Урок по трагедии «Борис Годунов» в 7 классе
А. С. ПУШКИН. «БОРИС ГОДУНОВ» (2 часа) УРОКИ 23—24
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством А.
С. Пушкина;
— введение первичного представления о драматических
произведениях;
— повторение и закрепление знаний семиклассников по
истории, географии, этнографии;
— воспитание эмоциональной отзывчивости подростков на
прочитанное.
Правдоподобие все еще полагается
главным условием и основанием
драматического искусства.
А. С. Пушкин
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ 1. Проверка домашнего задания. 2. Слово учителя
(желательно с компьютерной презентацией).
Интерес Александра Пушкина к драматургии и театру пробудился еще в
раннем детстве. Известны воспоминания родственников поэта, в которых отмечалось,
что Саша Пушкин с восьми лет сочинял комедии. Часто сюжеты этих комедий были
заимствованы, как, например, сюжет комедии «Похититель» взят у Мольера. Эта
комедия была закончена юным драматургом в девять или десять лет.
Уже в юности А. С. Пушкин серьезно расширял свои познания в области
мировой драматургии, читая не только сами пьесы, но и теоретические труды о
драме. Читая «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, Пушкин был
потрясен драматизмом событий эпохи Ивана Грозного, затем — Бориса Годунова и
Смутного времени. Так впервые в русской литературе сюжетом трагедии стали
достоверные события отечественной истории в строгой хронологической
последовательности.
Обратившись к драматической борьбе царя Бориса и Димитрия Самозванца,
Пушкин замыслил трагедию как попытку новаторского преобразования отечественной
драматургии на ее путях от классицизма к реализму, поставив своей целью
воскрешение минувшего времени «во всей его истине».
3. Работа с учебником (с. 87—89). Чтение и обсуждение статьи
«Пушкин-драматург». Составление плана статьи. Обсуждение составленных планов
для подготовки к пересказу.
4. Сообщения учащихся.
Сообщение
1. Драма как род искусства. Художественная литература — один из
основных видов искусства. Ее вполне можно охарактеризовать и как словесное
искусство, и в то же время как форму художественного освоения мира. Издавна за
литературой признавалась большая роль в познании жизни и воспитании людей,
поэтому чтению и изучению произведений литературы в школах и на дому уделялось
серьезное внимание.
Литература, в отличие от устного народного творчества, показывает
жизнь во всем ее многообразии, многоплановости и противоречиях. Художественная
литература проблемна: она отражает проблемы общества и отдельного человека,
проблемы, возникающие во взаимоотношениях человека с обществом. При этом часто
мы явно ощущаем авторскую оценку происходящего, «слышим авторский голос», т. е.
воспринимаем субъективную авторскую позицию, чего не было в произведениях
фольклора. Эмоциональная оценка характеров в произведениях художественной
литературы дается самим автором, исходя из его взглядов на жизнь, его идеалов.
В произведениях фольклора эта оценка основывается на народном идеале, исходит
из общечеловеческих и национальных представлений о нравственности и красоте.
Именно эти два разных подхода к оценке художественного произведения автором
попытался совместить А. С. Пушкин в таком жанре литературы, где авторский
голос, кажется, и не должен звучать, — в трагедии.
Трагедия — один из жанров драматургии, или драмы, т. е.
принадлежит одновременно и театру (постановка на сцене — пьеса), и литературе
(предназначена для чтения, лучше — чтения вслух или по ролям). Являясь
первоосновой спектакля, любое драматическое произведение вместе с тем воспринимается
и в чтении.
Драма (от греч. drama — действие) —
1. Один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой).
2. Один из основных жанров (видов) драмы как литературного рода
наряду с трагедией и комедией
1. В словаре А. П. Квятковского мы встречаем такое определение.
Трагедия — это «сценическое произведение, в котором изображается резкое
столкновение героической личности с противостоящими ей силами общества,
государства или со стихиями природы, в результате чего герой погибает»
2. В трагедии «Борис Годунов» (1824—1825) А. С. Пушкин сознательно
ориентировался на хроники Шекспира. — Давайте нарисуем две схемы, чтобы обобщить
наши представления о родах и видах литературы.
Схема 1 РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
Схема 2 ДРАМА ТРАГЕДИЯ КОМЕДИЯ ДРАМА
5. Беседа с классом.
— Как вы думаете, почему трагедия «Борис Годунов» была значима для
Пушкина?
— Расскажите о родах литературы и специфике драматургического
искусства.
— Давайте прочитаем отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Борис
Годунов» (с. 89—96 учебника).
В хорошо подготовленном классе — чтение по ролям, в слабом классе
отрывок читает сам учитель.
6. Чтение произведения (с. 89—96 учебника).
7. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования
(если уроки спаренные). — Понравился ли вам отрывок из трагедии А. С. Пушкина
«Борис Годунов»? Обоснуйте свое мнение.
— Назовите действующих лиц сцены, данной в учебнике. Кто они?
Как оказались в Чудовом монастыре? — Каким вы представляете себе отца Пимена?
Создайте его словесный портрет. — Кто такой Григорий? Каким вы представляете
его в этой сцене?
— Расскажите о прошлой жизни отца Пимена? Как прошлое
отразилось в его мироощущении? — Что мы узнаем о смерти царевича Димитрия из
произведения А. С. Пушкина? Соответствует ли это тем сведениям, которые вы уже
получили на уроках истории?
— Каким предстает царь Иван Грозный в трагедии «Борис
Годунов»? Можем ли мы определить, какова здесь авторская позиция?
— Что вы можете сказать о точке зрения народа на события
данной эпохи? Придерживается ли автор данной точки зрения? Свой ответ
подтвердите цитатами из текста.
— Что мы узнаем о самом Борисе из сцены в Чудовом монастыре?
Какова здесь оценка событий? Чья это оценка?
8. Домашнее задание (если уроки не спарены). Для всего класса: —
подготовить выразительное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов» (или
чтение по ролям); — ответить на вопросы и выполнить задания из учебника (с.
96—97). Для хорошо подготовленных
учащихся: — прочитать всю трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Домашнее задание (если уроки спаренные). Кроме перечисленных выше
заданий, индивидуальные задания: — выучить наизусть понравившийся отрывок
трагедии «Борис Годунов»; — проиллюстрировать понравившийся эпизод произведения
(по желанию).
http://old.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf
Вопросы и ответы к
трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
- В прочитанной вами сцене «Ночь.
Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен.
Охарактеризуйте его как человека и летописца. Как относится он к
историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца?
Приведите примеры из текста.
Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми
дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое
и вместе с тем мудрое, усердие, отсутствие суетности, пристрастия.
Летописец Пимен сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из
мирской суеты, он видит то, что неведомо большинству, ибо судит, согласуясь с
совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать потомкам
правду о событиях, произошедших на родной земле.
Когда-нибудь монах
трудолюбивый
Найдет мой труд
усердный, безымянный…
Правдивые сказанья
перепишет, —
Да ведают потомки
православных
Земли родной минувшую
судьбу,
Своих царей великих
поминают
За их труды, за славу,
за добро…
- Как воспринимает Григорий своего
наставника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что
Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая
равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?
Григорий уважает Пимена за трудолюбие, спокойствие, смиренность и
величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и
делает ошибочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих
трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе народа русского,
способствовавшего воцарению Бориса. В его образе проявляется совестливость,
обостренное чувство личной ответственности за происходящее.
- В чем видит Пимен достоинство
власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит известный
исторический факт, что «царь Иоанн искал успокоенья в подобии монашеских
трудов»?
Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен.
Стремление царя Иоанна (Ивана IV Грозного) искать успокоения в вере, монашеских
трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осознании
своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.
- Как рассказывает Пимен об убийстве
царевича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его стилистические
особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о
царях. Какие характеристики дает летописец действующим лицам этой сцены?
Как это характеризует самого Пимена как историка-летописца, который «сей
повестью плачевной» собирается заключить свою летопись?
Бесстрастность покидает Пимена, рассказывающего о кровавом преступлении,
его рассказ эмоционален, насыщен оценочными комментариями: злое дело, в
отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными глаголами
— волочат, затрепетал, завопил. Стиль его повествования становится разговорным.
Увиденное «злое дело» так потрясло летописца, что с тех пор он мало
вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, передав другим право
описывать грехи человеческие. Отношение Пимена к рассказанному характеризует
его как гражданина.
- В диалоге Пимена и Григория
противопоставляется суетное, мирское (пиры, битвы, честолюбивые замыслы
и т. д.) и божественное, духовное. В чем смысл этого противопоставления?
Почему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой,
роскошью и «женскою лукавою любовью»?
Мирская жизнь содержит много искушений для человека. Они будоражат кровь и
заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть,
дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в
вере, постигает вечное, не держится за сиюминутное. Испытав много в своей
жизни, Пимен удалился от мирской суеты в монастырь, где обрел блаженство и в
трудах и благочестии проводит свои дни.
- Перечитайте заключительную реплику
Григория. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в
большей степени — Григорию или автору трагедии?
Григорий произносит:
И не уйдешь ты от суда
мирского,
Как не уйдешь от Божьего
суда.
Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова
мысль Пушкина, выраженная в словах Григория. Материал с сайта //iEssay.ru
- Какие проблемы — исторические и
нравственные — рассматриваются Пушкиным в прочитанной вами сцене из
трагедии «Борис Годунов»? Какое значение имеют они для нашей
современности?
При создании «Бориса Годунова» Пушкин опирался на книгу «История государства
Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него
вызывал протест убежденный монархизм автора «Истории…», провозгласившего, что
«история народа принадлежит государю». Эта формулировка отразила
историко-философскую концепцию
Карамзина: мощь, устойчивость — в сильном государстве; государственность —
движущая сила истории. «История народа принадлежит народу», — утверждал
декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не просто
политический, и Пушкин вступил в него. Трагедия «Борис Годунов» о роли народа
в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступления,
нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни народу, и
такой правитель неизбежно сделается тираном. Раскрывая историческую
обреченность антинародной власти, Пушкин одновременно показал глубокую противоречивость
позиции народа, сочетающего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже
обречен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий