Первое домашнее задание по «Грозе».
1. Перечитайте перечисленные
ниже сцены драмы «Гроза» и отметьте в тексте наиболее важные цитаты,
характеризующие героев пьесы: Катерину, Кабаниху, Тихона, Варвару. Сделайте
вывод (устно) о характерах названных персонажей на основе анализа этих
сцен. Подумайте, что отличает Катерину от Варвары, Кабанихи. Может быть,
они чем-то и похожи?
Катерина и Кабаниха:
1
действие, явления 5-9; 2 действие,
явления 3-7; 3 действие,
явления 1-2;
Катерина и Варвара:
1
действие, явления 6-9; 2 действие,
явления 2, 7-9: действие,
явление 4; сцена вторая - явления 1-5;
Катерина и Тихон:
1 действие,
явления 5-6; 2 действие,
явления 2-5;
2. Читая пьесу, отмечайте в
тексте (всей пьесы) мотивы «красоты», «времени», «грозы», «воли». Какие ещё
мотивы вы заметили в пьесе? Как
появление этих слов, звучание этих мотивов в речи персонажей помогает
лучше понять их характеры и мировоззрение? В каких значениях эти слова
появляются в речи разных персонажей?
Второе домашнее задание по «Грозе».
Дикой и Кабаниха
Подумайте над вопросом, можно ли поставить знак равенства между характером Дикого и характером Кабанихи. В чем сходство их поведения в семье и в городе? В чем разница? Каковы вообще мотивы поведения Кабанихи? Обратите внимание на ее маленький монолог в шестом явлении первого действия, на ее диалог с Диким во втором явлении третьего действия.
Катерина
Главное задание - дайте характеристику главной героине, Катерине.
Главное задание - дайте характеристику главной героине, Катерине.
Примерный план ответа (устного, но тезисы и цитаты запишите в тетрадь)
- ДЕТСТВО КАТЕРИНЫ, ЕЁ ЖИЗНЬ В ДЕВИЧЕСТВЕ; КАК ОНА САМА ГОВОРИТ О СВОЁМ НЫНЕШНЕМ И ТОГДАШНЕМ СОСТОЯНИИ, НАСТРОЕНИИ?
- ОТНОШЕНИЕ КАТЕРИНЫ К КАБАНИХЕ;
- ОТНОШЕНИЕ КАТЕРИНЫ К ТИХОНУ И К СВОЕЙ СТРАСТИ К БОРИСУ.
Эпизоды
- ДЕТСТВО КАТЕРИНЫ, ЕЁ ЖИЗНЬ В ДЕВИЧЕСТВЕ; КАК ОНА САМА ГОВОРИТ О СВОЁМ НЫНЕШНЕМ И ТОГДАШНЕМ СОСТОЯНИИ, НАСТРОЕНИИ?
- ОТНОШЕНИЕ КАТЕРИНЫ К КАБАНИХЕ;
- ОТНОШЕНИЕ КАТЕРИНЫ К ТИХОНУ И К СВОЕЙ СТРАСТИ К БОРИСУ.
Эпизоды
ГЛАВНЫЕ ЭПИЗОДЫ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИХ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЕЩЁ РАЗ С
КАРАНДАШОМ В РУКЕ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО МОТИВЫ!!!):
Критика
- "Сцена прощания Тихона и Катерины" ( 2 действие, явления 3-7)
- "Сцена с ключом" (2 действие, явления 8-10)
- "Сцена в овраге" (3 действие, 2 сцена)
- "Сцена признания" (4 действие, явления 4-6)
- "Сцена прощания Катерины с Борисом" (5 действие, явления 2-4)
Критика
ВЫ ДОЛЖНЫ БУДЕТЕ РАССКАЗЫВАТЬ ОБ ОЦЕНКЕ ЭТОЙ ПЬЕСЫ В
КРИТИКЕ. РЕШАЙТЕСЬ БЫСТРЕЙ, КТО БУДЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ!
Третье домашнее задание по «Грозе».
Подготовьте устные ответы на следующие вопросы:
- - В ЧЁМ СОСТОИТ ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ?
- - ПОЧЕМУ КАТЕРИНА СОЗНАЁТСЯ В СВОЁМ ГРЕХЕ?
- - ПОЧЕМУ КАТЕРИНА РЕШАЕТ БРОСИТЬСЯ В ВОЛГУ?
- - В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛЬНОЙ СЦЕНЫ ПЬЕСЫ?
ГОТОВИМ СООБЩЕНИЕ О КРИТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ, ПОСВЯЩЁННЫХ ДРАМЕ
"ГРОЗА".
Доклады
НУЖНО РАССКАЗАТЬ ОБ ОЦЕНКЕ АВТОРОМ СТАТЬИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ, ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, А ТАКЖЕ ОБО ВСЁМ, ЧТО ПОКАЖЕТСЯ ВАМ ВАЖНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, СПОРНЫМ, ОРИГИНАЛЬНЫМ В ТРАКТОВКЕ ПЬЕСЫ. ВЫ МОЖЕТЕ ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В КОНЦЕ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ИНФОРМАЦИЮ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ В УЧЕБНИКЕ, В ИНТЕРНЕТЕ.
ДОКЛАД ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕН УСТНО, ЧИТАТЬ ЕГО ТЕКСТ ПОЛНОСТЬЮ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. С ВОПРОСАМИ ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ.
КРИТИКА
НУЖНО РАССКАЗАТЬ ОБ ОЦЕНКЕ АВТОРОМ СТАТЬИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ, ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, А ТАКЖЕ ОБО ВСЁМ, ЧТО ПОКАЖЕТСЯ ВАМ ВАЖНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, СПОРНЫМ, ОРИГИНАЛЬНЫМ В ТРАКТОВКЕ ПЬЕСЫ. ВЫ МОЖЕТЕ ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В КОНЦЕ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ИНФОРМАЦИЮ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ В УЧЕБНИКЕ, В ИНТЕРНЕТЕ.
ДОКЛАД ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕН УСТНО, ЧИТАТЬ ЕГО ТЕКСТ ПОЛНОСТЬЮ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. С ВОПРОСАМИ ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ.
КРИТИКА
- Добролюбов Н.А. Статья «Луч света в темном царстве» (в сокращении)
- Аполлон Александрович Григорьев: После «Грозы» Островского (в сокращении)
- Писарев Д.М. Статья «Мотивы русской драмы» (в сокращении)
- Дарья МЕНДЕЛЕЕВА: После “Грозы”, или Несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой
- ВАДИМ РУДНЕВ О "ГРОЗЕ
Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Вопросы для анализа текста
1.
В пьесах Островского фамилии и имена персонажей часто
значимы, говорящи. Подумайте, какой смысл вложен в фамилии и имена героев «Грозы»
и «Бесприданницы». Используйте словарь В.И. Даля. Исчерпываются ли характеры
персонажей их словарными характеристиками? По каким признакам характеризуются
герои? Почему о Робинзоне ничего не сказано? Какое значение имеет указание
Островского, что действие «Бесприданницы» происходит в настоящее время?
2.
Попробуйте самостоятельно определить главные элементы
сюжета в этих пьесах (ЗАВЯЗКА-КУЛЬМИНАЦИЯ-РАЗВЯЗКА).
3.
В драматургическом произведении средством
психологической характеристики героев являются прежде всего их действия,
бытовой диалог. Характеры раскрываются постепенно, по мере созревания, развития
и разрешения драматического конфликта. Проанализируйте первые действия пьес и
ответьте на вопросы:
- Что мы узнаем о городе и его нравах из 1-4 явлений?
- В какой момент в «Грозе» раздаются удары грома:
- Почему Карандышев позволяет себе такой тон в разговоре с Ларисой? Какой смысл вкладывает Лариса в понятие «идеал мужчины»?
- Почему семейство Кабановых появляется только в пятом явлении?
- Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)?
- Что означает реплика Варвары «Я хуже тебя!»?
- Как Паратов реагирует на известие о предстоящем замужестве Ларисы?
- Когда впервые появляются мотивы грозы и купли-продажи соответсвенно?
- Кто из героев «Бесприданницы» говорит о смерти в 1 действии?
4.
«Гроза». Действие 2.
Проанализируйте сцену прощания.
Чего надобно Кабанихе от Катерины?
Проанализировав сцену с ключом,
попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины.
5.
«Бесприданница». Действие 2.
- Проследите развитие мотива купли-продажи (явл. 1,2,7).
- Почему Карандышев не хочет выполнить просьбу Ларисы и уехать в деревню?
- Перечитайте разговор Ларисы и Карандышева (явл. 4). Что в пьсе характеризует сердце Паратова? Как и кем ведется борьба за его сердце в дальнейшем?
Рассмотрите диалог Ларисы и
Паратова (явл.8). Сравните поведение героев с поведением героев Шекспира и
Пушкина, с поведением героев романса.
6.
«Гроза». Действие 3.
- Сравните диалог явления 3 с диалогом во втором действии (явл.4). Почему не понимают Катерину?
- Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах», диалог горожан о «геенне огненной» и «Литве, с неба упавшей»? Проследите поведение и оценку Кулигина. Какова его роль в пьесе?
7.
«Бесприданница» Действие 3.
- Можно ли говорить, что Карандышев своим поведением пародирует Паратова?
- Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на просьбы гостей? Проследите реакцию гостей на пение Ларисы.
- Подумайте, почему Лариса согласилась ехать с Паратовым?
- Проследите психологические мотивы поведения Карандышева. Что значит «смешной человек»?
8.
«Гроза». Действие 4.
- Что значат слова сумасшедшей барыни о красоте?
- Почему Катерина признается в грехе принародно?
- Проследите употребление героями пьесы слова воля. Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев?
Комментариев нет:
Отправить комментарий