воскресенье, 20 апреля 2014 г.

УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТ

  

Можно ли научиться писать сочинение и как это сделать. Как выбрать тему, как её раскрыть, как начать сочинение

и как его нестандартно закончить – эти вопросы неизбежно 
встают перед каждым пишущим. Новая рубрика Светозара 
вместе с её ведущей М.А. Павловой будет знакомить вас 
с секретами создания текста.
Творческая мастерская


УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ, ИЛИ УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТ

Со словом магия связываются представления о заклинаниях и чудесах,
колдовстве и ворожбе, ясновидении и вызывании духов. А знаете ли вы, что
создание первых текстов было тесно связано с «магическими обрядами» у наших
далёких предков? Ведь, желая хорошей охоты, воин исполнял особый ритуал,
танцевал, нападая на нарисованного на стене пещеры мамонта или носорога,
пел особую песню-заклинание, прося богов об удаче на охоте. Что было важнее:
танец или слова заклинания? Они были неразрывно связаны друг с другом.
С течением времени танец, музыка и слова стали разделяться. Но человека,
умеющего создавать тексты, писать книги, и поныне называют магом, чародеем,
волшебником слова.


Само слово текст произошло от латинского textus,
что означает «ткань, сплетение». В Древней Руси даже был такой термин,
дошедший до наших времён, – «плетение словес». Действительно,
текст похож на ткань. Один на рогожку, из которой шьют мешки,
другой – на дорогую узорную парчу, шитую золотом.
Всё зависит от цели (для чего?) и от умения (как?) мастера.
От замысла до воплощения тоже немало воды утечёт.
Даже такой признанный мастер слова, как Лев Толстой,
в письме к поэту Афанасию Фету признаётся:
«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно.
Вы не можете себе представить, как мне трудна эта
предварительная работа глубокой пахоты того поля, на
котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать всё,
что может случиться со всеми будущими людьми
предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать
мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать
из них 1/1 000 000, ужасно трудно. И этим я занят»
.


А что же делать нам, ученикам чародеев, только начинающим осваивать
это волшебство – создание текста? Очевидно, что
к написанию любого текста нужно готовиться.
К этому готовятся даже те, кто на первый взгляд
говорит и пишет легко, импровизируя. Просто процесс подготовки
внутренний, когда человек, даже занимаясь будничными делами, постоянно
обдумывает то, что ему предстоит написать. В какой-то момент, когда
внутренняя работа закончена, он садится за стол (за компьютер, за пишущую
машинку) и просто списывает с «воображаемого экрана» готовые предложения.
Так работают многие талантливые люди. Этой стратегией пользовался Моцарт,
сочиняя музыку.

С чего же начать готовиться? Сначала надо поставить цель,
определить «сверхзадачу» текста. Итак, вы хотите написать «хороший»
текст. А что значит хороший? Каковы критерии, требования к хорошему
сочинению? Что должно получиться в конце работы? Как ни странно,
не только ученики, но и многие учителя (!) довольно смутно представляют
себе, каким должно быть сочинение, заслуживающее высокой оценки.
На вопрос «Как ты понимаешь, что это сочинение хорошее?» успешные
ученики ответили так:

– это сочинение интересно читать;
– оно правильно построено (есть вступление, основная часть, заключение);
– содержит в себе основную мысль, которую автор раскрывает и
аргументированно доказывает;
– автор использует знакомые ему художественные приёмы:
сравнения, риторические вопросы и т.д.;

– в сочинении нет неоправданных повторов слов, других речевых ошибок.
Может быть, вам хочется что-то добавить?

Теперь, зная, что должно получиться на выходе, можно приступать к работе.
Давайте рассмотрим на примерах, как можно написать хорошее
сочинение-описание.

Мы знаем, что в сочинении-описании
говорится о признаках предмета, явления или живого существа.
Автор описывает предмет (предметом в данном случае может быть и кот,
и черепаха, и морозные узоры, и капли росы…) так, чтобы было понятно,
как он к нему относится. Подумай, какое чувство или настроение
ты хочешь передать своему читателю.
«Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках.
Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые.
На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые».
Описание – словесное рисование.
Сначала представь предмет, постарайся увидеть его
на «внутреннем экране», а затем опиши.
«Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакансвежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки».
Сочинение-описание подобно фотографии
или нескольким фотографиям. 
«В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстянаянитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши».
Как видишь, сочинение очень оживляют сравнения. Например,
«котёнок был похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко».

Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. 
Чтобы продвинуться вперёд, конькобежец одной ногой отталкивается, другой 
скользит вперёд. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, 
что уже было сказано, и делаем шаг вперёд в развитии мысли, 
добавляем новое, то есть те сведения, ради которых создаётся предложение.

Проверь, можно ли воспользоваться приёмом фотографирования, 

читая твоё сочинение. Помогает ли первое предложение «войти в тему»?
Например: «Мой пёс – замечательный!» или 
«Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно». 
Есть ли заключение и как оно связано с задачей, которую ты перед собой поставил? 
А теперь подумай: что удалось и что можно сделать лучше? Обдумал? 
Выбирай из 1 000 000 возможных сочетаний (помнишь муки Льва Толстого?) 
самый лучший и садись переделывать, улучшать, иными словами, 
редактировать сочинение. И не забудь проверить ошибки!
___________________________________________________________

Как написать хорошую рецензию? 
С чего её начать, как нестандартно закончить – 
эти вопросы встают перед каждым пишущим. 
С секретами создания жанра вас знакомит М.А. Павлова.

КАК ПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ?


Если мы воспользуемся «Толковым словарём» В. И. Даля, 
то выясним, что слово рецензировать поясняется путём 
подбора следующего ряда синонимов: 

  • критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство

Интересный синонимический ряд выстраивается к слову рецензия: 

  • отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение,                 мнение 

(«Словарь русских синонимов» Н. Абрамова). Попробуйте подобрать определения 
к этим словам. Например, к слову отзыв они могут быть такими: 

  • резкий, одобрительный, хвалебный, положительный,                         доброжелательный и т. д.

Следующий шаг – постановка цели. Какова цель рецензии? 
Зачем пишет её рецензент? 
Что заставило его выбрать для обзора именно это произведение? 
Без ответа на эти вопросы нет самой рецензии, она распадётся 
на тысячи осколков. 
Очевидно, есть что-то в тексте анализируемого произведения, 
что заставило читателя волноваться, о чём-то задуматься по-новому, 
оценить или переоценить что-либо и, как следствие, – поделиться своими размышлениями со своими читателями. 
То есть первый толчок к написанию рецензии – эмоциональный отклик, 
затем следующий за ним анализ: «О чём? Как? Что я об этом думаю?» 
Итак: прочитали – удивились – задумались – пишем рецензию…

Любая рецензия включает следующие основные компоненты: 


  • отзыв-впечатление, 
  • критический разбор или комплексный анализ текста, 
  • оценку произведения 
  • и личные размышления автора рецензии. 

Анализируя текст, вспомним, что само слово текст, происходящее 
от латинского textum – «ткань, связь слов», подразумевает 
сочетание анализа тематики и проблематики произведения с 
разбором того, как именно создана эта ткань, как связаны между 
собой слова в тексте, «как сделан» текст. 
Рецензент, конечно, помнит, что ему необходимо оценить своеобразие 
писателя и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, 
неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. 
Таким образом, предстоит оценить содержание и форму 
рассматриваемого произведения, ответить на вопрос, какие 
художественные приёмы использует автор и какой цели он при этом 
достигает.


И ещё: во время Олимпийских игр в Древней Греции судьи 
давали две клятвы: во-первых, судить по совести и, во-вторых, 
никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки 
понимали, что бывают такие случаи, когда правильное решение 
чувствуешь, а объяснить не можешь. В отличие от олимпийских 
судей рецензенты должны обосновать свои выводы, доказать 
текстом истинность своей позиции.

Итак, задача рецензента – оценить достоинство книги
Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Представим себе адресата нашей рецензии как человека, 
стоящего перед бесконечными книжными полками, заполненными художественными произведениями, написанными и опубликованными 
за последние десять лет. Что ему посоветовать? 
Этого не читай, того тоже не читай… Какой в этом смысл? 
Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий 
круг людей.

Кому адресована ваша рецензия? 
Попытаемся внимательно вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензий: 

  • рецензия для тех, кто читал текст, 
  • и для тех, кто этот текст не читал. 

Даже если ваша рецензия будет прочитана только учителем, стоит писать так, 
будто читатель с рецензируемым произведением незнаком. 
К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. 
Как писал Виктор Шкловский, «Булгарин не травил Пушкина. Он только давал ему руководящие замечания». 
Давайте сразу договоримся, что не будем давать писателю руководящих 
указаний, как бы нам этого ни хотелось. Доброжелательный 
рецензент вступит в уважительный диалог с автором. Как начать писать рецензию? 
Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ 
текста в одном флаконе?

Пойдём от противного. Как не надо начинать рецензию? 
Уже упоминавшийся нами блестящий филолог и остроумный человек 
В. Шкловский писал: 
«Нельзя начинать критическую статью – «я развернул книжку»
или – «я заинтересовался», «я перелистал», «я заглянул».
Нельзя также начинать театральную рецензию со слов «я пришёл
в театр и сел в кресло
». Всё это крайне беспомощно, так как начать
читать книгу, не развернув её, невозможно».
Итак, как не следует начинать, кажется, понятно. Тогда как начать? 
Часто рецензия начинается с библиографического описания произведения и 
пересказа (в одном–двух предложениях) его содержания. 
Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет 
читать само произведение, во-вторых, одним из критериев слабой рецензии 
справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Некоторые рецензенты предпочитают нетривиальный ход – они начинают с того, 
чем другие обычно заканчивают. Вот пример начала одной из опубликованных 
рецензий: 
«Начать хотелось бы с того, чем нормальные люди заканчивают, – с резюме, с главного акцента: возможно, перед нами сочинение из ряда самых интересных, а то и самых значительных за последние годы».

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то 
интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно 
становится ключом к последующему тексту. Какие личные, культурные и 
литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название?

Многое для понимания может дать анализ композиции. Текст в большинстве 
случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе смысловую 
нагрузку. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

В каждом талантливом произведении 
писатель создает свой неповторимый мир
В нём пространство и время существуют по своим законам. Задумаемся, что 
ценно в этом мире? Иногда на это есть прямые указания в тексте, переданные 
через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает.

И последнее: не забудем, что 
«судить писателя следует по законам, им самим над собой признанным»
(А.С. Пушкин).
А главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам.


Как писать рецензию?
_______________________________________________


Продолжаем разговор о секретах создания текстов самых разных жанров. 

На этот раз ведущая рубрики М.А. Павлова расскажет о том, 

как написать интересное, стройное и понятное сочинение-рассуждение.

УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?


Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. 
Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать. 
Помните ослика Иа-Иа из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? 
«Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем 
чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив 
голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: 
«Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: 
«Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он 
вообще переставал понимать, о чём же он, собственно, думает». 
Бедный ослик пропускает очень важную часть в своих рассуждениях – тезис.

Сначала решите, какова будет цель сочинения-рассуждения. 
Кому оно адресовано? Что вы хотите доказать? Сформулируйте эту мысль и 
запишите её – это и будет тезис. Например: 
Я считаю, что чтение – полезное и увлекательное занятие. Или: Из всех школьных уроков мне больше всего нравится математика. Или: Мой любимый день недели – суббота.

Теперь подумаем, какие доказательства этой мысли 
можно привести. Это называется подбором аргументов
Тезис и аргументы обычно связываются союзами потому что, так как
Аргументы могут вводиться при помощи особых слов: во-первых, во-вторых 
Иногда удобно использовать риторические вопросы. Риторические вопросы не 
требуют ответа от собеседника. Зачем же они тогда? Чтобы привлечь внимание 
и оживить собственную речь. Например: 
По-моему, читать полезно, потому что человек, который много читает, много знает. Или: Во-первых, на уроках математики мне всегда интересно и никогда не бывает скучно. Во-вторых, как говорит мой папа, «математика – гимнастика для ума». А кто же не хочет быть умным? Или: Почему я люблю субботу? Во-первых, я чувствую, что уроки заканчиваются, и с ними заканчивается учебная неделя. А завтра меня ждёт отдых!

Если вы сможете привести факты из собственной жизни, из художественных 
произведений, из исторических источников, статистические данные, это сделает 
рассуждение более убедительным. Например: 
Некоторые мои подруги считают, что девочкам математика не может нравиться. Тогда я привожу им в пример Софью Ковалевскую, которая была талантливым математиком, а в школе очень любила этот предмет.

Теперь перечитайте сочинение и подумайте: 
доказали ли вы свою мысль? 
Если да, можно смело писать: Итак, я доказал, почему суббота – мой любимый день недели. Или: Словом, теперь вы поняли, почему математика мне нравится 
больше других предметов. Это будет вывод. Если же вы чувствуете, что мысль 
ещё не доказана, подберите новые аргументы и факты. Или (если это удобно) 
посоветуйтесь с друзьями. Узнайте их мнение. Можно просто отложить на время 
сочинение и позаниматься чем-нибудь другим, а потом вернуться к работе. 
Вывод чаще всего присоединяется словами итактаким образом, следовательно, 
поэтому. А как вы думаете, можно ли назвать рассуждением монолог Пуха? Почему?

«– Предположим, – сказал Пух Пятачку, – ты бы хотел поймать меня. Как бы ты за это взялся?– Ну, – сказал Пятачок, – я бы вот как сделал: я бы сделал западню, и я бы поставил туда приманку – горшок мёду. Ты бы его учуял и полез бы за ним, и…– Да, я бы полез за ним туда, – взволнованно сказал Пух, – только очень осторожно, чтобы не ушибиться, и я бы взял этот горшок с мёдом, и сперва я бы облизал только края, как будто там больше мёда нет, понимаешь, а там отошёл бы в сторону и подумал о нём немножко, а потом я бы вернулся и начал бы лизать с самой середины горшка, а потом…»

Видите, Пух так увлёкся, что даже забыл, о чём они с Пятачком рассуждали! 
Полезно попробовать составить план 
к своему сочинению. Вспомните, что и кому вы хотели 
доказать. Все ли аргументы соответствуют цели? Или некоторые 
больше подошли бы к сочинению на другую тему? Нет ли примеров, которые 
уводят рассуждения далеко в сторону? Если это так, то придётся их выбросить 
и подобрать другие.

Как-то раз Кролик после долгих размышлений и рассуждений составил 
целый план похищения Крошки Ру. Как вы думаете, какие ошибки он допустил?

План похищения Крошки Ру


1. Во-первых. Кенга бегает быстрее всех нас, даже быстрее меня.2. Ещё во-первых. Кенга никогда-никогда не сводит глаз с Крошки Ру, если он не застёгнут у неё в кармашке на все пуговицы.
3. Значит, если мы хотим похитить Крошку Ру, нам надо выиграть время, потому что Кенга бегает быстрее всех нас, даже быстрее меня (см. пункт 1).
4. Идея. Если Ру выскочит из кармашка Кенги, а Пятачок туда вскочит, Кенга не заметит разницы, потому что Пятачок – Очень Маленькое Существо.5. Как и Крошка Ру.6. Но Кенга должна обязательно смотреть в другую сторону, чтобы не заметить, как Пятачок вскочит в карман.7. Смотри пункт 2.8. Ещё одна идея. Вот если Пух будет говорить с ней очень вдохновенно,она может на минутку отвернуться.9. И тогда я смогу убежать с Крошкой Ру.10. Очень быстро.11. И Кенга сначала ничего не заметит, а заметит всё только потом.

Надеемся, вы поняли, что план похищения Крошки Ру – на самом деле 
никакой не план, и, конечно, он не может служить вам образцом. 
Настоящий план должен удовлетворять следующим требованиям: 
во-первых, в пунктах плана должны быть 
выделены основные мысли, во-вторых, 
пункты плана должны быть краткими, а 
в-третьих, они должны быть связаны 
между собой по смыслу. Надеемся, что план, 
который составите вы, будет именно таким.

Постарайтесь, чтобы ваше сочинение было увлекательно читать. 
Подумайте, как можно сделать его ярким и запоминающимся. 
Теперь остаётся только выбрать тему для рассуждения…
______________________________________________________________

И снова – сочинение. И снова он – чистый лист, а с ним и первобытный страх, страх чистого листа, наказание всех пишущих. О том, как не бояться чистого листа бумаги, как найти в себе силы преодолеть мучительное состояние неуверенности перед творчеством (а настоящее сочинение – это всегда творчество) рассказывает ведущая рубрики филолог и психолог М.А. Павлова.

ДОСТУП К ТВОРЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ? ВОЗМОЖЕН!


ДОСТУП К ТВОРЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ? ВОЗМОЖЕН!
Просто подумай о чём-нибудь приятном, и это поднимет тебя в воздух!
Питер Пэн


Каждый раз, открывая тетрадь для сочинений (разворачивая блокнот, садясь за компьютер – нужное подчеркнуть), «человек пишущий» испытывает состояние волнения. Да ведь волнение волнению рознь! Одно дело, когда испытываешь приятное предвкушение: «Вот сейчас напишу всё, о чём так долго думал! Строчки так и польются на бумагу!» Другое дело – мучительное волнение, страх неудачи, неуверенность в себе. В таком состоянии вероятность хорошей творческой работы исчезающе мала… А приходилось ли вам писать яркие, интересные, удачные творческие работы, сочинения? Помните ли вы, какое состояние сопутствовало этому? Если бы вы вернулись сейчас в это мгновение, как бы вы его описали? Остановитесь на минуту, вспомните, что вы видели, слышали, чувствовали. Хотите ли вы иметь доступ к этому состоянию? Тогда вы должны как можно ярче вспомнить ваши ощущения, звуки и образы, окружавшие вас, и те, что возникли внутри, превратившись затем в строчки. 


Обратимся к опыту известных людей. Вот что говорил о своем творческом процессе английский писатель Чарльз Диккенс: «Я не сочиняю содержание книги, но я вижу его и записываю».

Филолог, философ, писатель К.С. Льюис, автор знаменитых «Хроник Нарнии» (Неужели ещё не читали? Прочитайте обязательно – замечательная книга!) рассказывал, как он писал: 

«В каком-то смысле мне никогда не приходилось «создавать» историю… Я вижу картины. Некоторые из них чем-то, может быть, запахом – похожи друг на друга, и это их объединяет. Не нужно им мешать – наблюдай тихонько, и они начнут сливаться воедино. Если очень повезёт (со мной так ещё не бывало), целая серия картин сольётся до того здорово, что получится готовая история, а писателю ничего и делать не придётся. Но чаще (это как раз мой случай) остаются незаполненные места. Вот тут-то самое время подумать, определить, почему такой-то персонаж в таком-то месте делает то-то и то-то. Я представления не имею, так ли работают другие писатели и вообще так ли нужно писать. Но я по-друго-му не умею. У меня первыми всегда появляются образы». 
Американский писатель Уильям Фолкнер вспоминал, что началом создания его романа «Гнев и ярость» послужила возникшая в воображении картина: девочка, сидящая на дереве, и люди, которые снизу смотрят на неё. 

Вы, вероятно, почувствовали, что эти высказывания о творческом процессе объединены обращением авторов к внутренним картинам, звукам, ощущениям? Полезно наблюдать за тем, что вы видите, слышите, чувствуете «внутри» себя и к каким результатам это приводит. Забавно, но многие психологи считают, что значение имеет даже то, куда человек смотрит – вверх или вниз. Попробуйте опустить глаза вниз, устремить взгляд в пол и создать яркую творческую работу. Вряд ли это получится! Одно из первых упражнений в психолингвистике, ведущее к успешной работе, раскрывающее возможности человека, – чрезвычайно простое. Называется оно «Взгляд на десять часов». Другими словами, нужно поднять слегка глаза вверх, будто вы рассматриваете на огромных часах цифру 10. Исследования показали, что таким образом можно активизировать творческое состояние… В классе похожего эффекта можно достичь, сфокусировавшись на воображаемой точке над головой учителя. Достаточно секунд 30–40. 

Не правда ли, нас часто гипнотизируют наши убеждения? Поэтому, если вы действительно хотите что-то сделать, гораздо полезнее убеждение, что у вас всё получится, чем противоположное. Думаю, если вы читаете эти строки, вы верите в то, что способны и сами написать удачное сочинение или статью. Помните, как волшебник Гудвин (впрочем, он, кажется, оказался обыкновенным уличным фокусником) из сказки Френка Баума убедил Трусливого Льва в его невероятной смелости? Вот как это выглядит в пересказе А. Волкова: «Что это? – недоверчиво спросил Лев. – Это смелость. Она всегда бывает внутри, и вам необходимо проглотить её. – Лев сделал гримасу, но выпил жидкость и даже вылизал тарелку. – О, я уже становлюсь сильным! Храбрость заструилась по моим жилам и переполняет сердце!» Если кто-то действительно хочет измениться, скоро это произойдёт! В психологии это называют созданием самооправдывающегося пророчества. 

Попробуйте найти ключевое слово к вашей творческой работе и подобрать веер или пучок самых разных характеристик. И пусть преобладают положительные ассоциации! Например, поработаем с жанром школьной письменной работы – сочинением. 

Сочинение: 
– подводит итоги размышлениям; 
– собрание сочинений (может, когда-нибудь будет у вас?); 
– написанное красивым почерком, внизу оценка «5»; 
– за него хвалят, читают лучшее вслух; – слово напечатано золотыми буквами на плотной бумаге;
– мама прочитала и сказала «Молодец!»; 
– ему предшествует план или картинка в уме; – иногда пишется так быстро, словно списывается с экрана.
Достаточно? Что показалось вам наиболее приятным? Не пора ли уже браться за перо и начинать писать? Конечно, самые удачные импровизации получаются у того, кто к ним долго готовился. Если человек поставил перед собой цель – «написать хороший текст», совсем не обязательно не отрываться от листа бумаги, заставляя себя писать даже тогда, когда не хочется. Нужно выждать время. А поставленная цель поможет среди других занятий продолжать размышлять, подбирать цитаты, запоминать интересные мысли и ассоциации, выстраивать их в нужном порядке. 


И ещё: задавайте вопросы. Правильно заданный вопрос – половина ответа. Спрашивайте, что думают по поводу интересующей вас темы окружающие. Ведите диалог – с другими, с собой, с автором, с текстом, наконец! Придумайте несколько заголовков, подберите эпиграф. И – самое простое (и самое сложное!) – получайте удовольствие от текста! Так, кстати, называется одна из статей замечательного французского философа и филолога Ролана Барта. Просто позвольте себе получать удовольствие от чтения и написания текста. Пишем? 
_____________________________________________________________

Очередное занятие в нашей творческой мастерской посвящено сочинительству сказки – и не просто сказки, а сказки о своём имени. По каким законам строится такая сказка, рассказывает ведущая рубрики Марина Анатольевна Павлова.

«В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ , В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ ...», ИЛИ СОЧИНЯЕМ ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ О СЕБЕ САМОМ


Сказки любят читать все. И дети, и взрослые. Из взрослых особенно любят читать сказки филологи и психологи. Замечательный учёный фольклорист В.Я. Пропп написал о сказках две фундаментальные работы: «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». А психологи даже придумали особое направление: сказкотерапия. Доказано, что, сочиняя сказки о своём прошлом, будущем или настоящем, населяя их вымышленными персонажами, человек способен прожить и осмыслить реальные события своей жизни. Сказкотерапия помогает прийти к новому пониманию собственной жизни.
Больше всего сказок слышит ребёнок в детстве: об Иване-царевиче или Иванушкедурачке, о Чуде-юде или Змее Горыныче, о Елене Прекрасной или Василисе Премудрой… О Дюймовочке, Принцессе на горошине, Маленьком Муке… А ещё о волшебных туфлях, ковресамолёте, жар-птице, зёрнышке, исполняющем желания… Слушая сказки, ребёнок учится различать добро и зло, выходить из трудных ситуаций. Сказки помогают познавать мир.
А приходилось ли вам когда-нибудь самим сочинять сказки? «Для кого?» – можете спросить вы. Для себя самих… Известно, что каждая сказка содержит информацию об авторе, в ней заложен жизненный сценарий рассказчика, его способ реагирования на трудности, его жизненные ценности и убеждения. Сказка помогает выйти из проблемной ситуации, найти новые возможности или осознать уже имеющиеся. Из сказки появляются волшебные помощники, которые на самом деле оказываются собственными, ещё не осознанными до конца, возможностями и способностями. Например, встреченный на пути мудрый старец даст совет, который нам так важно услышать. Найденная в лесу книга раскроется на нужной странице. Даже белый кролик, спешащий на бал к герцогине, может сказать нечто странное, но необходимое для понимания ситуации. Оказывается, при помощи сказки человек обращается к тому, что трудно сформулировать в обычном разговоре. Через сказку можно посмотреть на себя со стороны, сыграть новую роль или лучше понять себя.
Сказка, которая рассказывается от первого лица, – почти всегда о себе. Вот такую сказку мы можем с вами написать (если захотим). Как её начать? Героем можно выбрать любой предмет или живое существо. Пусть сказка так и начинается: Жил да был… Или лучше так: В одной весьма пластилиновой местности… Или лучше… Волшебная сказка обычно начинается со сказочного зачина (сказочного традиционного начала). Сказочный зачин переносит нас в чудесный мир, живущий по законам, отличающимся от законов реального мира. Например: В то давнее время, когда мир божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки… Или: Было это там, где и не было, за морем аккурат да ещё три шага назад, где поросёнок хвост закорючкой землю рыть своих братцев учит… Или:Было это давным-давно…
Попробуйте описать время и место, где происходят события вашей сказки. А раз это необычное пространство, то происходить там могут самые необычные события. Там на пути главного героя могут встретиться сказочные злодеи и добрые заступники, волшебные помощники и те, кто сам нуждается в помощи. Так, в сказках известного современного писателя Евгения Клюева действуют Ужасно Скрипучая Дверь, Крохотный-Чайник-для-Заварки, Жёлтый Воздушный Шарик и другие замечательные существа. Герою, конечно, предстоит пройти испытания и понять что-то очень важное для себя. Если вы уже придумали героя, представьте, как он выглядит, как говорит, как двигается. Именно благодаря герою сказка развивается, движется. А события, происходящие с героем, составляют сюжет сказки. Сюжет похож на цепочку: одно событие перетекает в другое. Вот, например, в сказке Е. Клюева «По Законам Живой Природы» папа и мама кузнечики привели Кузнечика на лужок и оставили его играть. Потом на этот же лужок родители-лягушки привели маленького Лягушонка, а родители-аисты своего Аистёнка. И вы даже не представляете, что из этого вышло!

В сказке, как в жизни, обычно есть конфликт, столкновение, борьба добра и зла. Конфликт может быть и внутренним. Между кем и кем развивается конфликт в вашей сказке? Кто (или что) побеждает и почему?
В сказках часто используются мотивы верности (Герда или королевич Елисей, преданно спешащие на помощь), мотив волшебного сна (Спящая Царевна или Спящая Красавица, мир вокруг которых меняется за время их сна), мотив поиска пропавшего героя или мотив превращения героя в волшебное животное.
А ещё можно сочинять сказки о собственном имени. Вы, наверное, замечали, что далеко не всем нравится их собственное имя или фамилия? Как сделать имя помощником? Иногда бывает трудно определить значение имени и фамилии. Тогда можно воспользоваться «Этимологическим словарём русского языка» М. Фасмера, или «Толковым словарём» В. Даля, или «Народным календарём»…
Когда-то давно одна женщина рассказала сказку про себя. Она сочинила её, задумавшись о том, что означают её собственные имя и фамилия. Получилась чудесная сказка о девочке, у которой был волшебный серебряный колокольчик. Услышав его звон, девочка чувствовала себя увереннее и сильнее. Колокольчик помогал ей в трудную минуту. А самое удивительное – он всегда был вместе с ней и никогда не терялся. Угадайте, как звали эту девочку? Сильвия Ранкл – серебряный колокольчик (это имя известного психолога). Silver Ringlet – «серебряное колечко», ringing – «звон» (игра слов в английском). А четырнадцатилетний мальчик Стёпа Тарпанов из Белоруссии придумал историю о гордом диком коне, который появлялся по приказу волшебного кольца (Степан – «кольцо, венец», тарпан – «дикая лошадь»). Тринадцатилетняя Рита Афанасьева с Украины (Маргарита – «жемчужина», Афанасий – «бессмертный») сочинила сказку о прекрасной жемчужине, которая выросла из крошечной песчинки и научилась видеть внутренний свет будущих жемчужин в нынешних песчинках.
Часто сказка заканчивается сказочной концовкойЯ там был, мёд-пиво пил или Сказка вся, и врать больше нельзя. Правда, многие сказки обходятся без традиционной концовки. Иногда лучше сказка незаконченная, с открытым финалом, над которым можно подумать…




А какую сказку можно сочинить о вашем имени? Или просто о себе самом?
_____________________________________________________________


«Не умею писать писем. Для чего их вообще пишут? Особенно в нашевремя?» – не правда ли такое приходится слышать нередко? А действительно, зачем мы пишем письма? Что такое эпистолярный жанр и каковы его особенности? На эти вопросы отвечает Татьяна Юрьевна Пылаева.

«Я К ВАМ ПИШУ…»


«…Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу"».
Так щемяще-грустно заканчивается рассказ А.П. Чехова «Ванька». И это чувство возникает у нас от того, что финал его трагически-безнадёжен: ведь письмо-то до дедушки не дойдёт. Кто, где и как научил Ваньку грамоте? Ответа на этот вопрос нет.
Но то, что был этот человек добрым, – однозначно. Можно ли, однако, сказать, что, освоив грамоту, маленький ученик сапожника не научился писать письма? Вряд ли. «А разве нужно специально для этого постигать какую-то науку?» – спросите вы. Ну, если хотите, чтобы письма ваши всё-таки доходили до адресата, – нужно.
Теперь письма пишут мало. И правда: к чему писать, думать над чистой страницей, с чего начать, как обратиться к адресату, о чём рассказать, о чём спросить, – снял трубку и всё, что нужно, сообщил. Может быть, и интересно читать письма великих людей или просто старые письма – в них дух и поэзия далёкого времени, – но зачем нам, вступив в двадцать первый век, учиться писать письма? Уверяю вас, что искусство (именно – искусство!) написания писем не стареет и не уходит из жизни. Ведь из-за того, что появился автомобиль, люди не перестали ходить пешком и бегать наперегонки. Письмо – это то, что может рассказать больше, чем любой даже самый длинный телефонный разговор. Его можно перечитывать, на него нужно обязательно ответить... И когда пишешь письмо, всегда узнаёшь что-то новое о себе, переживаешь и передумываешь заново то, о чём пишешь.
Даже если вам не ридётся в дальнейшем писать много писем, научиться писать письма – дело увлекательное и интересное. Тем более что в последнее время и здесь многое изменилось, благодаря тому, что в нашу жизнь вторглись компьютер и Интернет. Что там любимые нами электронные игры! Электронная почта – вот это да! Набрал письмо на клавиатуре – и мгновенно переслал его на другой конец света. А через несколько минут читаешь ответ. Поэтому учиться писать письма не такое уж бесполезное дело, и овладеть им может каждый. Если, конечно, приложит немного усилий и творчества.
Начало жанра письма было положено в античные времена и связано с именами Цицерона и Сенеки. Постепенно сложились стилистические границы этого жанра, который получил название эпистолярного (от греч. epistole – «послание, письмо»). В эпистолярном жанре произошло тонкое и сложное переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. А с годами сложилась целая система этикетных формул, типичных оборотов, конструкций, которые известны всем, кто хотя бы изредка писал письма.
Учиться читать и писать письма лучше на старых образцах. Начнём с Пушкина. В десятитомном собрании сочинений поэта письма «уместились» в двух томах – девятом и десятом. Всего их, начиная с первого известного нам, помеченного 28 ноября 1815 года, до последней короткой записки, написанной совсем незадолго до гибели, – 786. Не считая, разумеется, несохранившихся – а их, наверное, много больше, чем дошедших до нас и до адресатов. Письма по-русски и по-французски, близким друзьям и важным сановникам, жене и царю... Само чтение писем открывает нам Пушкина с новой, иногда совершенно неожиданной стороны.
Разлучаясь с семьёй, поэт часто, чуть не с каждой почтой, посылал домой письма. Посмотрите, как интересно он начинает каждое письмо. Вот первые строки его писем 1834 года к Наталии Николаевне Пушкиной: «Что жёнка? каково ты едешь? что-то Сашка и Машка? Христос с вами! будьте живы и здоровы и доезжайте скорее до Москвы» (17 апреля); «Ангел мой жёнка! сейчас получил я твоё письмо из Бронец – и сердечно тебя благодарю» (20 и 22 апреля); «Ну, жёнка! насилу дождались мы от тебя письма» (28 апреля); «Жена моя милая, жёнка мой ангел – я сегодня уж писал тебе, да письмо моё как-то не удалось» (30 апреля).
Как видим, личные письма отличаются эмоциональностью, непринуждённостью, передачей собственных впечатлений...
Совсем по-другому пишутся официальные письма – письма к чиновникам, министрам, вельможам... Пушкин иногда вынужден был писать и такие письма. Его письмо Бенкендорфу, написанное, кстати, по-французски, – одна из глав истории с «медной бабушкой», как называл Пушкин бронзовую статую Екатерины II, которую он никак не мог пристроить и получить за неё деньги. Впрочем, он сам лучше расскажет вам об этом.
А.Х. Бенкендорфу
8 июня 1832 г. В Петербурге
Генерал,
Два или три года тому назад господин Гончаров, дед моей жены, сильно нуждаясь в деньгах, собирался расплавить колоссальную статую Екатерины II, и именно к Вашему превосходительству я обращался по этому поводу за разрешением. Предполагая, что речь идёт просто об уродливой бронзовой глыбе, я ни о чём другом и не просил. Но статуя оказалась прекрасным произведением искусства, и я посовестился и пожалел уничтожить её ради нескольких тысяч рублей. Ваше превосходительство с обычной своей добротой подали мне надежду, что её могло бы купить у меня правительство; поэтому я велел привезти её сюда. <...> В настоящеевремя статуя находится у меня (Фурштатская улица, дом Алымова).
Остаюсь, генерал, Вашего превосходительства нижайший и покорнейший слуга
Александр Пушкин
8 июня 1832. СПб.
Как видим, несмотря на некоторые архаичные обороты, письмо к Бенкендорфу, как и все деловые письма, обладает такими качествами, как убедительность, строгая последовательность, лаконизм, информативность.
Нетрудно заметить, что все письма, независимо от того, личные они или деловые, имеют общую композицию:
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Основная часть – деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Дата и место написания письма.
Меняются времена – меняются письма. В Интернете вы найдёте множество рекомендаций по правилам написания и оформленияэлектронных писем. Как вы думаете, какие из них необходимо выполнять неукоснительно? Предлагаем поразмышлять над этой проблемой всем вместе.
_________________________________________________

Многие участники Олимпиады не только пишут оригинальные сочинения, но и занимаются исследовательской работой. Поэтому они часто задают вопросы: «Как правильно выбрать тему? Как её сформулировать? Как собирать материал?» Марина Анатольевна Павлова рассказывает о самых первых и оттого самых важных этапах работы.

ПИШЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, ИЛИ ОТ ВЫБОРА ТЕМЫ ДО ПЕЧАТНОЙ РАБОТЫ

Написать курсовую работу, сделать дипломный проект…
Опубликовать статью в научном сборнике, выступить на конференции, защитить результаты исследований…
Так говорят студенты и аспиранты, это свойственно речи состоявшихся учёных… Да полно, это не о нас, сегодняшних школьниках! Это, возможно, о нас в будущем?
Это слова из какой-то взрослой жизни!

А возможно ли сделать попытку и написать исследовательскую работу, учась в школе? Если возможно, то с чего следует начать? Что нужно знать, чтобы работа удалась?


Итак, первое, с чего начинается исследовательская работа, – выбор области исследования и формулировка темы. Задумайтесь: что сейчас вас интересует больше всего? Что вам нравится? Бродить по городу и рассматривать старинные здания? Тогда вы можете подумать над темой «История одной улицы» или ещё уже – «История одного дома»… Или «История моей семьи в истории моего города». Не старайтесь объять необъятное, выбрать чрезвычайно широкую тему (например, «История города»). Наоборот, чем уже ваша тема, тем лучше. Смешно читать работу, в которой автор-школьник претендует на открытие в области, изучаемой известными учёными в течение долгих лет. Например, выбирать тему «Основные темы лирики Пушкина» или «История Киева» совершенно бессмысленно. То есть, конечно, изучая книги, написанные другими учёными, вы узнаете много интересного. Но смысл исследовательской работы состоит в том, чтобы сделать своё, пусть маленькое, носамостоятельное открытие. А широкая тема позволяет в лучшем случае написать хороший объёмный реферат. Реферат, впрочем, тоже очень полезная форма работы. Более того, хорошее исследование всегда включает обзор написанного до вас, осмысление книг по теме, вас интересующей.


И никак нельзя делать вид, что вы первый, кто заинтересовался этой темой! И что вы собираетесь потрясти мировую научную общественность своим открытием… Будьте внимательны – широкая тема ведёт к поверхностному изложению материала. А мы ведь не хотим, чтобы нас обвинили в верхоглядстве!


Поэтому выбираем узкую тему, но готовим глубокое исследование. Знаете, как Большой каньон в Америке: на вид – узкая расщелина в горах, а глянешь вниз – дух захватывает!

Кстати, напомните потом, чтобы я объяснила, почему не рекомендуется писать исследование в разговорном или публицистическом стиле, – то есть так, как мы сейчас с вами беседуем. Попробуем ещё раз. Шаг первый: выбор области исследования и формулировка темы. Один восьмиклассник очень любил смотреть мультфильмы и задавать вопросы. Умение задавать вопросы тоже необходимо. Может, это самое главное. Ведь известно, что в хорошо сформулированном вопросе содержится часть ответа. Вот однажды этот восьмиклассник посмотрел коротенький мультфильм под названием «Ещё раз!» замечательных молодых аниматоров из города Ярославля, которые, кстати, сами тогда только закончили обучение в Мастерской Александра Петрова (если вы не смотрели анимационные фильмы лауреата премии «Оскар» А. Петрова, очень советуем посмотреть – и «Корову» по рассказу Андрея Платонова, и «Старик и море» по Хемингуэю, и «Мою любовь» по Шмелёву) и задумался: почему фильм длится всего 2 минуты 40 секунд, а заставляет так долго его обдумывать после просмотра? Почему фильм хочется посмотреть ещё и ещё раз? Как удалось аниматорам изобразить один день из жизни мальчишки и одновременно эпоху в жизни страны? «Раз» – это сколько времени? Во всех этих вопросах содержались слова, связанные с понятием времени. Так была сформулирована тема «Время в анимационном фильме «Ещё раз!», а потом написана и сама работа.

А одна семиклассница любила путешествовать и рассматривать старинные здания, интересовалась архитектурой. И очень огорчалась, когда обнаруживала надписи и рисунки на стенах домов, сделанные подростками, – граффити.

В прошлом году она прочитала в нашем журнале статью о граффити в Софийском соборе в Киеве и узнала, что уже в X–XI вв. в Древней Руси люди оставляли рисунки и надписи на стенах зданий. И теперь эти надписи являются материалом для изучения культуры народа и страны. Тогда она отправилась в Софийский собор, внимательно рассмотрела древнерусские граффити и прочитала книги учёных-археологов и лингвистов о надписях на стенах собора. А на деревянных перилах его второго яруса обнаружила неисследованные надписи прошлого века, которые посетители тайком вырезали и выцарапывали на мягкой древесине! Так возникла тема исследования «Граффити Софийского собора: от средневековья до наших дней». Семиклассница собрала эти надписи, расшифровала их, систематизировала и сопоставила с уже изученными археологами. Так появилась работа, содержащая в себе маленькое, но самостоятельное научное открытие. Ведь никто из серьёзных учёных не интересовался простыми надписями на перилах! Так же, как когда-то не интересовались надписями на стенах те, кто были современниками средневековых граффити.

Сразу хочу подсказать: выбирайте область исследования и тему, которые интересны не только вам, но и кому-то из уважаемых вами взрослых. Таким взрослым может стать близкий вам человек, учитель или хороший знакомый. Главное, чтобы он знал материалы, связанные с интересующей вас областью и был готов помогать в работе. Ведь бывает так: вам тема кажется интересной, а окружающим нет до неё дела. Тогда шансов на успех не очень много, хотя они всё равно есть. Лучше всё-таки найти себе компетентного взрослого, готового посвятить время и силы выбранной вами теме, помочь точно её сформулировать. Взрослый, который поможет заниматься исследовательской работой, станет вашим научным руководителем. Он и нужные книги посоветует, и вопросы задаст, а на некоторые вопросы подскажет, где искать ответ. Научный руководитель поможет знаниями и опытом, а ещё – готовностью обсуждать тему и искать интересные способы решения проблемы. Одна голова хорошо, а две лучше. И не стесняйтесь обсуждать с окружающими тему вашего исследования – вдруг кто-то знает неизвестные вам факты или выскажет оригинальную гипотезу, или назовёт книгу, которая содержит необходимые вам материалы!

Следующий этап работы – длительный. Это сбор материалов для исследования, наблюдения, чтение книг по теме. Неловко говорить об этом, но порой некоторые юные исследователи попадают в нелепое положение, если слишком бездумно пользуются Интернетом. Научные издания, жюри олимпиад и приёмные комиссии конференций проверяют подлинность присланных работ. Порой хитрецы решают просто воспользоваться Интернет-ресурсами и скачать чужую работу на интересующую их тему, а потом выдать за свою! Осторожно – это называется плагиатом, а плагиатор, то есть ворующий чужую интеллектуальную собственность, должен быть серьёзно наказан. Впрочем, к нашим читателям, это, конечно, не имеет никакого отношения.


Итак, подведём первые итоги. Если вы хотите начать писать исследовательскую работу, то, во-первых, определите область, которая вас интересует. Во-вторых, сформулируйте тему(лучше несколько тем, чтобы было из чего выбирать). В-третьих, найдите компетентного взрослого, который готов взять на себя руководство вашим исследованием. Теперь приступайте к сбору материалов и наблюдениям! А о том,как работать дальше, мы подробно расскажем в других номерах «Светозара».


ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НАПИСАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ...
Как говорил герой известного мультфильма, «продолжаем разговор!» И продолжаем разговор мы о том, как написать исследовательскую работу. Первые шаги сделаны: найдена область, которая вас интересует, и сформулирована узкая (но глубокая!) тема работы; состоялась счастливая встреча со взрослым человеком, которому интересно руководить вашей работой. Обратили внимание, что в предыдущем предложении два раза использовано слово с корнем интерес-? Да, это ключевое слово! Понаблюдайте за собой: что вызывает ваш интерес? Условимся только, что если мы пишем работу, связанную с языком (русским, украинским, киргизским, английским, испанским…), то и наблюдать мы будем за тем, что вызывает ваш интерес в языке. Или – для начала – что привлекло ваше внимание?
Так, один шестиклассник на уроке обратил внимание на частое использование в русских былинах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (травУШКамуравУШКа, берёзОНЬКа, дорожЕНЬКа, ИлюшЕНЬКа и др.). Вообще-то он давно заметил, что такие слова частенько произносит его бабушка («Поешь, внучЕК, моего супЧИКа!» или «ГолубЧИК ты мой,какой же ты худЕНЬКий стал!»). Заинтересовался, стал в Интернете искать, посмотрел энциклопедию «Кругосвет», словари разные и узнал много… интересного! Оказывается, использование этих суффиксов не только придаёт словам «уменьшительность», но и даёт некоторую оценку. Например, похвалу («хорошенький домик») или иронию («умненький, благоразумненький, богатенький Буратино»). И используются эти суффиксы обычно в разговорной и детской речи, в фольклоре, в былинах, могут быть признаком просторечия. А учёные даже придумали специальный термин для слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –деминутивы (от лат. deminutus – уменьшенный).
А тут ещё мама забыла на столе книжку стихов поэта Александра Кушнера. (Видите, как полезно читать книжки, оставленные взрослыми! Для взрослых особое замечание: если специально оставить книжку на видном месте, но сказать, что это книга для взрослых и читать тебе её рановато, весьма вероятно, что ваш ребёнок книгу прочитает – хотя бы из чувства противоречия.)
Так вот, почитал шестиклассник стихи Кушнера и опять удивился (такая была замечательная способность у него – многому удивляться.
Кстати, Аристотель говорил, что все открытия на земле выросли из удивления). Почему-то в стихах Кушнера тоже было много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шкафчик, винтовочка, цветочек, музычка, тучка, головка, птичка. И тогда возникли вопросы: почему в текстах поэта так часто используются деминутивы? Что они дают для понимания стихотворения? Но исследованию, даже ученическому, свойственно писаться особым стилем (отнюдь не разговорным!), поэтому цель работы была сформулирована так: «попытаться понять, какие возможности для понимания картины мира поэта даёт наблюдение за использованием слов с деминутивами, рассмотреть выразительные воз-можности морфемы (суффикса) в составе поэтического текста Кушнера». А темой (названием работы) стала строка самого поэта: «…мелочи, которых никто не видит и не принимает в расчёт» (деминутивы в стихотворениях А.С. Кушнера)». Писалась работа почти год, потом была представлена на конференции детских и юношеских исследовательских работ, а затем опубликована в специализированном журнале.
Вот ещё одна история о том, как порой возникают темы исследования. У каждого человека, говорят, есть «свой» Пушкин. Любимая сказка, которую читала вслух мама или бабушка, первое услышанное стихотворение, строки, которые запомнились с детства. «У Лукоморья дуб зелёный…» Одной пятикласснице очень нравилась пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Перечитывая сказку, она заметила, что царица, обращаясь к волшебному зеркальцу, говорила: «Свет мой, зеркальце, скажи…», а в разговоре героя с красным солнцем используются обращения «Свет наш солнышко!» и «Свет ты мой!» Почему? Что значит такое обращение? Почему вообще, обращаясь друг к другу, люди используют разные формулы (не только имена)? Какую роль в речи играет обращение? Может быть, не только называет того, к кому обращаются с речью, но и выражает определённое отношение? Или обращение предполагает определённое поведение персонажа (человека)? Одно дело, когда молодая царевна называет свою собеседницу «душа моя», и совсем другое, когда злая царица называет зеркальце «мерзкое стекло»! По обращению можно узнать немало и о самом герое. И главное: что нам даёт такое исследование для понимания текста поэта? Каково «приращение смысла»?
Оказалось, что ещё два века назад М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» определял обращение как «великолепную, сильную и слово оживляющую фигуру», отмечал, что «сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, просить, сказывать, толковать, поздравлять и проч.» Вот так обращение!
Кстати, задумывались ли вы, как называют тех, к кому обращаются с речью, в вашем классе или в вашей семье? Почему-то из нашей устной и письменной речи совсем исчезли старинные обращения «душенька», «голубушка», «душа моя». Гораздо чаще можно услышать: «Танька! Иди к нам!» или: «Санёк, гулять пойдёшь?» Ничего плохого в этом нет, но есть повод задуматься над жизнью языка. Почему раньше Натали, позже в некоторых городах (в Петербурге, например) вместо Наташи – Ната или Туся, а сейчас Наташка?
А цель работы пятиклассница (с помощью учительницы) сформулировала так: «Цель нашего исследования – попытка наблюдения, классификации и объяснения причин использования формул обращения в пушкинской «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Тема работы: «Формулы обращения в сказке А.С. Пушкина». В ходе исследования девочка собрала определения лингвистического термина «обращение» из разных словарей (работала с терминологией), выписала все обращения из сказки, попыталась разделить их на группы (наблюдала, систематизировала и классифицировала), а потом искала объяснение, почему использованы именно такие формулы (анализировала, поясняла и интерпретировала).


Итак, подведём некоторые итоги. Заинтересовались –удивились –решили, над чем хочется поразмышлять, –сформулировали тему – поставили перед собой цель исследования. А теперь можно работать со словарями и Интернетом, читать статьи по теме, наблюдать, собирать материалы, объединять найденное в группы, систематизировать, искать объяснения. Дело это небыстрое, но, как известно, «капля камень точит». Смотрите вокруг, слушайте внимательно речь окружающих людей, читайте – мир полон интересного! Желаем вам новых открытий!
В заключительной статье, посвящённой ученическому исследованию, Марина Анатольевна Павлова рассказывает о том, как собирать материал, где искать нужные источники и как же, собственно, писать саму работу. (Две предыдущие статьи см. в Вестниках Олимпиады № 37 и 38: http://www.svetozar.ru/index/id/70316/index.htmlhttp://www.svetozar.ru/index/id/72459/index.html)

ПРОДОЛЖАЕМ ПИСАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, ИЛИ ИЗ КАКОГО ИСТОЧНИКА ЧЕРПАТЬ ИНФОРМАЦИЮ



Есть старая студенческая шутка: если умеешь считать до трёх, то сможешь написать курсовую. Почему? Потому что любая курсовая или дипломная (а также проектная или исследовательская работа, школьное сочинение и даже диссертация!) всегда состоят из трёх простых частей: вступления, основной части и заключения. А завершается такая работа приложением и списком использованных источников. Вот о том, чем наполнить все эти части, и пойдёт сегодня речь.

Вступление, как вы понимаете, знакомит читателей с тем, почему вы выбрали эту тему (на языке науки это называется обоснованием темы), какую цель и какие задачи поставили, какую гипотезу выдвинули и какими методами пользовались. Например, вы решили сделать проект «Самая старая фотография в нашем семейном альбоме». Тогда цель его может быть сформулирована так: «исследование исторической памяти одной семьи на основе семейного архива (фотоальбома)», а задачи – «атрибутация (определение принадлежности) фотографии, описание и анализ изображения (представьте себе, что можно многое узнать о человеке по тому, в какой позе он сфотографирован, как сложил руки, куда смотрит...), сбор семейных преданий о герое фотографии, роль изображённого человека в истории семьи и рода». 

Ещё во вступлении важно дать краткий обзор исследований по теме или источников, которыми вы пользовались. «А если я ничем не пользовался?» – спросите вы. Увы, такую работу в научном сообществе просто не примут всерьёз. 


Как же найти правильные источники? Примерно так, как ищут воду: можно воспользоваться опытом людей, знающих, как её искать, можно обратиться к старым рукописям, книгами и статьям. А сейчас проще всего обратиться к Интернету. Итак, наши источники – значимые (и знающие!) взрослые, книги и статьи, Интернет. 


Следующий этап – сбор материалов. Если вы записываете историю, которую вам рассказывают, прежде всего включите диктофон! Если нет аудиозаписи (потом её нужно расшифровать, записать без изменений, указать, когда и с чьих слов записано), увы! – работа не имеет научной ценности. Если же вы работаете с книгой, делая конспект или выписывая цитаты, необходимо записать не только имя автора и полное название книги, но и все выходные данные (место издания, название издательства, год выпуска книги). 


Вот одна поучительная история. Однажды молодой исследователь приехал в Москву для работы в архиве и поселился у своих друзей. Целые дни он проводил в архиве, делая выписки, читая и конспектируя старинные редкие книги по теме своей работы. Наконец труд был закончен! Можно было просто гулять по Москве и наслаждаться отдыхом. Но наш герой неосторожно оставил тетрадь с записями в кресле, а когда вернулся с прогулки, оказалось, что щенок, живший в доме, сгрыз именно ту часть тетради (верхний правый угол), где были записаны данные по каждой книге… Работу в архиве пришлось начинать заново. Сейчас с этим проще: все записи дублируются на компьютере или сразу делаются прямо в Word’е – «архаический» этап создания библиографических карточек «от руки» становится просто-напросто излишним (если, конечно, под рукой есть компьютер!). 


Имейте в виду: источники бывают более и менее достоверные. По поводу их достоверности следует проконсультироваться со знающими людьми. Так, одна юная исследовательница вместо научной статьи или словаря воспользовалась сведениями из книги писателя-фантаста, опираясь на его выдумку как на научный факт! И потом очень расстроилась, когда ей на это указали… Кроме того, в научном мире, например, считается несерьёзной ссылка на материалы, взятые из Википедии. И всё же Википедия очень полезна – помимо первого знакомства с проблемой, в конце статьи обычно можно найти много ссылок на другие (достоверные и научные) источники информации. 


И ещё: как говорят в Одессе, между проектной и исследовательской работами есть две большие разницы! Да, обе работы должны содержать «приращение смысла» – крошечное, но ваше собственное открытие. Проект предполагает так называемый обязательный общественный выход: выставку, спектакль, презентацию, устный лингвистический журнал, сборник дидактических материалов... А для представления исследовательской работы необходим только сам текст и устный доклад на 10–15 минут. Между прочим, для кого-то это станет отдельным испытанием, ведь некоторым проще написать, чем рассказать. Хотя у устного выступления есть свои плюсы: оно даёт возможность лучше ориентироваться в собственной работе, выделять главное (на первый взгляд главным кажется всё!), отбрасывать второстепенное, подбирать самые яркие примеры, наконец, общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, в том числе неожиданные. Многим это даётся непросто! Поэтому полезно потренироваться дома – перед теми, кто готов доброжелательно и с интересом вас выслушать. Попросите их во время вашего первого выступления вообще не делать замечаний, а просто засечь время. А потом расскажите ещё раз и попросите подсказать, что можно сделать лучше. Затем обдумайте сказанное и отредактируйте устное сообщение. 


Вернёмся к написанию основной части. В ней можно рассказать о ходе вашего исследования или проекта. Помогут следующие вопросы: «Что вы делали сначала, стремясь к своей цели? Что потом? С какими трудностями пришлось столкнуться? Чем закончили?» Именно здесь подробно излагается то, что вы узнали и поняли, пока работали над темой. Здесь вы цитируете найденные источники, соглашаясь с высказанными в них мыслями или опровергая их. (Подробнее о содержании самого исследования смотрите наши предыдущие материалы.) 


Заключение содержит выводы, к которым исследователь пришёл в ходе работы. Тема, выбранная вами, может быть забавной, но выводы должны быть серьёзными. Например, одна десятиклассница, которая писала работу на тему «Учитель как герой современного анекдота», закончила свое исследование таким выводом: «На основании проведённых исследований можно считать, что анекдоты про учителей составляют особую развивающуюся группу современного фольклора. Изучение собранных анекдотов об учителях и анализ речевых ситуаций, в которых учителя их рассказывают, позволили сделать следующие выводы:

– анекдоты пародируют ряд традиционных черт учителя;
– высмеивают «излишнюю» погружённость в работу, осознание всего мира как системы, подчиняющейся 
школьным правилам, страх учителя перед школой, некоторые манеры и привычки учителей. 

Анализ собранных анекдотов заставляет предположить, что это анекдоты, родившиеся в учительской среде и служащие для снятия напряжения и компенсации давления среды». 


Что же было объектом этого исследования? Да, анекдоты в современном понимании – короткие смешные истории с неожиданным финалом. Старшеклассница собрала и проанализировала больше 20 анекдотов, прочитала научные книги об анекдотах (есть, оказывается, и такие! Например: «Анекдот как феномен культуры», «Анекдот в зарубежных исследованиях XX века»), провела анкетирование среди учителей, составила таблицы с типичными чертами персонажей. В приложении к работе были собраны все найденные анекдоты. Завершалось исследование, как это и положено, списком использованной литературы. Вот только два примера из десяти (!) правильно оформленных источников: 


Архипова А.С. Анекдот в зарубежных исследованиях XX века [Электронный ресурс] http://www.ruthenia.ru/ folklore/arhipova1.htm

Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М. : Знак : Языки славянских культур, 2007. – 232 с. 

А в заключение (не ученического исследования, а нашей статьи о структуре таких работ) приведём пример анекдота, которым юная исследовательница закончила свой доклад: 


«Пожилая учительница входит в вагон метро. Двое вежливых молодых людей встают, уступая ей место. Она кивает головой и говорит: – Здравствуйте, садитесь!»

И представьте себе, учителя совсем не обиделись, а слушали доклад внимательно и смеялись в нужных местах. 
Оказывается, и на несерьёзную на первый взгляд тему, можно написать серьёзную исследовательскую работу! 


Ученик чародея, или учимся создавать текст
Как писать рецензию?
Учимся рассуждать... Зачем? О чём? Как?
Доступ к творческому состоянию? Возможен!
«В некотором царстве , в некотором государстве ...», или Сочиняем волшебную сказку о себе самом
«Я к вам пишу…»
Пишем исследовательскую работу, или от выбора темы до печатной работы
Если вы хотите написать исследовательскую работу...
Продолжаем писать исследовательскую работу, или из какого источника черпать информацию


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога