Вопросы к уроку
1. Два мира (сакральный и земной) в рассказе Бабеля.
2. Мотив Дома и бездомья.
3. Антитеза как принцип композиции.
4. Сои — явь — бред.
5. "Переход" как проблема выбора героем поступка.
6. Цвет как художественный прием в рассказе.
7. Составить киносценарий (вариативность «финала). , Я и Мы .
9. Ритмическая организация художественного текста.
10. Особенности диалога в рассказе.
1. Два мира (сакральный и земной) в рассказе Бабеля.
2. Мотив Дома и бездомья.
3. Антитеза как принцип композиции.
4. Сои — явь — бред.
5. "Переход" как проблема выбора героем поступка.
6. Цвет как художественный прием в рассказе.
7. Составить киносценарий (вариативность «финала). , Я и Мы .
9. Ритмическая организация художественного текста.
10. Особенности диалога в рассказе.
Наталья ТРАЛКОВА
Рассказ начинается двумя
предложениями, выделенными в абзац и являющимися экспозицией к последующему
изложению. Ими задается ритм - жесткий, динамичный,
— создается ощущение неизбежности развития
действия: "Штаб выступил из Крапивино..." Абзац предельно насыщен фактами: донесение о взятии города,
перемещение штаба и обоза по шоссе, "построенному... Николаем
Первым".
Здесь же заданы пространственные границы: Новоград-Волынск — как
этап на пути от Бреста до Варшавы — и временные:
рассвет (потом день — ночь). Этот же абзац вводит в текст и мотив смерти — "на мужицких костях", — который будет
ведущим в рассказе. Формы глаголов прошедшего времени - "донес",
"выступил", "растянулся" — фиксируют грань перехода
"настоящего в "прошлое". Весь последующий текст (кроме последнего
абзаца) "монтируют" глаголы настоящего времени, как бы задерживая
читателя на этой грани: настоящее — прошлое; есть — нет; жизнь — смерть.
Упоминание имени императора Николая Первого активизирует в памяти читателя
образ человека, виновного во многих человеческих жертвах, жестокого,
"кровавого", а также вносит в рассказ ретроспективу, позволяющую
раздвинуть временные рамки повествования и, в ракурсе прочтения всего романа,
соотнести эпохи.
Бабель создал эпическое полотно,
используя фрагментарную композицию художественного текста: каждый рассказ
закончен и уникален, все вместе они связаны образом главного героя.
"Начдив
шесть" — только номер оставила война человеку - символ
обезличенности мира. С первых строк в рассказ врывается война.
Ритм повествования замедляется во
втором абзаце. Гармония в природе, казалось,
ничем не нарушаема. Мир цветной и тихий: пурпурный мак, девственная гречиха,
желтеющая рожь, тихая Волынь, жемчужный туман, цветистые пригорки. Глаз
поочередно останавливается на пространственных деталях, радуясь и отдыхая. Но
следующее предложение заставляет вздрагивать: "Оранжевое солнце катится по
небу, как отрубленная голова, нежный свет
загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами".
Остановившееся было время вновь устремляется вперед, что подчеркивается
глаголом движения "катится*. Мотив смерти, замучавший в первом абзаца,
предстает в зримом образе «отрубленной головы», соотносим со словосочетанием
"нашими головами" а пределах одной фразы. "Нежный свет"
затмевается "штандартами заката" и остается лишь зрительным
воспоминанием. Гармоничный пейзаж контрастирует с описанием переходящего Збруч
войска. Появление
человека вносит хаос в природу, ведущий в конечном счете к смерти.
"Запах вчерашней крови и
убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу". Это прощание с гармонией не
нарушаемой ничем жизни.
Стремительно наступает ночь:
почерневший Збруч, лунные змеи, черные квадраты телег, зияющие ямы. Динамику
развития действия, суету движения подчеркивают короткие простые и бессоюзные
сложные предложения. Молчаливая природа стонет, шумит, гудит, свистит, гремит
от соприкосновения с теми, кому не до красоты, не до отдыха. "Мосты
разрушены, и мы переезжаем реку вброд... Кто-то тонет и звонко порочит
богородицу».
Войско — "мы". По сути,
весь эпизод — попытка отделить "я" от "мы". Страшно,
жестоко, аморфно и неумолимо это "мы».
Третий абзац открывает
"я" рассказчика -здесь он появляется впервые как отдельное лицо.
Пространство сужается: Новоград -
дом евреев, комната. Мотив смерти (и
антитеза ему — жизни) поддерживается образом беременной
женщины (дающей жизнь новому человеку) — с одной стороны, и описанием
результатов погрома - с другой. Экстремальность ситуации выражена в
предложении, где перечисляются "детали" разгрома: на полу
"человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев
раз в году — на Пасху". Война перемешала низости и ценности, война
поставила под сомнение ценность самой человеческой жизни. Возникает антитеза
"человек — вещь": человек
уподоблен вещи (евреи), человек хуже вещи. Показательно повторенное три раза
местоимение "а" и возникающая антитеза "я - вы" ("Уберите, -
говорю я женщина. - Как вы грязно живете, хозяева..."). Мучительный
процесс самоосознавания только начался - и тогда, когда времени на длительную
работу мозга нет. "Пугливая нищета смыкается над моим ложем" — слово
"нищета" воспринимается в прямом и в переносном значении: нищета
духа. Последующее изложение усиливает мотив смерти до ее персонификации в
образе мертвого старика.
"Все убито тишиной..."
Луна в контексте — символ безумия. Безумен и сон главного героя — и
знаменателен в то же время.
Зависимость
человека от другого, от приказа, прихоти обстоятельств и самосуд, который "покрывает" война, —
нравственные проблемы, обнажающие суть отношений "человек — человек".
Какова цена жизни? Кто ответит за содеянное? Во сне "начдив шесть"
обретает страшное лицо - Савицкий — он назван, он реальность. Страшный сон:
пробита голова, пули "всажены" в глаза, "оба глаза... падают
наземь". Савицкий — бес смерти. Он неожидан, неуправляем, мгновенен. Его
неистовство (человека, доведенного до бешенства) приводит к безвинным жертвам. Мертвый старик — персонифицированная смерть —
близкая, каждодневная, неизбежная. Она в доме, она рядом, она — везде. Бабель
показывает лицо старика крупным планом.
Последний абзац — монолог
беременной женщины — крик души человека живущего, пока живущего. Бабель
утверждает уникальность, единичность и неповторимость человеческой жизни.
Горечь утраты отца, ужас от зрительного образа - упрек людям в насилии,
обезличивании, очерствлении. Антитеза "жизнь —
смерть" поддерживается образами "отец — дочь", "беременная
женщина - мертвый старик".
С точки зрения композиции,
интересно отметить разработку диалога. Выраженный формально в репликах, он не
становится собственно диалогом, разговором. Реплики главного героя, Савицкого,
беременной женщины как бы тонут в пустоте. Прием может быть расценен как
попытка передать разорванность отношений между людьми на войне. Последний абзац
(монолог) отличается тем, что обращен не столько к
главному герою, сколько к читателю. Открытость обращения формально
выражена многоточием в конце. Показательно и то, что только в последнем
предложении употреблен глагол в форме будущего времени (единственный раз).
Логика развития образа
рассказчика:
"МЫ" — "Я" ? –
Я
Кинематографический принцип лежит
в основе композиции, построенной на антитезах: природа — человек; вещь —
человек, человек — человек, жизнь — смерть.
Помимо образа главного героя, все
главы романа Бабеля "Конармия" связывает традиционный в русской
литературе образ дороги — символ движения, пути, выбора, поисков.
Название рассказа "Переход
через Збруч" симптоматично: символизирует некий "переход"
лирического героя из одного состояния в иное, грань "жизнь — смерть".
Рассказ, будучи законченным художественным произведением, выступает экспозицией
по отношению к тексту всего сборника.
Вопросы к уроку
1. Два мира (сакральный и земной) в рассказе Бабеля.
2. Мотив Дома и бездомья.
3. Антитеза как принцип композиции.
4. Сои — явь — бред.
5. "Переход" как проблема выбора героем поступка.
6. Цвет как художественный прием в рассказе.
7. Составить киносценарий (вариативность «финала). , Я и Мы .
9. Ритмическая организация художественного текста.
10. Особенности диалога в рассказе.
Вопросы к уроку
1. Два мира (сакральный и земной) в рассказе Бабеля.
2. Мотив Дома и бездомья.
3. Антитеза как принцип композиции.
4. Сои — явь — бред.
5. "Переход" как проблема выбора героем поступка.
6. Цвет как художественный прием в рассказе.
7. Составить киносценарий (вариативность «финала). , Я и Мы .
9. Ритмическая организация художественного текста.
10. Особенности диалога в рассказе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий