вторник, 1 апреля 2014 г.

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского»

           Валентин Распутин УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

УРОК ПЕРВЫЙ. В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»: комментированное чтение.


I. В. Г. Распутин: страницы биографии
      Слово учителя
      Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны.
      Распутин так писал о себе: «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».

  •       — Какой известный вам писатель тоже родился в Сибири?
      Найдем на карте Байкал, Ангару, Иркутск. В этих суровых краях прошло детство и юность Распутина. В детстве он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. Когда началось строительство Братской ГЭС, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня, оказалось затоплено. Распутин часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть «Прощание с Матёрой», наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технической революции и традиционной крестьянской культуры.
   В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно известны были его очерки о молодых участниках великих строек Сибири.
      Постепенно главной темой произведений Распутина становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В 1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов — «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. — Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

      II. «Уроки французского»
      Комментированное чтение
   
      Мы полагаем, что работа с этим рассказом даст возможность активизировать знания учеников, может научить их «вычитывать» значение непонятных слов из контекста. Там, где это будет необходимо, учитель поможет своими комментариями или наводящими вопросами, например:
      — «Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций». Кто из вас раньше слышал слово облигация? Как вы думаете, что оно обозначает?

      Облигáция — билет государственного займа.

  В учебнике перед рассказом В. Г. Распутина «Уроки французского» помещена его статья «Уроки доброты» (с. 108—109, ч. 2). Она носит обобщающий характер, и ее содержание становится понятно детям уже после знакомства с рассказом. Поэтому мы предлагаем после небольшого вступительного слова учителя о жизни и творчестве В. Г. Распутина перейти сразу к чтению рассказа, а к статье «Уроки доброты» обратиться, подводя итоги работы над рассказом.
       Домашнее задание
      Дочитать рассказ до конца. Подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся отрывков.

Сюжет и смысл названия

Авторский вопрос предваряет основное повествование: ПОЧЕМУ МЫ ЧУВСТВУЕМ ВИНУ ПЕРЕД УЧИТЕЛЯМИ ЗА ТО, ЧТО СТАЛОСЬ С НАМИ ПОСЛЕ.
Ответом на этот вопрос и является рассказ Распутина
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
Экспозиция 1 В ДЕРЕВНЕ.
В пятый класс я пошёл в 1948 году. В нашей деревне была только младшая школа, и чтобы учиться дальше, мне пришлось переехать в райцентр за 50 километров от дома. В то время мы жили очень голодно. Из трёх детей в семье я был самый старший. Росли мы без отца. В младшей школе я учился хорошо. В деревне меня считали грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться.
Завязка 1 «Я ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ», «ХУЖЕ НЕ БУДЕТ».
Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.
Экспозиция 2 В РАЙЦЕНТРЕ
Здесь я тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Я легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у меня не ладилось. «Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок», от чего морщилась молоденькая учительница.
Лучше всего мне было в школе, среди сверстников, а вот дома наваливалась тоска по родной деревне. Кроме того, я сильно недоедал. Время от времени мама присылала мне хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали.
Мнимая завязка: Герой не стал уличать вора, но и домой не поехал
«Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить». В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку. Частенько на ужин мне доставалась только кружка кипятку.

Завязка 2 ИГРА НА ДЕНЬГИ, ЧТОБЫ КУПИТЬ СТАКАН МОЛОКА
В компанию, которая играла на деньги в «чику», меня привёл Федька. Верховодил там Вадик — рослый семиклассник. Из моих одноклассников там появлялся только Тишкин, «суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка». Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.
В деревне мы возились с бабками, но и там нужен точный глаз. А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти. Бросал и сверху, из-за плеча, и снизу, навешивая камень над целью. Так что кой-какая сноровка у меня была. Не было денег.
Но, получив пятерку в третий раз, я не пошел за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился за свалку. 
Постепенно я освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока. Я никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить мне стало намного легче. Однако остальной компании эта моя умеренность в игре совсем не понравилась. Вадик начал жульничать, а когда я попытался его уличить, меня сильно избили. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:
— Переверну-у-ул!

Утром мне пришлось идти в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и учительница Лидия Михайловна, которая была нашей классной, поинтересовалась, что со мной случилось.
— Ну вот, — сказала Лидия Михайловна, открывая журнал. — Сегодня среди нас есть раненые.
Я попытался соврать, но тут высунулся Тишкин и выдал меня с потрохами. Когда Лидия Михайловна оставила меня после уроков, я очень боялся, что она поведёт меня к директору. Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.
Наш директор Василий Андреевич имел привычку «пытать» провинившихся на линейке перед всей школой.
«Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?»
В этом случае меня могли исключить и отправить домой.
Завязка 3 ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА
Однако к директору Лидия Михайловна меня не повела. Она стала расспрашивать, зачем мне деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них я покупаю молоко. В конце концов, я пообещал ей, что обойдусь без игры на деньги, и соврал.
В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб. Других путей раздобыть его я не знал.
В те дни мне было особенно голодно, я снова пришёл в компанию Вадика, и вскоре снова был избит.
Увидев на моём лице свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься со мной индивидуально, после уроков.
УРОКИ ФРАНЦУЗКОГО
«Так начались для меня мучительные и неловкие дни». Вскоре Лидия Михайловна решила, что «времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру». Для меня это было настоящей пыткой. Робкий и стеснительный, в чистенькой квартире учительницы я совсем терялся. «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять». Она была красивой, уже успевшей побывать замужем, женщиной с правильными чертами лица и немного косыми глазами. Скрывая этот недостаток, она постоянно прищуривалась. Учительница много расспрашивала меня о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания я вынести не мог и убегал.
ПОСЫЛКА 1
Однажды мне прислали странную посылку. Пришла она на адрес школы. В деревянном ящике лежали макароны, два больших куска сахару и несколько плиток гематогена. Я сразу понял, кто прислал мне эту посылку — матери макаронов достать было негде. Я вернул ящик Лидии Михайловне, и наотрез отказался взять продукты.
УРОКИ ФРАНЦУЗКОГО… НА ДЕНЬГИ
Мне казалось, что Лидия Михайловна все время ожидающе присматривается ко мне, а присматриваясь, посмеивается над моей диковатостью, — я злился, но злость эта, как ни странно, помогала мне держаться уверенней. Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире. Все еще, конечно, стеснялся, забивался в угол, пряча свои чирки под стул, но прежние скованность и угнетенность отступали, теперь я сам осмеливался задавать Лидии Михайловне вопросы и даже вступать с ней в споры.
Уроки французского на этом не кончились.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, самое главное я усвоил, язык мой отмяк и зашевелился, остальное со временем добавилось бы на школьных уроках. Впереди годы да годы. Что я потом стану делать, если от начала до конца выучу все одним разом? Но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, вовсе не считала нашу программу выполненной, и я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. 
Однажды Лидия Михайловна поразила меня новой выдумкой: она захотела играть со мной на деньги. Лидия Михайловна научила меня игре своего детства, «пристенку». — Мы можем сыграть так просто, как говорят, понарошке. Но ты все равно не выдавай меня Василию Андреевичу.
Господи, что творится на белом свете! Давно ли я до смерти боялся, что Лидия Михайловна за игру на деньги потащит меня к директору, а теперь она просит, чтобы я не выдавал ее. Светопреставление — не иначе. Я озирался, неизвестно чего пугаясь, и растерянно хлопал глазами.
Монеты следовало бросать о стену, а потом пытаться достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. С тех пор мы играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом — в соседней квартире жил директор школы.
Кульминация
Однажды я заметил, что Лидия Михайловна пытается жульничать, причём не в свою пользу. В пылу спора мы не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.
— Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?
Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:
— Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.
— Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? — объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.
— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.
— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги.
Развязка
Через несколько дней она уехала к себе на Кубань.
Эпилог
Зимой, после каникул, мне пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами <…> лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».



УРОК ВТОРОЙ. Характеристика литературного героя. 

Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою
      I. Проверка домашнего задания
Беседу можно начать с выявления читательского восприятия рассказа путем выразительного чтения наиболее понравившихся отрывков. Учитель организует работу так, чтобы ученики прочитали отрывки в том порядке, в котором идут события рассказа.
      Перед тем как перейти к анализу произведения, обязательно прочитаем заключительные страницы рассказа со слов «...Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете».

      II. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
  •     — В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени в рассказе.
  •    — Когда и как началась самостоятельная жизнь героя? Какие испытания ожидали его? (3-й вопрос учебника, с. 147, ч. 2.)
Самостоятельная жизнь героя началась в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество.
  •  — Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Рассказчик говорит: самым страшным была тоска по родной деревне, по родным людям и душевной теплоте, тоска, которая наваливалась после уроков на одинокого ребенка.

      III. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

      Эвристическая беседа
  •       — Чем интересен для вас герой рассказа?
В самых трудных обстоятельствах герой не терял чувства собственного достоинства, у него был сильный характер.
  •       — Как вы понимаете слово характер?

      * Характер — 

совокупность психических и духовных свойств человека, которые обнаруживаются в его поведении.

Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? «Бесхарактерными» мы называем слабовольных людей, которые не умеют принимать решения или исполнять их.
  •       — Какие еще выражения со словом характер вы знаете? Выдержать характер — сохранить твердость, не уступить в чем-либо; человек с характером —человек с сильным характером.
  •       — Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
  •       — Как мы об этом узнаем?
Автор дает своему герою литературную характеристику, т. е. с помощью художественных приемов описывает отличительные качества, свойства и черты героя.
  •       — С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя? 
Приемы характеристики литературного героя:
  1. портрет (Настя и Митраша в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»);
  2. рассказ о поступках (Ассоль и Грэй в феерии А. С. Грина «Алые паруса», Маттео Фальконе в одноименной новелле Проспера Мериме);
  3. речевая характеристика (Санька Левонтьев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»).
  •     — Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
«Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».Эпитеты живо помогают представить себе героя.
  •       — Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
  •     — Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке. Здесь можно обратиться к эпиграфу: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», — писал Л. Н. Толстой. Человек с чувством собственного достоинства не будет оскорблять это чувство в других людях.
  •       — Почему герой начал играть в «чику»?
  •       — Кто из ребят был заводилой в игре?
  •       — Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой».Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».
  •       — Какой прием использовал автор?
Рисуя портреты героев, автор использовал антитезу.
  •       — Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в райцентре мальчик никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла, и он начал играть в «чику». Герой относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением. Для Вадика эта игра была развлечением и возможностью проявить свою власть, командуя младшими мальчиками. Вадику игра давала удовольствие властвовать над другими людьми.Выполним 5-е задание учебника (с. 147—148, ч. 2): сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
  •      —  Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Первая зарисовка описывает день, когда рассказчик в первый раз выиграл в «чику». Вторая зарисовка соответствует рассказу о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать. Картины природы отличаются друг от друга. В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. Во второй настроение рассказчика подчеркивает черная крапива, жесткая, сухая трава. Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, и потом испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.Охарактеризовать состояние героя можно не только с помощью портрета, передачи его поступков и слов, но и с помощью описания окружающей героя природы.
  •       — Почему Вадик и Птаха избили героя?

Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться перед заводилами игры. Автор пишет: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».
  •       — Каким было после этого состояние героя?

Передавая состояние своего героя, автор пишет: «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».
  •       — Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?

      На этом вопросе завершим этот урок.

       Домашнее задание
      Подготовить ответы на 7—9 вопросы учебника (с. 148, ч. 2). Письменно выполнить 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 149, ч. 2).
      Индивидуальное задание
      Принести на урок отдельное иллюстрированное издание рассказа «Уроки французского», подготовить отзыв об иллюстрациях к рассказу.



УРОК ТРЕТИЙХарактеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

      I. Проверка домашнего задания
      Особенности языка произведения обсудим, проверяя письменное домашнее задание.
      Притайка — то, что спрятано.
      Не зариться — не засматриваться.
      Ненароком — случайно.
      Так просто не попущусь — не допущу, чтобы они пропали.
      Плашмя — не на ребро.
      Французский скоро к зубам приберу — хорошо выучу, выработаю хорошее произношение.
      Несчитово — не считается.

      Эти слова и выражения автор употребляет для того, чтобы показать достоверно чувства и мысли мальчика из сибирской деревни.

      II. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика
      Беседа

      Беседуем по вопросам, на которые отвечали ученики, выполняя домашнее задание.

  •       — Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием? Чего добивается писатель? (5-й вопрос учебника.)

Автор поставил рядом описания Лидии Михайловны и ее ученика, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга, но одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и диковатый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян Приангарья. Такое противопоставление называется антитезой. Используя этот прием, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга.

  •   — Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (8-й вопрос учебника.)

Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

  •       — Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку?

Для чтения по ролям можно выделить сцену, когда мальчик приходит к Лидии Михайловне с посылкой (от слов: «Когда я бочком влез с посылкой в дверь...», с. 136—137, ч. 2 учебника).

  •    — Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры? (9-й вопрос.)

Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Она сделала все, чтобы помочь мальчику. Во время игры ее сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе.

  •       — Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?

Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.

      III. Литература и другие виды искусства
      В рубрике учебника «Литература и другие виды искусства» (с. 149, ч. 2) даны вопросы и задания, на которых можно построить работу с иллюстрациями.

  •    — Какие эпизоды для иллюстрирования выбрал художник? Какая иллюстрация вам кажется особенно удачной и почему?

Для создания иллюстраций, данных в учебнике, художник выбрал два эпизода. Первый (с. 123, ч. 2): момент, когда рассказчик подходит к рассыпавшимся монетам и начинает тихонько бить по ним шайбой. Иллюстрацию можно назвать словами из текста: «Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно и их сейчас все заберу».Вторая иллюстрация (с. 142, ч. 2) изображает эпизод игры Лидии Михайловны с учеником. Ее можно назвать словами мальчика: «— Но тогда это будет игра на деньги, — несмело напомнил я».

      Выслушаем учеников, выполнявших индивидуальное задание.
      Рассмотрим отдельное издание рассказа В. Распутина «Уроки французского» с иллюстрациями В. Гальдяева (М.: Советская Россия, 1981). Рисунки в этой книге сделаны акварелью так, как будто нарисовано коричневым карандашом, только в некоторых частях рисунков есть пятна цвета. Например, на первой иллюстрации изображены, словно карандашом, домики райцентра и кривые заборы. Вдали едет телега, в гору взбирается грузовик. На переднем плане единственное относительно яркое пятно — подсолнух.
      В. Гальдяев изображает главного героя обыкновенным мальчиком, худым, с острым подбородком, большими ушами и неровно отросшими волосами. Мы видим его в деревенской избе, в классе, за партой, перед Лидией Михайловной и у нее дома. Художник передает настроение мальчика: одиночество в райцентре, радость от того, что он пьет молоко, смущение перед учительницей и возмущение, когда возвращает ей ящик с макаронами.
      В. Гальдяев особенно подчеркивает разницу между учительницей и мальчиком: у нее коротко подстриженные волосы, аккуратное платье, спокойное лицо. У него отросшие волосы, старая одежда и лицо одинокого, измученного человека.
      По сравнению с рисунками учебника иллюстрации В. Гальдяева более живые и правдивые.

       Домашнее задание
      Составить цитатный план к рассказу о герое.




УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“.

Урок развития речи
      I. Проверка домашнего задания
      Обсуждая цитатные планы к рассказу о герое, составленные разными учениками, поможем учащимся расширить свои планы и тем самым лучше подготовиться к сочинению о главном герое рассказа.

      Цитатный план (вариант)


1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».
2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...»
6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
10) «Я шел туда, как на пытку».
11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».
14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...»
15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».


      Обсуждая план, выделим главные качества героя рассказа: жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

      II. «Уроки доброты»
      Прочитаем статью В. Г. Распутина «Уроки доброты» и ответим на вопросы учебника к ней (с. 109, ч. 2).
      Духовная память, духовный опыт человека — «это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних». В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.
      В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.
  •     — Кому посвящен рассказ?

      Прочитаем статью учебника «Из истории создания рассказа „Уроки французского“» (с. 110, ч. 2).
      Перечитаем первые строки рассказа (до звездочек).
  •    — Как вы думаете, как человек должен жить, чтобы не испытывать чувства вины перед родителями, учителями, перед своими ушедшими друзьями?
  •  — Что общего между рассказом В. Г. Распутина и рассказом В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?

Рассказ Распутина «Уроки французского» и рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» объединяет то, что оба эти рассказа автобиографические, действие происходит в Сибири, главные герои — деревенские мальчики, и находится взрослый человек, который проявляет понимание и доброту по отношению к детям.

  •  — Как вы думаете, в чем смысл этого рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

       Домашнее задание
      Написать сочинение «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» по плану, данному в учебнике (2-е задание рубрики «Сделаем выводы», с. 149, ч. 2).


Анализ творческих работ учащихся
Урок развития речи
      Учащиеся впервые писали сочинение, посвященное литературному герою, поэтому для анализа отводим целый урок. В связи с тем что ученикам нужно время, чтобы написать сочинение, а учителю необходимо время для проверки, урок этот можно провести после чтения и обсуждения рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
      Учитель проводит анализ творческих работ учащихся, обращая особое внимание на фактические, логические, стилистические и речевые ошибки.
      Сильным ученикам можно дать задание для самостоятельной работы: «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах».
      В качестве примера можно привести сочинение «Человек, который делал добро» (см. Приложение).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога