русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

вторник, 2 сентября 2014 г.

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ_ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ




ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Принцип пунктуации
Определение
Пример, комментарий
Грамматический
Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др.
Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.)
Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.
Смысловой
Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты.
Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине (Пауст.).
Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.
Интонационный
Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации.
Да. Да! Да?! Да…
Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки
Значения знаков препинания и их грамматические особенности
Примеры, комментарии
Одиночные, разделяющие знаки
Ставятся между предложениями, частями сложного предложения, однородными членами предложения, подлежащим и сказуемым и членят текст на отрезки
.   !   ?
Членят текст на законченные мысли – предложения; знаки ! и ? к значению разделения добавляют смысловые и эмоциональные оттенки восклицания, вопроса.
Да. Да? Да!
Разные знаки – разный смысл.
В конце предложения или при обрыве предложения указывает на недосказанность мысли.
В середине может указывать на недосказанность или обозначать пропуск в цитате. Последнее часто в сочетании со скобками: (…)
Да…
Еще один смысловой оттенок по сравнению с предыдущими примерами
,    ;
В середине предложения членят текст на равнозначные грамматически и логически отрезки и ставятся между частями сложного предложения, однородными членами простого. Обладают разной разделяющей силой.
!!! Обратите внимание: вот основное правило, которым мы (часто интуитивно) пользуемся: ставь точку с запятой тогда, когда запятой мало, а точки много.
; часто имеет смыслоразличительное значение, помогая правильно интерпретировать смысловые связи, или подчеркивает структурную и смысловую самостоятельность каких–либо частей предложения, когда членит распространенные, имеющие внутри знаки синтаксические конструкции.
Снежок изрезан лыжами; как снег, скрипуч и сух.
Смыcлоразличительный знак, который помогает сравнительный оборот отнести по cмыслу ко второму и третьему сказуемому.
:
Имеет значение толкования. Все, что сказано после : , раскрывает смысл, указывает на признак, причину того, что сказано в первой части предложения. Как одиночный знак ставится только между частями сложного предложения, чаще всего бессоюзного.
!!! Обратите внимание: не путайте : как одиночный знак с : и как двойным знаком, который употребляется только в предложениях с однородными членими о обобщающими словами.

Употребляется и в простом и в сложном предложении и обозначает:
- пропуск членов предложения, прежде всего связки в составном именном сказуемом;
- противопоставление (на месте знака можно ставить союз НО), сопоставление (можно вставить союз А), сравнение (можно вставить союз КАК);
- следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ)
- паузу при чтении и акцентирование последующей части предложения (интонационное тире), может употребляться, когда не нужны грамматические знаки, но тема сообщения делает целесообразным применение интонационных знаков.
Архитектура – застывшая музыка. (Гете);Все жалуются на свою память – никто не жалуется на свой разум. (Ларошфуко); Бензин ваш – идеи наши. (И. и П.); Сказано – сделано; У войны – не женское лицо. (Алексиевич)
, –
Как единый знак употребляется только при прямой речи, цитировании и в периоде.
NB! Чаще , – встречается в результате контекстного стечения знаков препинания. Будьте внимательны!
«Это лошадь отца моего», – сказала Бэла. (Л.)Человек, не читавший утреннюю газету, – оптимист.


ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки
Значения знаков препинания и их грамматические особенности
Примеры, комментарии
Двойные, выделяющие знаки
ставятся в начале и в конце какой–либо грамматической конструкции, чтобы показать ее грамматическую и смысловую самостоятельность. Употребляются при обособлении членов предложения, для выделения придаточных частей сложноподчиненного предложения, расположенных в середине главной, обращений, междометий, вводных и вставных конструкций.
!!! Обратите внимание: по контексту может быть употреблена только одна, правая или левая половина выделяющего знака (двойного тире или запятых), если конструкция, выделяемая им, стоит в начале или в конце предложения. В середине предложения затруднения возникают при стечении по контексту запятой и тире.
,/…/,
Из всех выделяющих знаков имеет наиболее слабо выраженное значение и употребляется во всех случаях, когда не нужны более сильные знаки, то есть для выделения придаточных частей сложных предложений в середине главных, обращений, междометий, вводных конструкций, большинства обособленных оборотов.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (П.)
/../–
Обладает более сильным выделяющим значением, чем двойные запятые, и употребляется тогда, когда в силу структурных или смысловых особенностей выделяемой конструкции недостаточно двойных запятых:
1) при сильном распространении обособленных оборотов,
2) при возникновении у обособленного оборота значения пояснения (вместо тире можно вставить союзы ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО).
!!! Обратите внимание: значение пояснения возникает как между предложением и обособленным оборотом в его составе, тогда ставится двойное тире, так и между частями сложного предложения, тогда ставится двоеточие. Не путайте эти конструкции (см.: Табл. 3)
1) Самый штрих его карандаша, самый почерк – железный, когда передает он железо, – и бархатный, когда передает он бархат, – очаровали меня своей артистичностью (Чук.)
2)
Курс у нас один – правильный (ЧВС).
(…)
Самый сильный выделяющий знак используется для выделения вставных конструкций – попутных замечаний, грамматически не связанных с предложением.
А Татьяне и дела нет (их пол таков). (П.)
: … –
Узкоспециализированный выделяющий знак, который используется для пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения.

«…»
1) Используется при выделении чужой речи и цитат,
2) при употреблении слова в противоположном значении и в необычном переносном значении,
3) в различных названиях
1) Замяукали котята: «Надоело нам мяукать» (Чук.)
2)
«Отлично», Константин! (= плохо)
3)
Роман «Отцы и дети» написан в 1859 году.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога