понедельник, 7 октября 2013 г.

Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». Вопросы для анализа текста

Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Вопросы для анализа текста

1.      В пьесах Островского фамилии и имена персонажей часто значимы, говорящи. Подумайте, какой смысл вложен в фамилии и имена героев «Грозы» и «Бесприданницы». Используйте словарь В.И. Даля. Исчерпываются ли характеры персонажей их словарными характеристиками? По каким признакам характеризуются герои? Почему о Робинзоне ничего не сказано? Какое значение имеет указание Островского, что действие «Бесприданницы» происходит в настоящее время?
2.      Попробуйте самостоятельно определить главные элементы сюжета в этих пьесах.
3.      В драматургическом произведении средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия, бытовой диалог. Характеры раскрываются постепенно, по мере созревания, развития и разрешения драматического конфликта. Проанализируйте первые действия пьес и ответьте на вопросы:
  • Что мы узнаем о городе и его нравах  из 1-4 явлений?
  • В какой момент в  «Грозе» раздаются удары грома:
  • Почему Карандышев позволяет себе такой тон в разговоре с Ларисой? Какой смысл вкладывает Лариса в понятие «идеал мужчины»?
  • Почему семейство Кабановых появляется только в пятом явлении?
  • Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)?
  • Что означает реплика Варвары «Я хуже тебя!»?
  • Как Паратов реагирует на известие о предстоящем замужестве Ларисы?
  • Когда впервые появляются мотивы грозы и купли-продажи соответсвенно?
  • Кто из героев «Бесприданницы» говорит о смерти в 1 действии?

4.      «Гроза». Действие 2.
Проанализируйте сцену прощания. Чего надобно Кабанихе от Катерины?
Проанализировав сцену с ключом, попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины.
5.      «Бесприданница». Действие 2.
Проследите развитие мотива купли-продажи (явл. 1,2,7).
Почему Карандышев не хочет выполнить просьбу Ларисы и уехать в деревню?
Перечитайте разговор Ларисы и Карандышева (явл. 4). Что в пьсе характеризует сердце Паратова? Как и кем ведется борьба за его сердце в дальнейшем?
Рассмотрите диалог Ларисы и Паратова (явл.8). Сравните поведение героев с поведением героев Шекспира и Пушкина, с поведением героев романса.
6.      «Гроза». Действие 3.
Сравните диалог явления 3 с диалогом во втором действии (явл.4). Почему не понимают Катерину?
Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах», диалог горожан о «геенне огненной» и «Литве, с неба упавшей»? Проследите поведение и оценку Кулигина. Какова его роль в пьесе? 
7.      «Бесприданница» Действие 3.
Можно ли говорить, что Карандышев своим поведением пародирует Паратова?
Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на просьбы гостей? Проследите реакцию гостей на пение Ларисы.
Подумайте, почему Лариса согласилась ехать с Паратовым?
Проследите психологические мотивы поведения Карандышева. Что значит «смешной человек»?
8.      «Гроза». Действие 4.
Что значат слова сумасшедшей барыни о красоте?
Почему Катерина признается в грехе принародно?
Проследите употребление героями пьесы слова воля. Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев?



1 комментарий:

Архив блога