понедельник, 14 апреля 2014 г.

И. С. ТУРГЕНЕВ. «АСЯ»

Первая любовь — та же революция... и что бы там впереди ее ни ждало, — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет.
И. С. Тургенев. «Вешние воды»
текст повести "Ася" 
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством И. С. Тургенева;
— повторение и закрепление понятий «повесть», «сюжет», «композиция», «реализм», «психологизм»;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Форма уроков: синтетические уроки, включающие в себя слово учителя или презентацию, сообщение учащегося, работу с учебником, фрагментарное чтение произведения, беседу с классом, пересказ с заменой лица или словесное рисование, творческую работу.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Слово учителя (желательно с презентацией).

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883) 

оказало большое влияние как на развитие русского критического реализма, так и на духовное состояние российского общества второй половины прошлого столетия. В 1840—1850-е годы Тургенев был самым ярким представителем литературного течения, проповедовавшего идеи либерально-дворянского просветительства.

От слова либерализм (от лат. liberalis — свободный) — 1) идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя (в России впоследствии — Дума) и ограниченных буржуазно-демократических свобод; 2) излишняя снисходительность, терпимость.

Войдя в общественную и культурную жизнь России, Тургенев сразу заявил о себе как об откровенном западнике, резко отрицательно относящемся к идеям славянофильства: он считал трагедией, а не достоинством отсталость и патриархальность русского быта,
которой так восхищались славянофилы. Уважая историю и культуру своего народа, любя русский язык, И. С. Тургенев, как и А. С. Пушкин, боялся революции, мужицкого бунта. Он считал, что любое государство должно развиваться постепенно и последовательно, а ускорить процесс развития можно только путем просветительства: просвещением как таковым; художественной литературой, отражающей современное общество, его идеалы и пороки; изменением законодательства «просвещенными» монархами.

Уже ранние произведения И. С. Тургенева отразили его взгляды на социальное устройство России середины XIX века: очерки из «Записок охотника» (1847—1852) явно проникнуты антикрепостническими настроениями, высокой оценкой духовных и нравственных качеств русского крестьянина. Герои молодого писателя — личности, наделенные яркими индивидуальными чертами характера, а не безличные носители черт своей среды. При этом все произведения сборника окутаны каким-то необычайным лиризмом, отличаются поэтичностью слога, ясной, четкой оценкой изображаемого.

В середине XIX столетия молодого писателя все больше привлекает реальная российская действительность с ее социальным и классовым многообразием, он стремится как можно полнее познать все стороны русской жизни: ее быт и нравы, психологию классов и сословий, психологию отдельных людей, их зависимость от общества и семьи. Желание дать широкую и точную картину современной ему России выливается у Тургенева в ряд повестей 1850-х годов: «Переписка», «Затишье», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков». Постепенно на передний план выдвигается главная для И. С. Тургенева проблема духовной и нравственной жизни человека.

Западники и славянофилы — представители двух идейных направлений в общественной мысли России второй половины XIX столетия.

Славянофилы называли себя «московским» направлением, проповедовавшим особый путь развития России, ее исключительную роль в мировой истории. Исконно русский быт считался славянофилами образцом для других стран и народов, ибо «в его живом исхождении из чистого христианства» заключается отличие от жестокого западного мира.
Западники, наоборот, считали западноевропейский путь развития наиболее естественным и разумным для России, совместным путем достижения истинной свободы личности.
«Нужно стараться не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, — говорил И. С. Тургенев о задачах современной ему литературы, — но и понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши».
Иными словами, Тургенев последовательно отстаивал принципы реалистического искусства.

Недаром Проспер Мериме утверждал, что на Западе в Иване Тургеневе видели «одного из вождей реалистической школы» в современной европейской литературе. Тургеневское стремление «оставаться верным правде» наглядно проявилось в его творчестве, например в романах «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) и «Новь» (1876).

В 1870-е годы Иван Тургенев вновь обращается к народной теме, и у него появляется ряд произведений, дополняющих «Записки охотника»: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит». К ним примыкают повести «Бригадир» (1868), «Степной король Лир» (1870), «Пунин и Бабурин» (1874), «Часы» (1875). В несвойственной ему манере написал И. С. Тургенев ряд произведений в 1870—1880-е годы, иногда называемых «таинственными повестями», в которых изобразил различные загадочные явления, иногда происходящие с людьми или обществом в целом, но, будучи верен себе, нигде о вмешательстве потусторонних сил в жизнь человека не говорил.

Возвращением еще к одной теме — к теме первой любви — является повесть И. С. Тургенева «Вешние воды» (1871), как бы продолжающая и дополняющая повести 1850—1860-х годов «Ася» (1857) и «Первая любовь» (1860).

«Рассказывая об единичном случае из ежедневной жизни, о событии, иногда вовсе незначительном, иногда затрагивающем лишь узкий круг лиц, писатель ставил в них общественные и нравственные проблемы большой важности. Он утверждал значимость отдельной личности, отдельной судьбы, непреходящую ценность каждого мгновения жизни человека в обществе» (Ю. М. Лотман).

Таким мгновениям, определяющим всю дальнейшую жизнь человека, и посвящены эти повести.

И «Ася», и «Первая любовь», и «Вешние воды» 

раскрывают перед нами духовный облик российской интеллигенции середины XIX столетия: рефлектирующий, в общем-то слабовольный, но не признающий этого главный герой, напоминающий «лишних людей», и смелая девушка, умеющая глубоко чувствовать и не разделять слово и дело, — типичная
«тургеневская девушка». В «Вешних водах» уже нет философского осмысления самого факта первой любви, как в «Асе», это просто гимн любви:
«Первая любовь — та же революция: однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, — и что бы там впереди ее ни ждало, — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет» (И. С. Тургенев).
В конце жизни И. С. Тургенев много времени уделял популяризации русской литературы за рубежом: он знакомил европейскую публику с новинками из России, заботился о переводе наиболее значительных произведений на английский и французский языки, сам писал предисловия и примечания для изданий А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. В то же время он неустанно участвовал в отечественном литературном процессе, что дало право М. Е. Салтыкову-Щедрину сказать после смерти И. С. Тургенева: «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова».

2. Сообщение учащегося.

Повести И. С. Тургенева 1850-х годов.

Творчество И. С. Тургенева конца 1850-х годов насквозь пронизано мыслью о трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет, о роковой несовместимости людей разных поколений, разных психологических возрастов. В этот период Тургенев пишет ряд повестей с философским подтекстом — «Поездка в Полесье» (1853—1857), «Фауст» (1856) и «Ася» (1858). По мнению писателя, жизнь не только определяется общественными отношениями данного исторического момента, всей совокупностью национального и общечеловеческого опыта, но и находится в зависимости от неумолимых законов природы. Здесь же Тургенев утверждал, что законы любви порой жестоки к конкретному человеку, подвластны року.

Наиболее ярко тема трагической любви раскрыта в повестях «Фауст» и «Ася».
«...Любовь, подобно природе, напоминает человеку о силах, стоящих над ним, и предостерегает от чрезмерной самоуверенности. Она учит человека готовности к самоотречению. В повестях о трагическом значении любви и природы зреет мысль Тургенева о нравственном долге, которая получит социально-историческое обоснование в романе „Дворянское гнездо“. В погоне за личным счастьем человек не вправе упускать из виду требований нравственного долга, забвение которого уводит личность в пучины индивидуализма и навлекает возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировой гармонии».
В повести «Ася» Тургенев развивает свою мысль о том, что часто герой невиновен в своем несчастье, так как его погубила своенравная сила любви. По словам самого Тургенева, он «писал ее очень горячо, чуть не со слезами». Повесть заслужила высокую оценку Н. Г. Чернышевского и Н. А. Некрасова своей правдивостью и поэтичностью. Однако критик Николай Гаврилович Чернышевский вступил в спор с создателем произведения — написал полемическую статью «Русский человек на rendez-vous».

В статье критик пытался доказать, что в несчастной любви героя-рассказчика повинны не роковые законы любви, a... он сам.

Несостоятельность героя повести, характерное для него противоречие между словом и делом, нравственным идеалом и полным отсутствием воли и характера ярко освещены в этой статье Н. Г. Чернышевского.
«Тургенев показал, как в истории несчастливой любви Аси отразились такие явления русской жизни, какие заслуживали не меньшей критики и обличения, чем „мертвые душивсех видов и рангов. Предмет юной любви Аси — человек, душевно рано одряхлевший. По своей бесхарактерности близкий к Рудину (герою одноименного романа И. С. Тургенева. — Н. К.), он не обладает его достоинствами, его духовными качествами. Чернышевский об этом выродившемся „лишнем человеке“ писал: „Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключены гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? в чем останется участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах... Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык“. 
Отметив, что „грустное достоинство“ новой повести Тургенева состоит в том, что „характер героя верен нашему обществу“... он подверг резкой критике безвольного, отступающего перед трудностями жизни „лишнего человека“ как типичного выразителя духовно и нравственно оскудевшей дворянской интеллигенции. Чернышевский показал, что Россия уже ничего не может ждать от либерального дворянского интеллигента, что время его прошло, что „есть люди лучше его...“».

Литературный критик сделал обобщения социально-политического порядка, а если посмотреть поближе, с житейской точки зрения, то станет ясно: главного героя повести «Ася» погубила душевная дряблость, инфантилизм, неумение и нежелание принимать решения, присущие людям его возраста (вспомним: герою на момент встречи с Асей уже исполнилось 25 лет!). В момент решительного свидания Н. Н. еще не был готов к признанию, не был готов что-либо изменить в своей пустой и легкой жизни, не обремененной никакими делами и обязательствами. И счастье оказалось недостижимым, а жизнь — разбитой.

3. Работа с учебником.
Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» (с. 347—348). Работа с вопросами и заданиями 1, 3 на с. 348.

4. Чтение произведения.
Чтение начала повести И. С. Тургенева «Ася» по учебнику (с. 349—357).

5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, что вы узнали о персонажах повести И. С. Тургенева «Ася» из первых частей произведения.
— Каким вы представляете себе господина Н. Н. в молодости? Опишите его.
— Что вы можете сказать о взрослом герое-рассказчике? Через сколько лет герой повествует о своей первой любви неизвестному собеседнику?
(«...Лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна».)
— Как он примерно должен выглядеть? Сколько ему лет?
— О чем повествует герой-рассказчик в экспозиции сюжета повести? Для чего он говорит о своих бесцельных скитаниях по Европе, о своем хорошем здоровье и материальном благополучии, о своем неприятии людей и желании затеряться в их толпе?
— Сделал ли господин Н. Н. какие-либо выводы спустя столько лет?
(«Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься...»)
— Чем в основном занимался молодой путешественник?
(«Меня забавляло наблюдать людей...»)
— Как это его характеризует?
— Как главный герой повести относится к своим соотечественникам за границей? Что его отталкивает от окружающих, особенно от русских? Зачитайте этот фрагмент текста.
— Что мы можем сказать о чертах характера героя-рассказчика на основании зачитанного фрагмента?
(Герой наблюдателен, но высокомерен, даже зол; предполагая в других «самодовольство и презрение», он сам обуреваем этими же страстями. Желание подмечать в других недостатки и пороки, обличать их часто присуще людям умным, но слабым, желающим показать свое нравственное превосходство над пороками других путем их отрицания и осмеяния. Как правило, далее дело не идет.)
— Расскажите о первой встрече героев произведения. Что помогло незнакомым людям найти общий язык?
— Каким видит Гагина герой-рассказчик? Создайте словесный портрет Гагина.
— Что отметил господин Н. Н. в портрете Аси при первой встрече? На что обратил внимание?
(Ася совсем не похожа на Гагина.)
— Создайте словесный портрет Аси.
— Какую роль выполняет пейзаж во время первой встречи главных героев произведения?
(Вечер на Рейне, золотой закат, вид, открывающийся с горы, увитой виноградниками, — все настраивало на романтическое мировосприятие окружающего. К тому же вдали играла музыка — вальс, — призывающая любить и быть счастливым. Пейзаж как бы готовит и героя, и читателя к развитию сюжета любовного, завязка которого произошла во время встречи Н. Н. с двумя соотечественниками.)
— Какие атрибуты романтического пейзажа настраивают нас на развитие именно любовного сюжета?
(Золотой закат. «Старинная стена из булыжника окружала его (город. — Н. К.) со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились». Одинокий домишко за городом, среди виноградника.
«Лунная дорога» — крик Аси: «Вы в лунный столб въехали, Вы его разбили!» Лунный пейзаж на спокойной реке и звуки старинного вальса: «Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего...».)
— Можем ли мы найти в данном описании черты сентиментализма?
(Простая трапеза за городом в маленьком крестьянском домике. Идеализация сельской жизни, простых чувств и отношений. Подробное описание чувств героя, возникших то под впечатлением дивного вечера, то от увиденного пейзажа, то от вкуса, то от запахов, то от звуков.
Рефлексия чувств:
«...Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал... Я был счастлив. Чуть смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... „Что же это значит? — спросил я самого себя. — Разве я не влюблен?“ Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели».)
— Расскажите, как дальше развивались события? Что происходило в жизни двух героев?
— Подумайте и ответьте, в чем внутренне схожи Гагин и господин Н. Н.
(«...Проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь» (с. 358 учебника).
О Гагине: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает...» (с. 362).
«...Я легна траву и достал книжку; но я двух страниц не прочел. А он только бумагу измарал; мы все больше рассуждали и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали...» (с. 365) и т. п.)
— Опишите Асю во время второй встречи героев. Какими эпитетами награждает рассказчик девушку? С кем или с чем сравнивает? Почему? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст.
(«...Самое изменчивое лицо, какое я только видел», «сосредоточенное, почти печальное выражение», черты лица стали «больше, строже, проще», «дерзкая усмешка» и др.)
— Чем героиня повести явно выделяется на фоне своих спутников во время прогулки к «развалине»?
— Как проявляется у героя-рассказчика тоска по Родине? Случайна ли она?

6. Чтение произведения.
Чтение частей VI—VIII повести И. С. Тургенева «Ася» по учебнику (с. 366—375).
7. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что мы узнаем о главной героине повести И. С. Тургенева из этих глав?
— Какие характеристики дает Асе господин Н. Н.?
(«Не походила на барышню», «этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило», «полузагадочное существо».)
— Найдите в тексте главы VIII в рассказе Гагина несобственно-прямую речь. Как вы думаете, почему именно здесь речь рассказчика плавно перетекает в авторскую? С чем это связано?
(С. 373 — психологическая характеристика героини, которую трудно было бы ожидать от простого гвардейского офицера двадцати пяти лет от роду; при этом скрытая авторская оценка описываемой ситуации.)
Психологизм в литературе (от греч. psyche — душа, logos — понятие) — глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения.
— О каких особенностях героини поведал Гагин рассказчику? Можем ли мы предполагать, исходя из этого, какова будет развязка сюжета? Почему? Обоснуйте свой ответ.
(«„Лесть и трусость — самые дурные пороки“, — громко промолвила Ася. Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше...»; «...Асе нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».)
— Какой контраст сразу же бросается в глаза в отношениях между героями?
(Взрослый инфантильный мальчик двадцати пяти лет — естественная и непосредственная девушка семнадцати лет; взрослый мужчина с неразвитыми чувствами, детским мировосприятием — юная девушка, готовая к жизни в суровом мире.)
— Попытайтесь объяснить, как и при помощи чего автор произведения показывает внутренний мир героев. Приведите примеры из текста.
— Какие признаки реалистического произведения сразу же бросаются в глаза при первом его прочтении?
(Жизнеподобие изображаемого. Психологизм обрисовки образов. Динамика развития характера героя-рассказчика: цвел, как растение, ни о чем не задумываясь; влюбился — произошла в душе эволюция (или: революция, пo Тургеневу!); пришла пора выбора — его не сделал, что тоже своего рода выбор.)
Реализм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.
— Объясните, почему повесть названа именем героини, а не именем героя-рассказчика. Почему у него вообще нет имени?
(Н. Н. — обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения «лишних людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не знающих, что делать и как (яркий пример — Гагин).

Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего не решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты поневоле» — разные их имена.
«Лишние люди» — поколения дворянских интеллигентов 1820—1850-х годов, причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической структуре общества тех лет.

Так как они «эгоисты поневоле», они думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и материальном комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и желаний. Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают, ибо любовь — всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни.

Ася естественна, как сама природа. И чувства ее естественны и сильны, без каких-либо нюансов: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть, жертвовать так жертвовать. Из таких ярких и цельных натур получаются сильные жертвенные матери, жены декабристов и революционерки.

Ася — собирательный образ естественной внешней и внутренней красоты. А красота всегда имеет имя и при этом всегда нетипична, всегда индивидуальна, непохожа на другую красоту.

Ася — это яркость первого чувства, поворот в жизни героя, поэтому имя юной героини вынесено в название произведения: если бы не встретил герой Асю, так и жил бы неосознанно-растительно, вроде бы ища что-то, но особо никуда и ни к чему не стремясь. Недаром «ненужность», хотя и умная. Только пройдя проверку сильным чувством, ты понимаешь, на что ты способен и чего стоишь.)

— Когда происходит кульминация действия в повести «Ася»? Обоснуйте свой ответ.
(Сцена свидания двух героев в доме фрау Луизы.)
— Какова развязка действия сюжета произведения?
(Герои разъезжаются — счастье навсегда потеряно из-за того, кто должен был взять на себя ответственность за обоих, — из-за мужчины.)
— Какова композиция повести И. С. Тургенева «Ася»?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«Повесть „Ася“, разделенная на маленькие, в две-три страницы каждая, главки, лаконично передает эпизоды более или менее случайных встреч молодого человека с юной
девушкой, почти подростком, на поэтических берегах Рейна, в городке, который попался на пути их странствий.

Посвящая нас в скромные события этого почти не состоявшегося романа, оборванного страхом молодого человека перед риском, его недоверием к собственному чувству, случайно сорвавшимися с языка неуместно рассудочными фразами, писатель заставляет ощутить и поэзию летних вечеров (над описанием природы в этой повести Тургенев работал больше, чем над некоторыми значительными в сюжетном отношении эпизодами романов), и свежесть первого молодого чувства, робкого, но самоотверженного и бескомпромиссного, как революционный порыв, — чувства Аси, и разочарование старого рассказчика, вспоминающего о совершенной ошибке».
— Докажите, что произведение И. С. Тургенева — повесть, а не роман. Какие черты повести здесь налицо?
— Можно ли повесть «Ася» назвать реалистическим произведением? Обоснуйте свой ответ.
— Какие нравственные уроки можно вынести из прочтения этого произведения? Совпадают ли они с идеей произведения?

8. Творческая работа.
Сочинение классное или домашнее (тема по выбору учащихся):
«Моя жизнь после встречи с Асей»;
«Мы все в ответе за свою любовь»;
«Новый тип герояв русской литературе середины — конца XIX столетия(по произведениям И. С. Тургенева)».

9. Домашнее задание.
Для всего класса:
— вопросы и задания на с. 397—398 учебника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога