Задачи урока — выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX в., проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.
Роман
«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.
Особенности романной формы — крупная форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, отсутствие ограничения во времени и пространстве), но художественная завершенность.
Вопросы для фронтальной беседы
1. Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Писатель ищет нового героя, но вначале опирается на традиции изображения «лишнего человека». Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела.) «Онегин сменился Печориным, Печорин — Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо», страдающий от неустроенности и одиночества. Таков и герой романа «Накануне» Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.
2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
Особенности романной формы — крупная форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, отсутствие ограничения во времени и пространстве), но художественная завершенность.
Вопросы для фронтальной беседы
1. Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Писатель ищет нового героя, но вначале опирается на традиции изображения «лишнего человека». Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела.) «Онегин сменился Печориным, Печорин — Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо», страдающий от неустроенности и одиночества. Таков и герой романа «Накануне» Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.
2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
Смысл названия
4. В чем смысл заглавия романа? (Смысл двойной: социально-исторический (противостояние двух общественных сил) и общечеловеческий (семейный).) Упоминание о романе впервые встречается в письме к Е. Е. Ламберт (1860). В истории создания романа выделяют три этапа написания: 1) август 1860 — август 1861 — создание основного текста; 2) конец сентября 1861 — январь 1862 — «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; 3) февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати. Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка. Из-за разрыва с «Современником» роман напечатан в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник».5. Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Писатель хотел показать подъем революционно-демократического движения, новый, нарождающийся в результате этого движения тип — нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности самомнение; представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.)
Прототипы
6. Чем объясняется центральное положение Базарова в романе? Каковы его прототипы? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».) В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: «...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе — черты нескольких «живых лиц»:— Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
— Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
— Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
— Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия Н. Чернова.)
— Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.— Черты Белинского, которому посвящен роман.
Итог урока. Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало исследования всех сторон жизни, так как она не устраивала прогрессивно настроенных людей. Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы. Не случайно даже появилось определение «тургеневский роман». Можно говорить о Тургеневе и как о создателе русского романа. Романы писателя — это поиск героя и возможных путей развития общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий