воскресенье, 6 октября 2013 г.

Словарная работа с текстом "Капитанской дочки"

«Капитанская дочка»
Глава 1
1. Внимательно прочитайте эпиграф к повести. Найдите его в тексте главы 1. Кто из героев его “озвучивает”? Выпишите реплику этого героя полностью.
2. Пользуясь примечаниями к повести, словарями (этимологическим и толковым), объясните следующие слова: премьер-майор, дядька, ментор, каналья, басурман. В каком значении они употребляются, кого характеризуют?
3. «Капитанская дочка» — "история, развитая в вымышленном повествовании".
А. В какое время (в чьё правление) происходит её действие?
Б. В какие годы (примерно) служил в гвардии Андрей Петрович Гринёв? (См. первые строки повести.)
4. Объясните выражения:

  • паче всякого чаяния,
  • семь бед, один ответ,
  • свычаи и обычаи,
  • бегать по девичьим,
  • потянет лямку да понюхает пороху,
  • чем Бог послал,
  • мадам, же ву при,
  • взашеи прогоню.
5. Что такое:
  • пашпорт,
  • погребец с чайным прибором,
  • местечко,
  • кий?
6. Где находится Симбирск? Как этот город называется сейчас?
7. Как, по вашему мнению, произошло выражение “Ахти Господи”?
8. “Соскуча” — какая часть речи?
Глава 2
1. Выпишите из разговора хозяина постоялого двора и попутчика Гринёва все пословицы.
2. Кто такие: дорожный, вожатый? Что такое жило? Какие это части речи?
3. Описание снежной бури выучите наизусть со слов “Ямщик поскакал” до слов “И скоро стали”.
4. Как вы понимаете выражения:
  • зашёл к куме, да засел в тюрьме,
  • хомут не свой, погоняй не стой,
  • не твоя печаль,
  • держать в ежовых рукавицах.
5. Где находятся киргиз-кайсацкие степи? Как теперь называется река Яик?
6. Объясните значения слов: облучок, авось, сударь, армяк, целовальник, умёт, холоп.
7. Речь какого героя главы 2 передаётся Пушкиным особенно специфическим образом? Для чего это делается?
Глава 3
1. Объясните значения слов: инвалид, девка, “я его хозяйка”, вопрошатель, приданое.
2. Перечитайте описание пейзажа в начале главы: “С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными”. Передаёт ли пейзаж душевное состояние Гринёва? Какое?
3. Объясните смысл пословиц:
  • На грех мастера нет;
  • Стерпится, слюбится;
  • Прошу любить и жаловать.
4. Для чего Швабрин представляет Гринёву Машу дурочкой?
5. К каким частям речи относятся следующие слова: чаятельно, осьмнадцать? Каково их значение?
Глава 4
1. Объясните значения слов: сатисфакция, фортеция, мировая.
2. “Переведите” пословицы:
  • Брань на вороту не виснет;
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
3. Предположите происхождение слов: душегубство, злоязычник.
Глава 5
1. Объясните значения слов: перевязь, цирюльник, суженая.
2. Перечитайте письмо Савельича Андрею Петровичу Гринёву. В чём особенность его речи? Что вы можете сказать о нём по этому письму?
Глава 6
1. “Схвачен был башкирец с возмутительными листами”. О каких листах идёт речь?
2. “Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке)… У него не было ни носа, ни ушей”. Как эти внешние приметы говорят о прошлом башкирца? (Найдите ответ в тексте.)
3. Найдите в тексте повести слова, сказанные от имени самого автора.
4. “Хорошо, коли дождёмся сикурса; ну а коли злодеи возьмут крепость?” — говорит Иван Кузьмич. Объясните слово “сикурс”.
Глава 7
1. В «Капитанской дочке» описывается одна из важных страниц истории России. Возникают ли у вас вопросы, которые вы хотели бы задать историку, проясняя факты или детали Пугачёвского бунта? Сформулируйте их.
2. Просмотрите названия глав и эпиграфы к ним, проследите их логическую последовательность.
3. Объясните выражения:
  • гарнизон стоял в ружьё,
  • в животе и смерти Бог волен.
4. “Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!»” Что значит: бравые и присяжные?
5. Из каких людей состояло войско Пугачёва?
6. “Да коли успеешь, надень на Машу сарафан” — зачем?
7. “Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооружённый тупыми своими ножницами, резал у них косы”. О каких косах идёт речь?
Глава 8
1. Найдите эпитет, взятый для описания глаз (взгляда) Пугачёва.
2. Объясните выражения:
  • Господи владыко, дождались мы праздника!;
  • небо с овчинку показалось;
  • кто ни поп, тот батька;
  • как у Христа за пазушкой.
Глава 9
1. Объясните выражения:
  • конь и о четырёх ногах да спотыкается;
  • с лихой собаки хоть шерсти клок.
Кто их произносит?
2. Найдите эпитет, говорящий о глазах Пугачёва.
3. Почему Пугачёв дарит Гринёву именно шубу и полтину денег?
4. Гринёв передаёт настроение Пугачёва как “припадок великодушия”. Каким образом эти слова передают отношение Гринёва к Пугачёву?
Глава 10
1. “…увидели мы толпу… с обритыми головами, с лицами, обезображенными щипцами палача”. Подробнее объясните эту деталь.
2. “Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам” — каков, таким образом, жанр повести?
3. Объясните слово доброконные.
Глава 11
1. Объясните выражение “ни за что пропадёшь”.
2. Почему Савельич едет вместе с Гринёвым? Найдите его реплики по этому поводу.
3. Почему Гринёв возвращается за Савельичем, попавшим в руки пугачёвского караула?
4. Найдите словa о сподвижниках Пугачёва.
5. Почему Гринёв не хочет делить трапезу с Пугачёвым (см. гл. 6 — почему он отказывается от вина)?
6. “Доселе оружие моё было счастливо”, — говорит Пугачёв. В каком значении употребляется слово “счастье”?
7. Что такое прототип?
Глава 12
1. “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева”. Чем вызвано презрение Гринёва?
Главы 13, 14
1. Объясните выражения:
  • Вот ужо тебе будет баня, с твоею хозяюшкою!;
  • из огня да в полымя;
  • сабли наголо.
2. В главе 13 вновь появляется Зурин. Чем его портрет из главы 1 отличается от того, который был дан в главе 13? Почему повествование начинается и заканчивается явлением Зурина?
3. Почему Гринёв отказывается объяснить перед судом, зачем оставил службу и покинул Оренбург?
4. Лексика, стиль, настроение главы 14 отличаются от предыдущих. Почему? С чем связаны эти изменения?
Дополнительные задания
1. Даны эпиграфы к главам «Капитанской дочки», расположенные в произвольном порядке. Восстановите последовательность эпиграфов.
2. Даны названия глав «Капитанской дочки», расположенные в произвольном порядке. Восстановите их последовательность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога