понедельник, 16 октября 2017 г.

Урок по трагедии «Борис Годунов» в 7 классе


Урок по трагедии «Борис Годунов» в 7 классе
А. С. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (2 часа) УРОКИ 23—24
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством А. С. Пушкина;
— введение первичного представления о драматических произведениях;
— повторение и закрепление знаний семиклассников по истории, географии, этнографии;
— воспитание эмоциональной отзывчивости подростков на прочитанное.
Форма уроков: синтетический урок, включающий в себя слово учителя, чтение фрагмента произведения, сообщения учащихся, беседу о прочитанном.
Правдоподобие все еще полагается
главным условием и основанием
драматического искусства.
А. С. Пушкин
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ 1. Проверка домашнего задания. 2. Слово учителя (желательно с компьютерной презентацией).
Интерес Александра Пушкина к драматургии и театру пробудился еще в раннем детстве. Известны воспоминания родственников поэта, в которых отмечалось, что Саша Пушкин с восьми лет сочинял комедии. Часто сюжеты этих комедий были заимствованы, как, например, сюжет комедии «Похититель» взят у Мольера. Эта комедия была закончена юным драматургом в девять или десять лет.
Уже в юности А. С. Пушкин серьезно расширял свои познания в области мировой драматургии, читая не только сами пьесы, но и теоретические труды о драме. Читая «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, Пушкин был потрясен драматизмом событий эпохи Ивана Грозного, затем — Бориса Годунова и Смутного времени. Так впервые в русской литературе сюжетом трагедии стали достоверные события отечественной истории в строгой хронологической последовательности.
Обратившись к драматической борьбе царя Бориса и Димитрия Самозванца, Пушкин замыслил трагедию как попытку новаторского преобразования отечественной драматургии на ее путях от классицизма к реализму, поставив своей целью воскрешение минувшего времени «во всей его истине».
3. Работа с учебником (с. 87—89). Чтение и обсуждение статьи «Пушкин-драматург». Составление плана статьи. Обсуждение составленных планов для подготовки к пересказу.
4. Сообщения учащихся.
Сообщение
1. Драма как род искусства. Художественная литература — один из основных видов искусства. Ее вполне можно охарактеризовать и как словесное искусство, и в то же время как форму художественного освоения мира. Издавна за литературой признавалась большая роль в познании жизни и воспитании людей, поэтому чтению и изучению произведений литературы в школах и на дому уделялось серьезное внимание.
Литература, в отличие от устного народного творчества, показывает жизнь во всем ее многообразии, многоплановости и противоречиях. Художественная литература проблемна: она отражает проблемы общества и отдельного человека, проблемы, возникающие во взаимоотношениях человека с обществом. При этом часто мы явно ощущаем авторскую оценку происходящего, «слышим авторский голос», т. е. воспринимаем субъективную авторскую позицию, чего не было в произведениях фольклора. Эмоциональная оценка характеров в произведениях художественной литературы дается самим автором, исходя из его взглядов на жизнь, его идеалов. В произведениях фольклора эта оценка основывается на народном идеале, исходит из общечеловеческих и национальных представлений о нравственности и красоте. Именно эти два разных подхода к оценке художественного произведения автором попытался совместить А. С. Пушкин в таком жанре литературы, где авторский голос, кажется, и не должен звучать, — в трагедии.
Трагедия — один из жанров драматургии, или драмы, т. е. принадлежит одновременно и театру (постановка на сцене — пьеса), и литературе (предназначена для чтения, лучше — чтения вслух или по ролям). Являясь первоосновой спектакля, любое драматическое произведение вместе с тем воспринимается и в чтении.
Драма (от греч. drama — действие) —
1. Один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой).
2. Один из основных жанров (видов) драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией
1. В словаре А. П. Квятковского мы встречаем такое определение. Трагедия — это «сценическое произведение, в котором изображается резкое столкновение героической личности с противостоящими ей силами общества, государства или со стихиями природы, в результате чего герой погибает»
2. В трагедии «Борис Годунов» (1824—1825) А. С. Пушкин сознательно ориентировался на хроники Шекспира. — Давайте нарисуем две схемы, чтобы обобщить наши представления о родах и видах литературы.
Схема 1 РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
Схема 2 ДРАМА ТРАГЕДИЯ КОМЕДИЯ ДРАМА

5. Беседа с классом.
— Как вы думаете, почему трагедия «Борис Годунов» была значима для Пушкина?
— Расскажите о родах литературы и специфике драматургического искусства.
— Давайте прочитаем отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (с. 89—96 учебника).
В хорошо подготовленном классе — чтение по ролям, в слабом классе отрывок читает сам учитель.
6. Чтение произведения (с. 89—96 учебника).
7. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования (если уроки спаренные). — Понравился ли вам отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»? Обоснуйте свое мнение.
— Назовите действующих лиц сцены, данной в учебнике. Кто они? Как оказались в Чудовом монастыре? — Каким вы представляете себе отца Пимена? Создайте его словесный портрет. — Кто такой Григорий? Каким вы представляете его в этой сцене?
— Расскажите о прошлой жизни отца Пимена? Как прошлое отразилось в его мироощущении? — Что мы узнаем о смерти царевича Димитрия из произведения А. С. Пушкина? Соответствует ли это тем сведениям, которые вы уже получили на уроках истории?
— Каким предстает царь Иван Грозный в трагедии «Борис Годунов»? Можем ли мы определить, какова здесь авторская позиция?
— Что вы можете сказать о точке зрения народа на события данной эпохи? Придерживается ли автор данной точки зрения? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
— Что мы узнаем о самом Борисе из сцены в Чудовом монастыре? Какова здесь оценка событий? Чья это оценка?
8. Домашнее задание (если уроки не спарены). Для всего класса: — подготовить выразительное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов» (или чтение по ролям); — ответить на вопросы и выполнить задания из учебника (с. 96—97).  Для хорошо подготовленных учащихся: — прочитать всю трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Домашнее задание (если уроки спаренные). Кроме перечисленных выше заданий, индивидуальные задания: — выучить наизусть понравившийся отрывок трагедии «Борис Годунов»; — проиллюстрировать понравившийся эпизод произведения (по желанию).

http://old.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf

Вопросы и ответы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
  1. В прочитанной вами сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и лето­писца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.
Пушкин писал, что в характере лето­писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче­ское и вместе с тем мудрое, усердие, от­сутствие суетности, пристрастия.
Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве­домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по­томкам правду о событиях, произошед­ших на родной земле.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный…
Правдивые сказанья перепишет, —
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…
  1. Как воспринимает Григорий своего настав­ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?
Григорий уважает Пимена за трудолю­бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши­бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на­рода русского, способствовавшего воцаре­нию Бориса. В его образе проявляется со­вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.
  1. В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит из­вестный исторический факт, что «царь Иоанн ис­кал успокоенья в подобии монашеских трудов»?
Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз­ного) искать успокоения в вере, монаше­ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо­знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.
  1. Как рассказывает Пимен об убийстве царе­вича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его сти­листические особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим ли­цам этой сцены? Как это характеризует самого Пи­мена как историка-летописца, который «сей повестью плачевной» собирается заключить свою ле­топись?
Бесстрастность покидает Пимена, рас­сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце­ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла­голами — волочат, затрепетал, заво­пил. Стиль его повествования становится разговорным.
Увиденное «злое дело» так потрясло ле­тописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, пе­редав другим право описывать грехи чело­веческие. Отношение Пимена к рассказан­ному характеризует его как гражданина.
  1. В диалоге Пимена и Григория противопо­ставляется суетное, мирское (пиры, битвы, често­любивые замыслы и т. д.) и божественное, духов­ное. В чем смысл этого противопоставления? По­чему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и «женскою лука­вою любовью»?
Мирская жизнь содержит много иску­шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми­нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо­настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.
  1. Перечитайте заключительную реплику Григо­рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри­горию или автору трагедии?
Григорий произносит:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.
Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория. Материал с сайта //iEssay.ru
  1. Какие проблемы — исторические и нравст­венные — рассматриваются Пушкиным в прочитан­ной вами сцене из трагедии «Борис Годунов»? Ка­кое значение имеют они для нашей современности?
При создании «Бориса Годунова» Пуш­кин опирался на книгу «История государ­ства Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный мо­нархизм автора «Истории…», провозгла­сившего, что «история народа принадле­жит государю». Эта формулировка отра­зила историко-философскую концепцию

Карамзина: мощь, устойчивость — в силь­ном государстве; государственность — движущая сила истории. «История наро­да принадлежит народу», — утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не прос­то политический, и Пушкин вступил в не­го. Трагедия «Борис Годунов» о роли на­рода в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступле­ния, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни наро­ду, и такой правитель неизбежно сдела­ется тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пуш­кин одновременно показал глубокую про­тиворечивость позиции народа, сочетаю­щего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога