среда, 20 февраля 2013 г.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

МАКСИМ  ГОРЬКИЙ.  «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты.

М. Горький
Цели уроков:
— знакомство учащихся с творчеством Максима Горького;
— закрепление представлений семиклассников об автобиографической прозе;
— обучение фрагментарному анализу произведения;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Форма уроков: синтетический урок, уроки чтения и изучения произведения, включающие в себя слово учителя (презентация), сообщение учащегося (при необходимости), чтение фрагментов произведения, пересказ эпизодов, рассказ о персонаже, беседу  о  прочитанном.

УРОК ПЕРВЫЙ

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА
1. Слово учителя — «Жизнь и творчество Максима Горького
2. Работа  с  учебником.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Максим Горький», ч. 2, с. 19—20.
Задание: прочитать фрагменты «Из воспоминаний и писем...» (с. 20—21), выбрать наиболее понравившееся высказывание, зачитать его и объяснить, почему именно это высказывание остановило на себе внимание.

— Каким вы себе представили писателя Максима Горького из рассказа о писателе и статей учебника? Опишите его образ.— Симпатичен ли вам этот человек? Почему? Аргументируйте свой ответ.

3. Чтение и обсуждение главы I повести «Детство» (адаптированный  вариант).

Повесть «Детство» написана в 1913 году и принадлежит к числу автобиографических произведений писателя. Вся трилогия Максима Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») знакомит нас со «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Горький не ограничивается только показом «страшной обстановки», но с большой художественной силой выражает свою веру в русский народ, глубокую надежду на светлую, радостную жизнь.
В повести «Детство» проходит перед нами «густая, пестрая, невыразимо странная жизнь», и именно на показе этой жизни необходимо остановиться в 7 классе общеобразовательной школы, чтобы учащиеся смогли, с одной стороны, увидеть параллели с сегодняшним днем и оценить события, давно прошедшие и происходящие, с другой стороны, осознать, что и из «свинцовых мерзостей» можно вылезти, добиться своего и достигнуть многого в жизни.
— Как вы думаете, почему адаптированный вариант повести Максима Горького «Детство» в вашем учебнике начинается с образа бабушки — главного героя? Что этим хотел подчеркнуть автор учебника?
— Как звали бабушку Алеши? Почему в самом начале повести не дается ее имя?
— Какой предстает перед читателем бабушка Алеши? Расскажите о ней.
— Что вспоминает герой-рассказчик о своей матери? Почему мальчик не может понять ее настроение на пароходе, полагая, что она переживает смерть мужа? Почему матери не хотелось возвращаться домой, в дом своего отца?
— Найдите в тексте слова, характеризующие общее состояние и настроение матери Алеши.
— Какое впечатление произвели на Алешу его близкие родственники? Почему?
— Каким предстает перед ребенком его новый дом? Опишите дом и двор деда Каширина.

4. Домашнее  задание.

Для всего класса:— составить план подробного рассказа о бабушке на основе уже прочитанных дома глав повести:
1. Поведение бабушки на корабле. Почему она нравилась многим людям?
2. Бабушка в доме мужа — старика Каширина:
● отношение  бабушки  к  деду;
● взаимоотношения  с  детьми  и  внуками;
● взаимоотношения  с  окружающими;
● поведение бабушки во время жестоких сцен, которые  разыгрывались  в  доме  деда;
● бабушка  в  праздничные  вечера.
3. Бабушка во время молитвы и задушевной беседы.
4. Чем бабушка привлекает Алешу?
— Перечитать главы I—V повести М. Горького «Детство».

УРОК ВТОРОЙ

1. Проверка домашнего задания.
1. Анализ составленных планов для подробного рассказа о бабушке, в слабом классе — составление одного общего, «идеального» плана, по которому ученики и должны будут составить рассказ к следующему уроку.
2. Беседа по прочитанному:

— Расскажите, как жилось Алеше в доме деда Каширина.— С чем никак не могсмириться мальчик?— Какие слова находит уже взрослый рассказчик для описания этой жизни? Найдите эти слова в тексте повести.

(Глава II: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью  темная  жизнь  „неумного  племени“...»)

— Какое основное чувство владело обитателями дома деда Каширина? Как вы думаете, почему? Почему Алеша отторгает это чувство?— Как относились взрослые сыновья к своему отцу? На чем была основана их злоба — только ли на желании разделить дедово имущество и жить отдельно?— Почему все дети боялись своего деда? На чем держался его «взрослый авторитет»?— Кто из детей Каширина не боялся деда и почему?— Почему Алешу, в отличие от остальных детей, живших в доме, так потрясла порка? Что было сильнее — физические мучения или моральное унижение?— Почему ушла из дома мать Алеши?

2. Анализ  образа  персонажа.
— Расскажите, кто такой Цыганок. Почему его редко называют по имени — Иваном? Как он появился в доме Кашириных?
— За что ценили Цыганка окружающие?— Составьте план-характеристику образа Цыганка, подберите цитаты к пунктам своего плана.
3. Анализ  главы IV.
— Чему посвящена глава IV? Какое потрясение свалилось на семейство Кашириных?
— С какого описания начинается рассказ о пожаре? Зачитайте его.
— Для чего, с вашей точки зрения, рассказчик так подробно описывает красоту ночи и... красоту пожара?
— Как вели себя люди во время пожара?
— Кто стал главным героем и руководителем на пожаре и почему?
— Как проявляются характеры персонажей в критический момент? Приведите примеры.
— Что переживает мальчик Алеша во время пожара? Почему ему «жаль пламя»? Как это характеризует внутренний мир ребенка?
— Почему дед после пожара вдруг заговорил с Алешей «по-человечески»?
— Составьте план главы. Какие части вы в ней выделите?
— Как вы думаете, какую роль в произведении играет эта глава?
4. Домашнее  задание.
Для всего класса:
— план-характеристика образа Цыганка (с цитатами);
— устный рассказ о бабушке Акулине Ивановне;
— чтение повести до конца.

УРОК ТРЕТИЙ

Проверка домашнего задания.
2. Пересказ  текста.
Глава V: «Обучение грамоте».
3. Анализ  фрагментов  произведения.
Глава VII: сопоставление образов — Игоши Смерть в Кармане и мастера Григория Ивановича.
— Для чего писатель сопоставляет в своем произведении эти два образа? Что он этим хотел подчеркнуть?
— Почему жестокость мальчишек возмущала Алешу? Из-за чего он часто с ними дрался?
— Каким вспоминается блаженный Игоша Смерть в Кармане взрослому рассказчику? Почему его образ не выветрился из памяти автора?
— Какое тяжелое воспоминание всплывает в памяти рассказчика сразу же после образа Игоши Смерть в Кармане? Почему?
— За что было стыдно Акулине Ивановне и Алеше перед мастером Григорием Ивановичем? Как это чувство стыда характеризует бабушку и внука?
— Почему бабушка была уверена в том, что «горестно накажет нас Господь за этого человека»? На чем основывалась ее вера?
— Что перенял мальчик у бабушки? Какие черты его характера явно сформировались под ее влиянием?
Глава VIII: дружба Алеши с постояльцем, прозванным Хорошее Дело.
— Расскажите, где и как познакомился Алеша с человеком по прозвищу Хорошее Дело. За что этот человек получил такое прозвище?
— Какие черты характера постояльца сразу же привлекли внимание мальчика? Почему           герою-рассказчику эти черты характера, да и странное поведение постояльца, нравятся, а окружающих  раздражают? Как сам Хорошее Дело объяснил это Алеше при расставании?
— Как реагировали взрослые на дружбу Алеши с Хорошим Делом? Почему?
— Какие нравственные уроки вынес мальчик из этой дружбы?
— На основе прочитанного докажите, что повесть Максима Горького «Детство» — автобиографическое произведение.
4. Работа  с  учебником.
Вопросы и задания на с. 83 учебника.
5. Домашнее  задание.
Для всего класса: — прочитать легенду о Данко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога