понедельник, 7 октября 2013 г.

ВСЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСТРОВСКОМУ

Первое домашнее задание по «Грозе».

1. Перечитайте перечисленные ниже сцены драмы «Гроза» и отметьте в тексте наиболее важные цитаты, характеризующие героев пьесы: Катерину, Кабаниху, Тихона, Варвару. Сделайте вывод (устно) о характерах названных персонажей на основе анализа этих сцен. Подумайте, что отличает Катерину от Варвары, Кабанихи. Может быть, они чем-то и похожи?
 Катерина и Кабаниха: 
1 действие, явления 5-9;  2 действие, явления 3-7; 3 действие, явления 1-2;
Катерина и Варвара: 
1 действие, явления 6-9;  2 действие, явления 2, 7-9:  действие, явление 4; сцена вторая - явления 1-5;
Катерина и Тихон: 
1 действие, явления 5-6; 2 действие, явления 2-5;

2. Читая пьесу, отмечайте в тексте (всей пьесы) мотивы «красоты», «времени», «грозы», «воли». Какие ещё мотивы вы заметили в пьесе? Как  появление этих слов, звучание этих мотивов в речи персонажей помогает лучше понять их характеры и мировоззрение? В каких значениях эти слова появляются в речи разных персонажей?   

Второе домашнее задание по «Грозе».

Дикой и Кабаниха
Подумайте над вопросом, можно ли поставить знак равенства между характером Дикого и характером Кабанихи. В чем сходство их поведения в семье и в городе? В чем разница? Каковы вообще мотивы поведения Кабанихи? Обратите внимание на ее маленький монолог в шестом явлении первого действия, на ее диалог с Диким во втором явлении третьего действия. 
Катерина
Главное задание - дайте характеристику главной героине, Катерине.
Примерный план ответа (устного, но тезисы и цитаты запишите в тетрадь)
- ДЕТСТВО КАТЕРИНЫ, ЕЁ ЖИЗНЬ В ДЕВИЧЕСТВЕ; КАК ОНА САМА ГОВОРИТ О СВОЁМ НЫНЕШНЕМ И ТОГДАШНЕМ СОСТОЯНИИ, НАСТРОЕНИИ?
- ОТНОШЕНИЕ КАТЕРИНЫ К КАБАНИХЕ;
- ОТНОШЕНИЕ КАТЕРИНЫ К ТИХОНУ И К СВОЕЙ СТРАСТИ К БОРИСУ.
Эпизоды
ГЛАВНЫЕ ЭПИЗОДЫ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИХ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЕЩЁ РАЗ С КАРАНДАШОМ В РУКЕ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО МОТИВЫ!!!):

  • "Сцена прощания Тихона и Катерины" ( 2 действие, явления 3-7)
  • "Сцена с ключом" (2 действие, явления 8-10)
  • "Сцена в овраге" (3 действие, 2 сцена)
  • "Сцена признания" (4 действие, явления 4-6)
  • "Сцена прощания Катерины с Борисом" (5 действие, явления 2-4)

Критика
ВЫ ДОЛЖНЫ БУДЕТЕ РАССКАЗЫВАТЬ ОБ ОЦЕНКЕ ЭТОЙ ПЬЕСЫ В КРИТИКЕ. РЕШАЙТЕСЬ БЫСТРЕЙ, КТО БУДЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ!

Третье домашнее задание по «Грозе».

Подготовьте устные ответы на следующие вопросы:
  • - В ЧЁМ СОСТОИТ ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ?
  • - ПОЧЕМУ КАТЕРИНА СОЗНАЁТСЯ В СВОЁМ ГРЕХЕ?
  • - ПОЧЕМУ КАТЕРИНА РЕШАЕТ БРОСИТЬСЯ В ВОЛГУ?
  • - В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛЬНОЙ СЦЕНЫ ПЬЕСЫ?

ГОТОВИМ СООБЩЕНИЕ О КРИТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ, ПОСВЯЩЁННЫХ ДРАМЕ "ГРОЗА". 
Доклады
НУЖНО РАССКАЗАТЬ ОБ ОЦЕНКЕ АВТОРОМ СТАТЬИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ, ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, А ТАКЖЕ ОБО ВСЁМ, ЧТО ПОКАЖЕТСЯ ВАМ ВАЖНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, СПОРНЫМ, ОРИГИНАЛЬНЫМ В ТРАКТОВКЕ ПЬЕСЫ. ВЫ МОЖЕТЕ ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В КОНЦЕ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ИНФОРМАЦИЮ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ В УЧЕБНИКЕ, В ИНТЕРНЕТЕ.

ДОКЛАД ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕН УСТНО, ЧИТАТЬ ЕГО ТЕКСТ ПОЛНОСТЬЮ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. С ВОПРОСАМИ ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ.
КРИТИКА

  • Добролюбов Н.А. Статья «Луч света в темном царстве»  (в сокращении)
  • Аполлон Александрович Григорьев: После «Грозы» Островского (в сокращении)
  • Писарев Д.М. Статья «Мотивы русской драмы» (в сокращении)
  • Дарья МЕНДЕЛЕЕВА: После “Грозы”,  или Несколько слов о Марфе Игнатьевне Кабановой
  • ВАДИМ РУДНЕВ О "ГРОЗЕ

Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Вопросы для анализа текста

1.      В пьесах Островского фамилии и имена персонажей часто значимы, говорящи. Подумайте, какой смысл вложен в фамилии и имена героев «Грозы» и «Бесприданницы». Используйте словарь В.И. Даля. Исчерпываются ли характеры персонажей их словарными характеристиками? По каким признакам характеризуются герои? Почему о Робинзоне ничего не сказано? Какое значение имеет указание Островского, что действие «Бесприданницы» происходит в настоящее время?
2.      Попробуйте самостоятельно определить главные элементы сюжета в этих пьесах (ЗАВЯЗКА-КУЛЬМИНАЦИЯ-РАЗВЯЗКА).
3.      В драматургическом произведении средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия, бытовой диалог. Характеры раскрываются постепенно, по мере созревания, развития и разрешения драматического конфликта. Проанализируйте первые действия пьес и ответьте на вопросы:
  • Что мы узнаем о городе и его нравах  из 1-4 явлений?
  • В какой момент в  «Грозе» раздаются удары грома:
  • Почему Карандышев позволяет себе такой тон в разговоре с Ларисой? Какой смысл вкладывает Лариса в понятие «идеал мужчины»?
  • Почему семейство Кабановых появляется только в пятом явлении?
  • Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)?
  • Что означает реплика Варвары «Я хуже тебя!»?
  • Как Паратов реагирует на известие о предстоящем замужестве Ларисы?
  • Когда впервые появляются мотивы грозы и купли-продажи соответсвенно?
  • Кто из героев «Бесприданницы» говорит о смерти в 1 действии?

4.      «Гроза». Действие 2.
Проанализируйте сцену прощания. Чего надобно Кабанихе от Катерины?
Проанализировав сцену с ключом, попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины.
5.      «Бесприданница». Действие 2.
  • Проследите развитие мотива купли-продажи (явл. 1,2,7).
  • Почему Карандышев не хочет выполнить просьбу Ларисы и уехать в деревню?
  • Перечитайте разговор Ларисы и Карандышева (явл. 4). Что в пьсе характеризует сердце Паратова? Как и кем ведется борьба за его сердце в дальнейшем?

Рассмотрите диалог Ларисы и Паратова (явл.8). Сравните поведение героев с поведением героев Шекспира и Пушкина, с поведением героев романса.

6.      «Гроза». Действие 3.
  • Сравните диалог явления 3 с диалогом во втором действии (явл.4). Почему не понимают Катерину?
  • Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах», диалог горожан о «геенне огненной» и «Литве, с неба упавшей»? Проследите поведение и оценку Кулигина. Какова его роль в пьесе? 

7.      «Бесприданница» Действие 3.
  • Можно ли говорить, что Карандышев своим поведением пародирует Паратова?
  • Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на просьбы гостей? Проследите реакцию гостей на пение Ларисы.
  • Подумайте, почему Лариса согласилась ехать с Паратовым?
  • Проследите психологические мотивы поведения Карандышева. Что значит «смешной человек»?

8.      «Гроза». Действие 4.
  • Что значат слова сумасшедшей барыни о красоте?
  • Почему Катерина признается в грехе принародно?
  • Проследите употребление героями пьесы слова воля. Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев?

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога