX веков был увлечен этим же?
— Повлияло ли данное увлечение писателя на его творчество? Если да, то как и почему?
— Как вы считаете, почему писатель тосковал в эмиграции по Родине? Знаете ли вы значение слова ностальгия? Кому обычно она присуща?
Ностальгия (от др.-греч. vтoτos — возвращение + y s боль) — тоска по Родине; грусть о минувшем.
— С каким другим глубинным чувством, присущим многим людям, связана ностальгия?
Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из жизни и творчества писателей XIX—XX веков, художественных произведений.
4. Чтение произведения.
Рассказ И. А. Бунина «Цифры» (с. 8—17 учебника).5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, о чем повествуется в произведении И. А. Бунина «Цифры».
— Какие персонажи действуют в этом рассказе? Кто они?
— От чьего имени ведется повествование?
— Что вы можете сказать о его возрасте, об отношении к жизни и к маленькому герою произведения?
— Кто является главным героем рассказа «Цифры»? Как вы об этом догадались? Как зовут
этого героя? (Главный герой — сам рассказчик, мысленно ведущий диалог с подросшим племянником. Имени его в произведении нет.)
— Почему дядя мальчика не стал сразу «показывать цифры» племяннику? Каковы были причины переноса занятий «на завтра»?
— К чему это привело?
— Опишите сцену в столовой за вечерним чаем, приведшую к ссоре.
— Как эта сцена характеризует мальчика? Нравится ли вам его поведение? Обоснуйте свой ответ.
— Почему взрослые, на ваш взгляд, не могли справиться с шалуном? Что, по-вашему, необходимо было сделать?
— Можете ли вы объяснить мотивы поведения мальчика? Дядя считал, что тот бегал, прыгал и
кричал «от полноты жизни». Только ли от этого?
— Кто был зачинщиком ссоры? Почему его трудно простить взрослым?
— Почему взрослые постоянно перебарывают себя, стараясь не показать Жене, как они его любят, несмотря на его безобразное поведение? Правильно ли это?
— Правильно ли, с вашей точки зрения, вели себя взрослые? Помогает ли в человеческих взаимоотношениях «метод шантажа» (бабушка)? Шантаж (фр. chantage) — запугивание путем угрозы разглашения позорящих (действительных или сфабрикованных) сведений, расправы с близкими с целью вымогательства каких-либо выгод; преступление, состоящее из подобных действий.
— Как вы полагаете, почему мальчик Женя так страстно хотел научиться «писать цифры»? Зачем ему счет?
— Как характеризует ребенка такая жажда знаний?
— Почему взрослые не поняли Женю? Почему не загрузили, как вы говорите, занятиями вместо нравоучений? Порассуждайте на эту тему.
— Что помирило дядю и племянника и почему?
— Подумайте, какова главная мысль произведения, т. е. его идея? Для чего Бунин создал этот рассказ? Что он хотел объяснить своим читателям?
6. Работа с учебником. Вопросы и задания на с. 18.
7. Домашнее задание.
Для всего класса:
— прочитать рассказ И. А. Бунина «Лапти»; — подготовить его краткий пересказ.
Для хорошо подготовленных учеников: — написать мини-сочинение на тему «Мои воспоминания о начале обучения... (письму, чтению, арифметике и т. д.)».
Индивидуальные задания: — подготовка сообщений к урокам по лирике XIX—XX веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий