ПРИНЦИПЫ
РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Принцип
пунктуации
|
Определение
|
Пример,
комментарий
|
Грамматический
|
Основной
принцип пунктуации, который
предписывает знаки в предложении
ставить в соответствии с его
грамматическим строением. Таковы,
например, знаки в конце предложения,
знаки между частями сложного
предложения, между однородными
членами предложения и др.
|
Сегодня
быть он обещал, да, видно, почта
задержала.
(П.) Обратите внимание на запятую
после союза «да»: паузы после него
нет, а знак ставится, поскольку мы
должны выделить вводное слово с
двух сторон.
|
Смысловой
|
Подчиненный
принцип пунктуации, который
предписывает знаки в предложении
ставить в соответствии с оттенками
смысла. Применяется тогда, когда
именно знак препинания позволяет
правильно интерпретировать смысл
предложения, а грамматически нередко
возможны варианты.
|
Кот
несся на трех лапах, а четвертой,
передней лапой бил петуха по спине
(Пауст.). Если не поставить запятую
между двумя определениями, не считая
их однородными по контексту, то
получится, что у кота три лапы, на
которых он несется, и еще четыре
передних. Не кот, а осьминог какой–то.
|
Интонационный
|
Подчиненный
принцип пунктуации, который
предписывает знаки в предложении
ставить в соответствии с особенностями
интонации.
|
Да.
Да! Да?! Да…
Видите,
как по–разному можно произнести
одно и то же слово. И смысл совсем
разный.
|
|
ВИДЫ
И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки
|
Значения
знаков препинания и их грамматические
особенности
|
Примеры,
комментарии
|
Одиночные,
разделяющие знаки
Ставятся между предложениями,
частями сложного предложения,
однородными членами предложения,
подлежащим и сказуемым и членят
текст на отрезки
|
.
! ?
|
Членят
текст на законченные мысли –
предложения; знаки ! и ? к значению
разделения добавляют смысловые и
эмоциональные оттенки восклицания,
вопроса.
|
Да.
Да? Да!
Разные знаки – разный смысл.
|
…
|
В
конце предложения или при обрыве
предложения указывает на
недосказанность мысли. В середине
может указывать на недосказанность
или обозначать пропуск в цитате.
Последнее часто в сочетании со
скобками: (…)
|
Да…
Еще один смысловой оттенок по
сравнению с предыдущими примерами
|
,
;
|
В
середине предложения членят текст
на равнозначные грамматически и
логически отрезки и ставятся между
частями сложного предложения,
однородными членами простого.
Обладают разной разделяющей силой.
!!!
Обратите внимание: вот основное
правило, которым мы (часто интуитивно)
пользуемся: ставь точку с запятой
тогда, когда запятой мало, а точки
много.
;
часто имеет смыслоразличительное
значение, помогая правильно
интерпретировать смысловые связи,
или подчеркивает структурную и
смысловую самостоятельность
каких–либо частей предложения,
когда членит распространенные,
имеющие внутри знаки синтаксические
конструкции.
|
Снежок
изрезан лыжами; как снег, скрипуч
и сух.
Смыcлоразличительный знак, который
помогает сравнительный оборот
отнести по cмыслу ко второму и
третьему сказуемому.
|
:
|
Имеет
значение толкования. Все, что сказано
после :
,
раскрывает смысл, указывает на
признак, причину того, что сказано
в первой части предложения. Как
одиночный знак ставится только
между частями сложного предложения,
чаще всего бессоюзного.
!!!
Обратите внимание: не путайте
: как одиночный знак с :
и – как
двойным знаком, который употребляется
только в предложениях с однородными
членими о обобщающими словами.
|
|
–
|
Употребляется
и в простом и в сложном предложении
и обозначает: - пропуск членов
предложения, прежде всего связки
в составном именном сказуемом; -
противопоставление (на месте знака
можно ставить союз НО), сопоставление
(можно вставить союз А), сравнение
(можно вставить союз КАК); -
следствие (можно вставить слово
ПОЭТОМУ) - паузу при чтении и
акцентирование последующей части
предложения (интонационное тире),
может употребляться, когда не нужны
грамматические знаки, но тема
сообщения делает целесообразным
применение интонационных знаков.
|
Архитектура
– застывшая музыка.
(Гете);Все
жалуются на свою память – никто не
жалуется на свой разум.
(Ларошфуко); Бензин
ваш – идеи наши.
(И. и П.); Сказано
– сделано;
У
войны – не женское лицо.
(Алексиевич)
|
,
–
|
Как
единый знак употребляется только
при прямой речи, цитировании и в
периоде.
NB!
Чаще
, –
встречается в результате контекстного
стечения знаков препинания. Будьте
внимательны!
|
«Это
лошадь отца моего», – сказала Бэла.
(Л.)Человек,
не читавший утреннюю газету, –
оптимист.
|
|
ВИДЫ
И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки
|
Значения
знаков препинания и их грамматические
особенности
|
Примеры,
комментарии
|
Двойные,
выделяющие знаки
ставятся
в начале и в конце какой–либо
грамматической конструкции, чтобы
показать ее грамматическую и
смысловую самостоятельность.
Употребляются при обособлении
членов предложения, для выделения
придаточных частей сложноподчиненного
предложения, расположенных в
середине главной, обращений,
междометий, вводных и вставных
конструкций.
!!!
Обратите внимание: по контексту
может быть употреблена только одна,
правая или левая половина выделяющего
знака (двойного тире или запятых),
если конструкция, выделяемая им,
стоит в начале или в конце предложения.
В середине предложения затруднения
возникают при стечении по контексту
запятой и тире.
|
,/…/,
|
Из
всех выделяющих знаков имеет
наиболее слабо выраженное значение
и употребляется во всех случаях,
когда не нужны более сильные знаки,
то есть для выделения придаточных
частей сложных предложений в
середине главных, обращений,
междометий, вводных конструкций,
большинства обособленных оборотов.
|
Ему
ли, карлику, тягаться с исполином?
(П.)
|
–/../–
|
Обладает
более сильным выделяющим значением,
чем двойные запятые, и употребляется
тогда, когда в силу структурных или
смысловых особенностей выделяемой
конструкции недостаточно двойных
запятых: 1) при сильном распространении
обособленных оборотов, 2) при
возникновении у обособленного
оборота значения пояснения (вместо
тире можно вставить союзы ТО ЕСТЬ,
А ИМЕННО).
!!!
Обратите внимание: значение
пояснения возникает как между
предложением и обособленным оборотом
в его составе, тогда ставится двойное
тире, так и между частями сложного
предложения, тогда ставится
двоеточие. Не путайте эти конструкции
(см.: Табл. 3)
|
1)
Самый
штрих его карандаша, самый почерк
– железный, когда передает он
железо, – и бархатный, когда передает
он бархат, – очаровали меня своей
артистичностью
(Чук.) 2) Курс
у нас один – правильный
(ЧВС).
|
(…)
|
Самый
сильный выделяющий знак используется
для выделения вставных конструкций
– попутных замечаний, грамматически
не связанных с предложением.
|
А
Татьяне и дела нет (их пол таков).
(П.)
|
:
… –
|
Узкоспециализированный
выделяющий знак, который используется
для пунктуационного оформления
предложений с обобщающими словами
при однородных членах предложения.
|
|
«…»
|
1)
Используется при выделении чужой
речи и цитат, 2) при употреблении
слова в противоположном значении
и в необычном переносном значении,
3) в различных названиях
|
1)
Замяукали
котята: «Надоело нам мяукать»
(Чук.) 2) «Отлично»,
Константин!
(= плохо) 3) Роман
«Отцы и дети» написан в 1859 году.
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий