четверг, 28 ноября 2013 г.

Своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова конца 1830-x годов. «Демон».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ — «МЫСЛИТЕЛЬ И ДУХОВИДЕЦ»
...Человек свободен вовсе не как орел,
который свободен в своих внешних движениях;
человеку нужна еще свобода духа,
то есть свобода с Богом.
Протоиерей Василий Зеньковский

Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством М. Ю. Лермонтова и его идейно-художественными особенностями;— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Форма уроков: синтетические уроки, включающие в себя слово учителя или презентацию, сообщения учащихся, чтение произведения, беседус классом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Слово учителя — «Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова» (повторение и закрепление ранее полученных сведений; возможна презентация).
2. Сообщения учащихся.
Сообщение 1. Своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова конца 1830-x годов. «Демон».
Михаил Лермонтов — поэт-романтик, и вершиной его поэтического творчества признаны произведения романтические. Условной границей между ранним и зрелым периодами творчества Лермонтова считаются 1836—1837 годы. Если ранним произведениям поэта был свойствен культ героической личности, «божественной избранницы», противопоставленной толпе, то в расцвете своих художественных возможностей он все более обращался к делам либо земным, реальным — посвящал произведения своим современникам, друзьям или недругам, народу, родине и их проблемам, либо однозначно «высоким», философским и духовным.
«Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, доставшиеся на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в служении своим идеалам свободы („Кинжал“, „Пророк“).
Зрелой лирике Лермонтова присущи мотивы скепсиса и пессимизма. Среди ведущих его тем, как и прежде, отчетливо выдвигается тема гордого одиночества... Романтическая устремленность ранних поэм — «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар» (предположительно, все 1828 года) — проявляется со всей очевидностью в воплощении исключительных событий и необычных героев, олицетворяющих неистовые страсти (высочайшая добродетель, бунтарская мужественность или ужасающее злодейство), в строении сюжета, подчиненного наиболее полной обрисовке главного персонажа, включающего чаще всего эффектные сцены, резкие контрасты, нарушения хронологической последовательности и пропуски в развитии действия, неожиданности, тайны. В этих поэмах действие происходит в экзотической обстановке, в то же время не показаны обстоятельства, сформировавшие или формирующие характеры персонажей. Действие поэм М. Ю. Лермонтова происходит то в Греции («Корсар»), то в Древней Руси («Олег», «Последний сын вольности»), то в Турции («Две невольницы»), то в Европе: в Швеции и Италии («Джулио»), России и Литве («Литвинка», «Боярин Орша»). Но чаще всего на Кавказе.
Надо уточнить, что в начале XIX столетия Кавказ воспринимался россиянами как «страна экзотическая», таинственная, до конца не освоенная и не понятая, «суровый край свободы» или «жилище вольности». Именно поэтому Кавказ становится местом действия многих романтических произведений русских поэтов и писателей той поры.
Идея свободы человеческой личности и независимости народов ярко звучит и в кавказских поэмах Михаила Лермонтова, и в поэмах, созданных на русском материале.
По-новому идея свободы модифицировалась в поэме Лермонтова «Демон», здесь основной идейный пафос — возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, по утверждению В. Г. Белинского, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».
По черновикам установили, что писать поэму «Демон» Михаил Лермонтов начал в 1829 году (параллельно появляются стихотворения «Мой демон», «Я не для ангелов и рая...»), и она имеет восемь редакций: первая —  1829 года; вторая — 1830 года; третья и четвертая — 1831 года; пятая — 1832—1834 годов; шестая — 8 сентября 1838 года; седьмая — 4 декабря 1838 года; восьмая — декабрь 1838 — январь 1839 годов. И хотя поэма ходила
«в списках» по России, автор ее постоянно совершенствовал, корректировал, редактировал. Видимо, его что-то не удовлетворяло. Скорее всего, переделывалась поэма не только и не столько в угоду цензуре (Лермонтов готовил ее к публикации в январе 1842 года, но произведение подверглось цензурному запрету), сколько из-за изменений авторского видения ее идейно-художественного содержания.
В основу поэмы «Демон» положен библейский миф о духе зла, восставшем против Бога, потерпевшем поражение и изгнанном из Рая. Эта тема была излюбленной у западноевропейских романтиков, но Лермонтов, как всегда, подошел к ней нетрадиционно: демон — бунтарь-индивидуалист, который мстит и Господу, создавшему вовсе не идеальную Вселенную, запрещающему «чистым херувимам» идти по пути познания, и людям «ничтожной» земли за их неправедную жизнь, за то, что на земле
царствуют «преступленья лишь да казни». Однако зло, которое сам Демон сеял без сопротивления и наслаждения, «наскучило ему». «...Восхищаясь образом могучего протестанта, неукротимого и гордого мятежника, поэма славит чувство любви как силу, возрождающую человека и поднимающую его против зла»
Литературовед А. И. Ревякин считал, что «вспыхнувшая в Демоне страсть пробуждает в ней [Тамаре] все лучшие чувства, и он, „любить готовый“, появляется перед Тамарой „с душой открытой для добра“. Путь добра, на который он решил встать, — это путь слияния с миром, с природой, с людьми на основе высших истин, им познанных». При этом литературовед утверждал, что Тамара воспылала страстью к Демону, и тот одержал победу над Небом в борьбе за Тамару.
Нам кажется, здесь иной смысл: Тамара отказывается выйти замуж после гибели своего жениха и собирается в монастырь, испытание «страстями» всегда происходит с теми, кто решает посвятить себя Господу, и героиня тщательно борется с искушением, которое порой сильнее ее. Именно поэтому ее Душу после смерти подхватывают Ангелы, и звучит голос:
«Исчезни, мрачный дух сомненья! —
Посланник неба отвечал. —
Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал,
И благо Божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! Давно ее мы ждали!..»

Поэма «Мцыри»

Поэма «Мцыри» также была задумана и начата в 1829 году (параллельно появляется лермонтовская «Исповедь»), эта поэма, несомненно, связана с другими поэмами кавказского цикла, например с поэмой «Измаил-бей». Михаил Лермонтов возвращался к незаконченному произведению в 1835—1836 годах («Боярин Орша»), но появилось оно в печати лишь в 1840 году.
Тема человеческой свободы здесь трактуется иначе — более широко и по-взрослому мудро: это уже тема смысла человеческого бытия, человеческого предназначения и зависимости человека, его жизни от Высших Сил, Провидения. Можно сказать, что Лермонтов попытался осмыслить тему предопределения человеческой жизни.
Основной идейный пафос поэмы «Мцыри» — «протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни».
«Пушкин южными элегиями и поэмами начал эпоху высокого романтизма (здесь и далее выделено нами. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами „Демон“ и „Мцыри“ эпоху высокого романтизма завершил. 20 лет между 1820 и 1840 гг. стали, быть может, самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю.
Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, он из года в год переходит из произведения в произведение. Он одинок. Как парус в тумане моря голубом, как пленный рыцарь в своей темнице, как Демон.
Романтическое двоемирие представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к трансцендентальному (потустороннему) идеалу, к Богу.
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.
Лермонтов, самый молодой из великих романтиков, был обогащен опытом Байрона, Гейне, Пушкина, Гюго, всей предромантической и романтической литературы, начиная с Гете, Шиллера, Жуковского и кончая Бенедиктовым. Тот тип романтической личности, который был только что описан, в большей мере близок романтическому герою европейской поэзии вообще. Разумеется, у каждого большого поэта лирика неповторимо своеобразна. О своеобразии Лермонтова мы и будем теперь говорить.
В некоторых весьма значительных стихотворениях душа лирического героя стремится навстречу Богу, природе, людям. Она открывается любви и добру, смягчается до самозабвения...
<...> До конца жизни у Лермонтова происходило переслоение гармонической и пессимистической линий лирики.
Трудно понять и объяснить, какой психологический механизм стоит за этим явлением. Словно бы в поэте уживаются две личности и попеременно проявляются в творчестве. Или словно бы в этом сложнейшем механизме присутствуют два регистра, и поэт, по своему желанию или непроизвольно, включает то один регистр, то другой. Поразительно, что та же закономерность наблюдается в жанре поэмы. Над „Демоном“ поэт работал всю сознательную жизнь; есть основания предполагать, что „Мцыри“ был задуман за девять лет до написания. И вот сквозь годы Лермонтов пронес и осуществил в „Демоне“ пессимистический вариант, в „Мцыри“ гармонический вариант романтического героя...»

Романтизм

Романтизм — миропонимание, осознающее несовершенство окружающего мира. В художественном творчестве романтизм проявляется в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу.
Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение и окружающий мир.
«Своеобразие Лермонтова в том, что через его лирику, сквозь „магический кристалл“  его поэтического восприятия мира, перед нами выступает трагедия романтического персонализма. Вся правда персонализма, все то, чем он полон, остается без воплощения, ибо человек свободен вовсе не как орел, который свободен в своих внешних движениях; человеку нужна еще свобода духа, то есть свобода с Богом. Верно, конечно, что чаша жизни, которую мы пьем, не наша, что наша личность не абсолютна, что она относится к сфере тварного бытия, — но именно потому, что мы принадлежим вовсе не себе, а Богу, именно потому есть глубочайшая неправда в остановке духа на самом себе. Мятеж не есть и никогда не может быть выходом, — через мятеж нельзя достигнуть покоя. Лермонтов был и остается для нас связанным не запросами его личности, то есть не своим персонализмом; связывал его романтизм, его прикованность к земному бытию».
Персона (лат. persona— личность) — особа, личность, человек, лицо.

Персонализм


Персонализм — современное философское направление, признающее личность первичным творческим элементом; мир является совокупностью таких элементов, управляемых верховным творцом — Богом.

Сообщение 2. Идейно-художественные особенности поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

В основу сюжета поэмы «Мцыри» (1839) 

Лермонтов положил рассказ о реально произошедших событиях: в Грузии, в ее бывшей столице Мцхете, поэт повстречался со стариком-монахом, который рассказал русскому офицеру историю своей жизни.
Монах был сторожем опустевшего монастыря (по-грузински «монах» — бэри, «послушник» — мцыри, хотя так иногда называют и монахов), он поведал
Михаилу Лермонтову о том, что сам он горец, в детстве был взят в плен во время экспедиции, возглавляемой генералом Ермоловым. Генерал увез его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен  в монастыре. В этом монастыре он и вырос, хотя долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, чужой религии, иному языку. Несколько раз он пытался бежать в горы, на свою родину, хотя смутно представлял, где она находится. Результатом одной из таких попыток, предпринятой уже в юности, была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Вылечившись, молодой горец наконец смирился, остался в монастыре и принял постриг. Рассказ старика монаха потряс Лермонтова, жаждущего свободы и для отдельной человеческой личности, и для всех народов. Именно поэтому в соответствии с идейным замыслом Лермонтов разрешил этот жизненный конфликт в своей поэме иначе.
Первая ссылка на Кавказ много дала Михаилу Лермонтову для его творчества, так, именно здесь, особенно в Тифлисе, среди русских и грузинских друзей, он многое понял из национально-бытовой обстановки в регионе и уклада жизни кавказских народов. Здесь он мог от своих новых друзей услышать народные сказания, легенды, проникшие затем в его творчество. Лермонтов знал, вероятно, и величайшее произведение не только грузинской, но и мировой литературы — поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Ее отражение некоторые исследователи видят в центральном эпизоде лермонтовского «Мцыри» — бое с барсом.

Образ Мцыри

Образ Мцыри — художественное обобщение, недаром главный герой поэмы не имеет даже собственного имени, так как мы помним, что мцыри означает «послушник». В главном персонаже — Мцыри (автор делает имя нарицательное собственным) — нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, несмотря на годы, проведенные в монастыре, и жажда свободы, героическая мужественность и душевность, мягкость и нежность. Действительно, перед нами идеальный герой, причем герой романтический. В данной поэме автор и герой как бы сливаются, хотя не тождественны друг другу: например, Мцыри, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделен признаками титанизма — «рукою молнию ловил».

Романтическая поэма

«Романтическое содержание поэмы „Мцыри“ определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь (здесь и далее выделено нами. — Н. К.), развертывающийся стремительно, быстро. Его фокус, все освещающий и себе подчиняющий, — личность молодого послушника. Исповедь Мцыри о трех днях, проведенных на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним обольстительно роскошной природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к аулу; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его снова к монастырю; бред и сон. При этом в его рассказе главное внимание сосредоточивается не на объективных фактах и явлениях, а на отношении к ним, на впечатлениях о них, на возбужденных ими переживаниях. Каждый эпизод взволнованного рассказа Мцыри подчинен все более и более глубокому, разностороннему и обусловленному (в этом одно из наиболее ярких проявлений новаторства поэмы) раскрытию внутреннего облика беглеца. В композиции поэмы огромна роль природы, естественных обстоятельств человеческой жизни, могущественно и чарующе прекрасных, укрепляющих Мцыри в его жизнелюбии».
Михаил Лермонтов создал бессмертную поэму, насыщенную неукротимой жаждой свободы и восторгом борьбы. Восхваление «дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой», неотступное, властное стремление юного послушника вырваться из монастырской неволи "В тот чудный мир тревоги битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы," — все это делает «Мцыри» подлинным героическим гимном свободе и активности человека.
Мцыри объединяет с прежними героями Лермонтова могучая сила духа. Но в Мцыри, в отличие от них, нет и тени какой-либо разочарованности, сомнений, пессимизма. Это цельная, монолитная натура борца и мятежника, знающего «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». В то же время в его образе нет ничего напыщенного, ходульного, схематичного. Неустрашимая, огненная натура его многогранна и человечна, жизнеподобна.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — один из величайших шедевров русской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в произведении с правдивостью и простотой художественной разработки темы, грозная энергия стихии — с тончайшей его музыкальностью, поэтичность и блеск кавказских пейзажей — с глубиной и правдой в обрисовке психологии главного героя.

3. Чтение произведения.


4. Беседа с классом.

— Поделитесь своими впечатлениями от услышанного. Понравилось ли вам это произведение Михаила Юрьевича Лермонтова? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Расскажите, что именно вас заинтересовало в лермонтовском произведении. Что потрясло? Что заставило задуматься?
— Прочитайте выразительно начало поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Постарайтесь передать то настроение, которое вызывает у вас данный фрагмент произведения. Объясните свое эмоциональное впечатление от прочитанного.
— Какую картину рисует М. Ю. Лермонтов в самом начале поэмы? Как вы думаете, почему? (Старинный заброшенный монастырь при слиянии двух горных бурных речек, на перепутье дорог — образ мрачный, в то же время величественный.)
— Найдите в тексте поэмы детали, подчеркивающие заброшенность монастыря. («Обрушенные ворота», «полуживой страж развалин», «людьми и смертию забыт» и т. д.)
— Как вы понимаете слова:
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ?
— О какой стране говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались? (Здесь прямое указание на Грузию; во-первых, «обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры...» — реки в Грузии; во-вторых, мцыри —по-грузински «послушник».)
Речь идет о присоединении Грузии к России — добровольном и сознательном выборе грузинского народа, вынужденного постоянно воевать с Персией.
Маленькая христианская Грузия изнемогала от бесконечных исторических войн, к концу XVIII столетия стало ясно, что ей нужен сильный союзник в борьбе с мусульманским Востоком, поэтому в начале следующего, XIX века выбор пал на православную Россию — империю с сильной армией и флотом. Многие исследователи XIX—XX веков отмечали, что в этом произведении М. Ю. Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Конец первой части:

И Божья благодать сошла
На Грузию! она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
— Как настраивает нас вступление поэмы на восприятие всего ее содержания? Попытайтесь обосновать свой ответ. (Этот мертвый покой, эта заброшенность заставляют острее почувствовать жажду жизни и борьбы, характерные для молодого послушника, когда-то жившего в этом монастыре.)
— Перечитайте вторую часть поэмы. Подготовьте ее выразительное чтение.
— Расскажите, о каком времени идет речь в поэме. (Имя генерала Ермолова указывает на начало XIX века. Вспомним, что А. С. Пушкин служил во время южной ссылки под началом генерала Ермолова.)
— Опишите пленного ребенка. Каким вы его себе представляете?
— Как вы думаете, что переживал мальчик, оторванный от своих родных?
— Как об этом рассказывает М. Ю. Лермонтов? Зачитайте этот эпизод.
— Какие эпитеты придает образу данного персонажа автор? (Ребенок «пуглив и дик», но «гордо умирал»; болезнь в нем развила «могучий дух его отцов»; «безмолвен, одинок».)
— Как характеризуют мальчика эти эпитеты?
— С кем вначале сравнивает автор маленького пленника? Найдите это сравнение в тексте. («Как серна гор», серна — грациозное парнокопытное животное, очень красивое и пугливое, свободолюбивое и... стадное: ребенок, как детеныш серны, потерял мать и свое племя, поэтому от тоски «тихо умирал».)
— Что помогло мальчику выжить? («Искусством дружеским спасен» — монах не
просто врачевал больного, он его жалел и любил, воспитал в нем юного друга.)
— Что из этой части мы узнаем о родине пленника?
— Как вы думаете, почему же он все-таки сбежал, уже собираясь принять постриг?

5. Домашнее задание.

Для всего класса:
— читать статью учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (с. 230—232);
— выполнить задания 1—2 на с. 232 учебника;
— читать поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Индивидуальные задания:
— выполнить задание 3 на с. 232 учебника;
— подготовить выразительное чтение произведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога