А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ПУГАЧЕВЩИНА (1—2 часа)
— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.
Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с классом с элементами пересказа и
— Расскажите, что узнал юный Гринев о восставших казаках и убийстве генерал-майора Траубенберга. Чей голос слышит читатель за строками повествования Петруши Гринева?
(Несобственно-прямая речь: явно сначала «говорит» автор, затем неплавный переход — «Обращаюсь к своему рассказу». После этого — повествование «бытового свойства» Петруши Гринева.)
— Как Белогорская крепость готовилась к сражению с войском Пугачева?
Словообразовательная цепочка: Пугачев < Пугач< пугать.
Вспомним, что предводитель крестьянского восстания — Емельян сын Иванов, т. е. по всем правилам образования русских фамилий должен был стать Ивановым. Кстати, брата его, также участника восстания, никто Пугачевым или Пугачом не называл, и имя его упоминается редко.
— Почему комендант крепости скрывает от новости о приближении восставших казаков и крестьян? Чего он боится? Аргументируйте свой ответ.
— Почему его супруга нападения на крепость «всяких там киргизсцев» называет «такими пустяками»?
— Для чего в оренбургской степи были поставлены небольшие крепости наподобие Белогорской?
— Дает ли автор повести объяснения по поводу «незаконопослушного» поведения казаков и некоторой части местного населения, в основном башкир? Как вы думаете почему?
(Установка на то, что у читателя возникнут вопросы; желая получить на них ответы, он откроет либо «Историю Пугачевского бунта», либо другую литературу. Тем самым автор учит читателя задумыватьсянад читаемым.)
— Как раскрываются характеры персонажей во время подготовки к отражению войск Пугачева? Что доминирует в характере капитана Миронова?
— Прочитайте фрагмент повести на с. 147—151 учебника. Что мы можем сказать о характере комендантши?
(«Что смеет еще нам предлагать? ...Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего,
слава Богу, насмотрелись?» — Перед нами верная жена-соратница, тип настоящей офицерской жены, для которой служба ее мужа одновременно и ее служба. Следовательно, и клятвы, которые давал ее муж, его присяги — это и ее клятвы и присяги. Миронова не боится ни «киргизсцев», ни Пугачева, так как привыкла жить в ожидании военных действий. Живя интересами мужа и семьи, Василиса Егоровна отказывается покинуть крепость перед ее осадой: для нее муж и жена — одна судьба. На таких простых и верных царю дворянских
семьях и держались армия, само Отечество.)
— Встречаются ли в этой главе нравоучения взрослого рассказчика, отражающие мысли автора? Если да, зачитайте их.
(«Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».)
— Согласны ли вы с этим высказыванием?
— Что происходит в самой Белогорской крепости? Почему так неоднозначно восприятие пугачевщины людьми разных сословий и национальностей?
— Как проявляется характер Петра Гринева во время ожидания нападения на крепость?
— Каково его отношение к Маше Мироновой?
— О чем говорят молодые люди при прощании? Как это их характеризует?
— Понимают ли все офицеры, какая надвигается на них опасность? Аргументируйте свой ответ.
3. Работа по группам (cooperative learning).
Класс разбивается на 4—5 групп, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).
1. ... 1. ...
2. ... 2. ...
3. ... 3. ..
4. Обобщение после отчета групп о выполнении заданий.
5. Домашнее задание.
Для всего класса:
— перечитать главы XI—XIII;
— прочитать статью В. И. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» (с. 212—215 учебника);
— ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 на с. 215.
Индивидуальные задания:
— подобрать цитаты для характеристики Пугачева, Швабрина, Екатерины II.
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден — плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
Цели уроков:— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.
Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с классом с элементами пересказа и
словесного рисования.
— Расскажите, что узнал юный Гринев о восставших казаках и убийстве генерал-майора Траубенберга. Чей голос слышит читатель за строками повествования Петруши Гринева?(Несобственно-прямая речь: явно сначала «говорит» автор, затем неплавный переход — «Обращаюсь к своему рассказу». После этого — повествование «бытового свойства» Петруши Гринева.)
— Как Белогорская крепость готовилась к сражению с войском Пугачева?
Словообразовательная цепочка: Пугачев < Пугач< пугать.
Вспомним, что предводитель крестьянского восстания — Емельян сын Иванов, т. е. по всем правилам образования русских фамилий должен был стать Ивановым. Кстати, брата его, также участника восстания, никто Пугачевым или Пугачом не называл, и имя его упоминается редко.
— Почему комендант крепости скрывает от новости о приближении восставших казаков и крестьян? Чего он боится? Аргументируйте свой ответ.
— Почему его супруга нападения на крепость «всяких там киргизсцев» называет «такими пустяками»?
— Для чего в оренбургской степи были поставлены небольшие крепости наподобие Белогорской?
— Дает ли автор повести объяснения по поводу «незаконопослушного» поведения казаков и некоторой части местного населения, в основном башкир? Как вы думаете почему?
(Установка на то, что у читателя возникнут вопросы; желая получить на них ответы, он откроет либо «Историю Пугачевского бунта», либо другую литературу. Тем самым автор учит читателя задумыватьсянад читаемым.)
— Как раскрываются характеры персонажей во время подготовки к отражению войск Пугачева? Что доминирует в характере капитана Миронова?
— Прочитайте фрагмент повести на с. 147—151 учебника. Что мы можем сказать о характере комендантши?
(«Что смеет еще нам предлагать? ...Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего,
слава Богу, насмотрелись?» — Перед нами верная жена-соратница, тип настоящей офицерской жены, для которой служба ее мужа одновременно и ее служба. Следовательно, и клятвы, которые давал ее муж, его присяги — это и ее клятвы и присяги. Миронова не боится ни «киргизсцев», ни Пугачева, так как привыкла жить в ожидании военных действий. Живя интересами мужа и семьи, Василиса Егоровна отказывается покинуть крепость перед ее осадой: для нее муж и жена — одна судьба. На таких простых и верных царю дворянских
семьях и держались армия, само Отечество.)
— Встречаются ли в этой главе нравоучения взрослого рассказчика, отражающие мысли автора? Если да, зачитайте их.
(«Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».)
— Согласны ли вы с этим высказыванием?
— Что происходит в самой Белогорской крепости? Почему так неоднозначно восприятие пугачевщины людьми разных сословий и национальностей?
— Как проявляется характер Петра Гринева во время ожидания нападения на крепость?
— Каково его отношение к Маше Мироновой?
— О чем говорят молодые люди при прощании? Как это их характеризует?
— Понимают ли все офицеры, какая надвигается на них опасность? Аргументируйте свой ответ.
3. Работа по группам (cooperative learning).
Класс разбивается на 4—5 групп, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).
ЗАДАНИЕ 1
- Перечитайте главу VII «Приступ».
- Расскажите о мыслях, чувствах и переживаниях Петра Гринева во время штурма Белогорской крепости.
- Как вели себя офицеры, солдаты и жители во время штурма и после захвата Белогорской крепости?
- Опишите сцену благословения комендантом своей семьи. Какие чувства вызвала у вас эта сцена? Что вам кажется главным, значимым в этом эпизоде? Аргументируйте свой ответ, приводя цитаты из текста.
- Расскажите, как вели себя царские офицеры во время казни. О чем думал и что пережил Петр Гринев? Почему никто, кроме Швабрина, до казни офицеров не пошел на службу к Пугачеву?
- Какая участь постигла Василису Егоровну? Как она вела себя перед смертью? Изменилось ли что-нибудь в ее характере от страха и унижения? Почему? Обоснуйте свой ответ.
ЗАДАНИЕ 2
- Перечитайте главу VIII «Незваный гость».
- Расскажите, как вели себя пугачевцы после захвата Белогорской крепости. Похожи ли восставшие на идейных борцов с самодержавием? Случайно ли такое подробное описание мародерства? Можем ли мы утверждать, что в этом описании скрыта точка зрения автора на происшедшие события?
- Как характеризует Савельича его поведение после захвата крепости? Почему именно Савельич, а не Гринев узнал в Пугачеве вожатого? Правдоподобно ли такое поведение персонажей?
- Какие «знаки отличия» были выколоты на груди Пугачева? Как вы думаете, о чем они говорят?
- Охарактеризуйте внезапно возникшие отношения между предводителем восставших и офицером Гриневым. Что поражает в этих отношениях? Почему? Аргументируйте свой ответ.
ЗАДАНИЕ 3
- Перечитайте главу IX «Разлука».
- Расскажите о необычном в такой ситуации поведении Савельича. Как оно его характеризует? Случайно ли Гринев-старший сделал когда-то Савельича наставником своего сына? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.
- Что переживает Петр Гринев, помилованный самозванцем? Какие думы его терзают? Что его больше всего угнетает? («Состояние бедной, беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников, собственное мое бессилие устрашали меня. Швабрин, Швабрин пуще всего терзал мое воображение».)
- Расскажите, как ведет себя Пугачев по отношению к Гриневу и его дядьке Савельичу. В чем причина такого благодушия очень жестокого человека? Как это характеризует предводителя мятежников?
- Создайте упрощенный портрет предводителя крестьянского восстания:
- Внешность, поведение. Черты характера
1. ... 1. ...
2. ... 2. ...
3. ... 3. ..
ЗАДАНИЕ 4
- Перечитайте те эпизоды повести, в которых появляется или упоминается Пугачев. Выпишите цитаты, характеризующие личность и поведение предводителя крестьянского восстания.
- Сравните портреты Пугачева, созданные А. С. Пушкиным, сделав упор на портретах в главах «Вожатый», «Приступ» и «Незваный гость». Как меняется внешность Пугачева в зависимости от обстоятельств? Что остается неизменным?
- В чем проявляется незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские способности Емельяна Пугачева? Как эти качества оценивает Гринев-рассказчик? Как к ним относится Пушкин-историк?
- Какие поступки Пугачева характеризуют его как человека великодушного, справедливого?
- Письменно на основе цитат, выписанных при выполнении заданий 1 и 2, создайте обобщенный портрет Емельяна Пугачева. Подумайте над тем, что выделяет, подчеркивает автор в этом образе, каково авторское отношение к персонажу.
ЗАДАНИЕ 5
- Перечитайте главу X «Осада города».
- Объясните, почему старый боевой генерал принял неверное решение — выбрал «тактику оборонительную». К каким последствиям это привело?
- Почему Пушкин-прозаик ничего не пишет о многодневной осаде Оренбурга? На чем более важном и необходимом для понимания психологии восставших и обороняющих останавливает наше внимание автор? («Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам...» — пишет Гринев-рассказчик, читай: Пушкин. И наступавшие, и обороняющиеся зачастую хорошо знали друг друга, многие были в родственных связях — Пушкин-историк рисует уже войну гражданскую, между гражданами одного государства, а потому бессмысленную и беспощадную. В то же время Максимыч, урядник, часто видевший Гринева, видимо, по-доброму сетовал, что прапорщик себя в бою не бережет, да и письмо взялся передать от Марьи Ивановны. Война не отменила простых человеческих отношений, человеческой симпатии и желания помочь друг другу. В этом и заключаются парадоксы войны.)
- Расскажите, что случилось с Машей Мироновой. Почему она просит помощи именно у Гринева? Почему не просит милости у «императора Петра III», т. е. у Пугачева? Обоснуйте свой ответ.
- Какие черты характера обнаружил Гринев в своих отношениях с Машей Мироновой? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.
4. Обобщение после отчета групп о выполнении заданий.
5. Домашнее задание.
Для всего класса:
— перечитать главы XI—XIII;
— прочитать статью В. И. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» (с. 212—215 учебника);
— ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 на с. 215.
Индивидуальные задания:
— подобрать цитаты для характеристики Пугачева, Швабрина, Екатерины II.
Комментариев нет:
Отправить комментарий