русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

суббота, 27 сентября 2014 г.

Характеристика русской литературы XVIII века

Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:
  1. Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо
  2. Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации
  3. Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и в графике. (Википедия: Русский классицизм)
Актуализация знаний

Начертим горизонтальную ленту времени. Наверху от метим исторические даты, внизу — явления литературной жизни и посмотрим, как они соотносятся.

1682—1725 — правление Петра I — Петра Великого.
1700—1721 — Северная война.
1703 — основание Санкт-Петербурга.
1721 — провозглашение России империей.
1722 — издание Табели о рангах.
1725 — учреждение Академии наук.
1730—1740 — правление Анны Иоанновны.
1741—1761 — правление Елизаветы Петровны.
1755 — учреждение Московского университета.
1757 — учреждение Академии художеств.
1762—1796 — правление Екатерины II.
1762 — выпуск Манифеста о вольности дворянства.
1773—1775 — восстание под предводительством Е. И. Пу-
гачева.
1790 — взятие Измаила.
1796—1801 — правление Павла I.
1799 — итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова.
— Каких авторов этого века вы помните? Какие произ ведения вы изучали?

М. В. Ломоносов (1711—1765): басня «Случились вместе два астронома в пиру...» (5 класс), адпись «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны1747 года». Представления об оде, о теории «трёх штилей», об отличии силлабо тони ческого стиха от силлабического (7 класс), знакомились со страницами биографии Ломоносова.
— Какие факты биографии Ломоносова запомнились вам больше всего? В области каких наук ученый сделал свои открытия?
— Что такое теория «трёх штилей»? Чем характеризу ется каждый «штиль»?
— Какие особенности имеет жанр оды?
— Вспомните и прочитайте наизусть отрывок из оды, начинающийся словами «О вы, которых ожидает...». Комупосвящена ода? Кому посвящен этот отрывок?
— Как отзывался Ломоносов о русском языке?
— Вспомним такое высказывание Ломоносова:
«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писан ных, когда еще не токмо никаких правил для сочинения на ши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть». 
Как вы его понимаете?
Отметим время наиболее активного творчества Ломо носова на нашей ленте времени.

Что мы знаем:
Г. Р. Державин (1743—1816): стихотворения «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи...» (7 класс). Страницы биографии Державина. 
Н. М. Карамзин (1766—1826): «Наталья, боярская дочь» (8 класс), понятие о сентиментализме, создание «Истории государства Российского». 
И. А. Крылов (1769—1844): басни, факты биографии.

Как видим, известно не так уж и мало. Задача 9 класса — привести эти знания в систему.
Необходимо вспомнить еще одного писателя — Василия Кирилловича Тредиаковского (1703—1768) — автора работы «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), в которой он сформулировал принципы русского силлабо тонического стихосложения, автора поэмы «Телемахида» (1766).
— Отметим годы творчества известных нам писателей на ленте времени. Какие закономерности мы можем заме тить на нашей пока еще неполной схеме? Как вы думаете, с чем они связаны?
Архитектура. Первая четверть века — барокко, середина ве ка — господство классицизма, конец века — создание архитектурных ансамблей в стиле позднего классицизма (ампир).

Итак, изучая древнерусскую литературу, мы дошли с вами до XVII века. «Бунташный век» — время, когда меняет ся мировоззрение людей, идут на спад апокалиптические ожидания, старые литературные формы распадаются и за меняются новыми. Мы помним, что в это время развивает ся сатира и бытовая повесть. При дворе Алексея Михайло вича открывается первый в России театр.

Симеон Полоцкий

В 1664 году в Москву переезжает Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, закончивший Киево- Могилян скую коллегию и Виленскую иезуитскую академию. Он при нимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и становится учителем «братской» школы при этом монастыре. Царь покровительствует ученому монаху, который
направляет свои творческие силы на службу интересам за рождавшегося русского абсолютизма.
Симеон Полоцкий прекрасно знал латинский, польский, украинский, белорусский языки, а также «семь свободных наук», которые преподавались в западных университетах: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрология, музы
ка). При дворе его называли мудрейшим «философом»,37«витией» и «пиитом». Он принимал участие в делах государственной важности, например в церковном соборе, осудившем и патриарха Никона, и протопопа Аввакума; ему было поручено воспитание и образование царских детей. Он же экзаменовал на роль наставника юного Петра дьяка Никиту Зотова.
— Какой поэт XIX века продолжил традицию Симеона Полоцкого и стал воспитателем царских детей?
Огромную роль в подготовке образованных людей до петровского времени играла открытая Симеоном Полоцким первая в России школа нового типа, где будущих диплома тов обучали латинскому языку и другим наукам. Он разработал проект Славяно греко латинской академии, которая будет открыта стараниями его учеников уже после его смерти. Именно в этой академии начнет учиться пришедший с рыбным обозом в Москву Михайло Ломоносов.
Достижение Симеона Полоцкого в литературе — силлабическое стихотворство.
— Вспомните, чем отличается силлабическое стихосложение от силлаботонического.
В 1680 году Симеон Полоцкий впервые в русской поэзии переложил стихами одну из библейских книг — Псалтырь. «Псалтырь рифмованная» была напечатана, и через пять лет — впервые в России — поэтическое произведение было положено на музыку дьяком Василием Титовым.
Это было первое смелое обращение светского поэта к «Боговдохновенному» тексту. Обращение к Псалтыри ста ло традицией русской поэзии. М. В. Ломоносов называл «Псалтырь рифмованную» (вместе с «Арифметикой» Магницкого и «Грамматикой» Смотрицкого) «вратами своей учености».
Нельзя не упомянуть еще один факт, игравший важнейшую роль в распространении просвещения на Руси.
Со времен Ивана Федорова в России существовала единственная государственная типография — Печатный двор, которая находилась под контролем патриарха и издавала богослужебные книги. В 1678 году в Кремле («в Верху»)
Симеон Полоцкий, пользуясь покровительством царя, открывает первую типографию, свободную от церковной цензуры, где издает свои сочинения и сочинения других авторов, богато украшенные иллюстрациями придворных художников. Симеон Полоцкий считает своей главной задачей воспитание и просвещение общества, и одна из первых книг этой типографии — «Букварь языка славенска». Симеон Полоцкий — первый русский поэт — и его ученики (Сильвестр Медведев) осуществляли синтез веры и культуры, способствовали уменьшению противостояния светской и духовной культуры, готовили почву для проведения Петровских реформ.
Интересен и такой факт: Сильвестр Медведев стал первым называть русских россами. В стихотворном прошении об открытии Славяногреколатинской академии, адресованном царевне Софье Алексеевне, Медведев убеждает ее «свет наук явити» и «россов просвещати».
— В каком известном вам стихотворении Ломоносов называет русских россами?
Вспоминаем надпись «К статуе Петра Великого»: «Ели савета здесь воздвигла зрак Петров / К утехе россов всех...»

Развитие литературы XVIII века в России 

можно разде лить на четыре периода.
Первый период (1682—1725) — литература Петровского времени, которая носит переходный характер от литературы по преимуществу религиозной к литературе светской. Для нее характерны языковая пестрота, варваризмы, старославяниз мы. Литературная жизнь носит отпечаток прагматичности.
Начинают издаваться газеты («Ведомости»), произносятся речи, пишутся политические трактаты и учебники, вновь по является драматургия. Развивается жанр повести, преимущественно авантюрно-бытовой.
Один из самых образованных людей того времени, занимавшихся литературным творчеством, — Феофан Прокопович, автор «Поэтики» и «Риторики». Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.
Второй период (1730—1750) — формирование классицизма, создание новой жанровой системы, разработка литературного языка. Этот период дает литературе яркие имена: Антиох Кантемир (1708—1744), автор стихотворных сатир «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.; В. К. Тредиаковский (1703—1769), ав тор од, написанных по правилам европейского классицизма, лирических стихотворений и поэм.
Поэтом, который в этот период имел самый большой успех у публики, можно назвать Александра Петровича
Сумарокова (1717—1777). Его прославили десять трагедий на античные и русские сюжеты, поставленных на русской сцене («Хорев», «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец», «Мстислав» и др.), и любовная лирика, близкая к разговорному языку. Сумароков написал несколько комедий и около четырехсот басен.
Мы уже встречались с понятием классицизма. В России одним из первых теоретиков и практиков классицизма стал великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Классицизм. М. В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. Статья учебника (с. 42—44).
— Что нового вы узнали из этой статьи? Какие факты привлекли ваше внимание? Какие события русской литера туры вы смогли понять глубже?
— Мы называем Ломоносова теоретиком и практиком классицизма. Что же такое классицизм?
Записываем в тетради определение классицизма, обратившись к статье учебника «Классицизм» (с. 39).
Классицизм — эстетическое направление и метод в европейской литературе и искусстве XVII— начала XVIII века.
Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.
— К какому «штилю» относится жанр оды? Какие слова — старославянские или русские — должны преобладать в одах?

Читаем торжественное стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого се верного сияния» (текст дан на с. 59—61 учебника).

Домашнее задание

Перечитать стихотворение М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», сформулировать его основную мысль (устно).


М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого
северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
I. Проверка домашнего задания
Обращаемся к «Вечернему размышлению...» М. В. Ломоносова.
— Легко ли вам было читать это стихотворение дома? Как вы его поняли? Какова, повашему, его главная мысль?
Прочитаем и прокомментируем последовательно каждую строфу стихотворения, выделяя в них главные мысли, отмечая старославянизмы.
— Что такое «бездна, звезд полна»?
Бездна — звездное небо, шире — космическое пространство, Вселенная. (Этот образ столетие спустя воскреснет в поэзии Ф. И. Тютчева.)
Человек во Вселенной («я, в сей бездне углублен») — песчинка «в морских волнах».
— Как вы понимаете выражение «уста премудрых»? О ком говорит поэт?
В пространстве Вселенной «несчетны солнцы» горят, «народы там и круг веков». Все миры Вселенной равны пред Богом. По сути, Ломоносов в поэтической форме говорит об обитаемости Вселенной, о существовании разумной жизни на других планетах.
Северное сияние — загадочное для человека явление природы («натуры»).
— С помощью каких приемов поэт создает живописную картину северного сияния?
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав...
— Как вы понимаете эти строки? К кому обращается поэт?
Поэт обращается к ученым, ум которых проникает в тайны природы. Ученые, изучая частные явления («малый вещи знак»), делают выводы о всеобщих законах природы («естества устав»). Этим Ломоносов утверждает путь естественных наук от частного к общему, от практики к теории.
Поэт просит у ученых ответа на вопрос: «...Скажите, что нас так мятет?» Что вызывает в душе человека сомнения, смятение? Что заставляет его задавать вопросы себе и миру?
И далее следуют вопросы, которые тревожат человеческий ум:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
— Причины каких явлений природы ищет поэтученый?
Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество.
В следующей строфе поэтученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем «Слове о явлениях воздушных, от
электрической силы происходящих» (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: «Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году в „Риторике“ напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

Но это гипотезы, которые на уровне знаний времен Ломоносова невозможно проверить. Поэт осознает это: «Сомнений полон наш ответ / О том, что окрест ближних мест».
Но неразгаданность тайны не смущает поэта. Он продолжает задавать новые вопросы — о пределах Вселенной, о начале и конце мира, о величии Творца.
В этом стихотворении поэт и ученый предстают перед нами в нерасторжимом единстве. Мысль ученого увлекается к звездам поистине поэтическим вдохновением. В этом страстном отношении к науке, в настойчивом стремлении постичь тайны мира — величие гения Ломоносова.
Обратимся к формулировкам главной идеи «Вечернего
размышления...».
— Как после комментированного чтения стихотворения вы скорректируете свои формулировки?
Обсуждаем и записываем одну из наиболее удачных формулировок.
Жанр «Вечернего размышления...» определяют как оду.
Предметом оды становится не только мудрость и добродетель царей, не только воинская доблесть и победы русского оружия, но и загадочность природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла.
Знаменитый советский физик С. И. Вавилов замечал: «Разнообразие деятельности Ломоносова удивительным образом совмещалось в нем вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах — редкий вид высокой научной поэзии: ее с полным правом можно сопоставить с
изумительной древнеримской естественнонаучной поэмой Лукреция „О природе вещей“, которую Ломоносов хорошо знал. Он находил необычайные для выразительности слова
и строки для отвлеченных и сложных понятий». Ломоносов продолжал традицию, начатую Титом Лукрецием Каром (I век до Рождества Христова); традицию же Ломоносова в русской поэзии в XX веке продолжил ученый Александр Леонидович Чижевский (1897—1964), биофизик, основоположник гелиобиологии, один из пионеров космической биологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога