Мы заканчиваем чтение пушкинского романа-завещания. Эти вопросы помогут вам разобраться в прочитанном, не ленитесь, читайте, думайте, постарайтесь сформулировать свои мысли и чувства ПИСЬМЕННО!
Вопросы к 10 главе:
1.
Как соотносятся друг с другом 1 и 2 абзацы главы? Какое впечатление
производит это соседство? Как это
впечатление связано с содержанием и идеей всей повести?
2.
Сравни эпизоды двух военных советов, оренбургского и пугачевского:
А) Какова «повестка дня» каждого из советов?
Б) Кто их
возглавляет и каким образом , кто еще
присутствует на каждом из них?
В) Какие решения и каким образом приняты на каждом
из советов?
Г) Чем
руководствовался оренбургский генерал в принятии решения? А чем, как вы
думаете, руководствовались пугачевцы, принимая свое решение?
3.
Какую роль в судьбе города сыграло решение оренбургского совета?
4.
Стало ли для вас неожиданным обращение Швабрина с Машей, о котором она
рассказывает в письме Гриневу? Почему? Какие качества Швабрина проявились в
нем?
5.
Сравните две ситуации, в
которых Гринев обращается к людям, наделенным властью, за помощью в спасении
Машиной судьбы: разговор с генералом в этой главе и с Пугачевым – в следующей. Дополните свои впечатления
результатами сопоставления эпизодов двух военных советов и подумайте, как автор
относится к представителям двух лагерей: военного чиновничества и
пугачевцев (прежде всего к самому Пугачеву)?
Вопросы к 11 главе:
1.
Как изменилось поведение Пугачева, когда он узнал в плененном офицере
Гринева? Почему?
2.
Какова позиция Хлопуши по отношению к «своим» и «врагам»?
3.
Как Пугачев оценивает перспективу затеянного им предприятия и свое
окружение? Как это его характеризует? Почему он не собирается «прибегнуть к
милосердию государыни»?
4.
Каков смысл «калмыцкой
сказки»? Какое отношение она имеет к Пугачеву?
5.
Почему Пугачев «посмотрел …с удивлением» на Гринева после его слов?
Вопросы к 12 главе:
1.
Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину?
2.
Как вы расцениваете поступок
Швабрина, открывшего Пугачеву имя Маши?
3.
Прокомментируйте палитру чувств, испытываемую
Пугачевым, узнавшим об обмане Гринева, начиная со слов : «Пугачев устремил на
меня огненные свои глаза».
4.
Как это ни странно, между Пугачевым и Гриневым можно найти нечто общее.
Что роднит их, как вы думаете?
5.
Почему Гринев был уверен в том, что его родители - и отец, и мать –
благосклонно примут Машу у себя дома? Как это характеризует и отца, и сына?
6.
Кем стал Пугачев для Гринева? Запишите
слова рассказчика, дающие ответ на этот вопрос.
7.
Каким смыслом наполнился вещий
сон Гринева из второй главы, все его
мельчайшие детали? Запишите ответ.
8.
Почему Гринев «долго смотрел на белую степь, по которой неслась его (Пугачева)
тройка»? Что он мог думать в этот момент?
Вопросы к главе 13:
1.
Как Гринев-рассказчик оценивает пугачевское восстание в этой главе? Запиши его слова о «русском бунте». Какие
эпизоды повести раскрывают смысл эпитетов «бессмысленный» и беспощадный»?
2. Обстоятельства встречи
Гринева с Зуриным напоминают некоторые обстоятельства встречи Гринева с
Пугачевым в главе 11. Заметили ли вы это сходство? В чем оно? Как вы думаете, зачем Пушкин использует
один сюжетный ход несколько раз? Что он хочет подчеркнуть в человеческих
отношениях таким образом?
3. Какое «странное чувство»
испытывает Гринев при мысли о Пугачеве?
Почему сам рассказчик называет его «странным»? Запишите эти слова
рассказчика.
4. Как и почему сложились
отношения человека чести, офицера, дворянина - и бунтовщика, беглого донского
казака. Суммируйте в своем ответе все сделанные прежде выводы (см. вопросы к
предыдущим и к этой главам), запишите ответ, используйте в нем цитаты.
Вопросы к последней главе:
1. Как вы относитесь к Швабрину? Презираете,
сочувствуете? Почему? Какое из предположений Гринева о причинах умалчивания
Швабриным имени Маши Мироновой на следствии кажется вам наиболее верным?
Почему?
2. Как относятся к Маше и какую оценку ей дают
Савельич, родители Гринева, Императрица? Запишите
эти оценки.
3. Как родители Гринева приняли
Машу? Что нового по сравнению с 1 главой
можно сказать о родителях главного героя? Что сближает их с семьей
Мироновых?
4.
Какой уже встречавшийся в повести сюжетный ход Пушкин использует в
эпизоде встречи Маши Мироновой с императрицей? Что, по-вашему, может означать
такое сходство ситуаций? Что общего в трактовке образов Екатерины и Пугачева?
5.
Почему спасен Гринев? Кто и
что его спасло?
Дайте ответы
ОтветитьУдалить