МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ
Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты.
Цели уроков:
— знакомство учащихся с творчеством Максима Горького;
— закрепление представлений семиклассников об
автобиографической прозе;
— обучение фрагментарному анализу произведения;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на
содержание прочитанного произведения литературы.
Форма уроков: синтетический урок, уроки чтения и изучения
произведения, включающие в себя слово учителя (презентация), сообщение
учащегося (при необходимости), чтение фрагментов произведения, пересказ
эпизодов, рассказ о персонаже, беседу
о прочитанном.
УРОК ПЕРВЫЙ
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Слово учителя — «Жизнь и творчество Максима Горького
2. Работа с учебником.
Чтение и обсуждение
статьи учебника «Максим Горький», ч. 2, с. 19—20.
Задание: прочитать фрагменты «Из воспоминаний и писем...»
(с. 20—21), выбрать наиболее понравившееся высказывание, зачитать его и объяснить,
почему именно это высказывание остановило на себе внимание.
— Каким вы себе представили писателя Максима Горького из рассказа о писателе и статей учебника? Опишите его образ.— Симпатичен ли вам этот человек? Почему? Аргументируйте свой ответ.
3. Чтение и обсуждение главы I повести «Детство»
(адаптированный вариант).
Повесть «Детство» написана в 1913 году и принадлежит к числу
автобиографических произведений писателя. Вся трилогия Максима Горького («Детство»,
«В людях», «Мои университеты») знакомит нас со «свинцовыми мерзостями дикой русской
жизни». Горький не ограничивается только показом «страшной обстановки», но с
большой художественной силой выражает свою веру в русский народ, глубокую надежду
на светлую, радостную жизнь.
В повести «Детство» проходит перед нами «густая, пестрая,
невыразимо странная жизнь», и именно на показе этой жизни необходимо остановиться
в 7 классе общеобразовательной школы, чтобы учащиеся смогли, с одной стороны,
увидеть параллели с сегодняшним днем и оценить события, давно прошедшие и
происходящие, с другой стороны, осознать, что и из «свинцовых мерзостей» можно
вылезти, добиться своего и достигнуть многого в жизни.
— Как вы думаете, почему
адаптированный вариант повести Максима Горького «Детство» в вашем учебнике
начинается с образа бабушки — главного героя? Что этим хотел подчеркнуть автор учебника?
— Как звали бабушку Алеши?
Почему в самом начале повести не дается ее имя?
— Какой предстает перед читателем
бабушка Алеши? Расскажите о ней.
— Что вспоминает
герой-рассказчик о своей матери? Почему мальчик не может понять ее настроение
на пароходе, полагая, что она переживает смерть мужа? Почему матери не хотелось
возвращаться домой, в дом своего отца?
— Найдите в тексте слова,
характеризующие общее состояние и настроение матери Алеши.
— Какое впечатление произвели на
Алешу его близкие родственники? Почему?
— Каким предстает перед ребенком
его новый дом? Опишите дом и двор деда Каширина.
4. Домашнее задание.
Для всего класса:— составить план подробного рассказа о
бабушке на основе уже прочитанных дома глав повести:
1. Поведение бабушки на корабле. Почему она нравилась многим
людям?
2. Бабушка в доме мужа — старика Каширина:
● отношение
бабушки к деду;
● взаимоотношения
с детьми и
внуками;
● взаимоотношения
с окружающими;
● поведение бабушки во время жестоких сцен, которые разыгрывались
в доме деда;
● бабушка в праздничные
вечера.
3. Бабушка во время молитвы и задушевной беседы.
4. Чем бабушка привлекает Алешу?
— Перечитать главы I—V повести М. Горького «Детство».
УРОК ВТОРОЙ
1. Проверка домашнего задания.
1. Анализ составленных планов для подробного рассказа о
бабушке, в слабом классе — составление одного общего, «идеального» плана, по
которому ученики и должны будут составить рассказ к следующему уроку.
2. Беседа по прочитанному:
— Расскажите, как жилось Алеше в доме деда Каширина.— С чем никак не могсмириться мальчик?— Какие слова находит уже взрослый рассказчик для описания этой жизни? Найдите эти слова в тексте повести.
(Глава II: «Началась и потекла со страшной быстротой густая,
пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка,
хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя
прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое
хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью темная
жизнь „неумного племени“...»)
— Какое основное чувство владело обитателями дома деда Каширина? Как вы думаете, почему? Почему Алеша отторгает это чувство?— Как относились взрослые сыновья к своему отцу? На чем была основана их злоба — только ли на желании разделить дедово имущество и жить отдельно?— Почему все дети боялись своего деда? На чем держался его «взрослый авторитет»?— Кто из детей Каширина не боялся деда и почему?— Почему Алешу, в отличие от остальных детей, живших в доме, так потрясла порка? Что было сильнее — физические мучения или моральное унижение?— Почему ушла из дома мать Алеши?
2. Анализ
образа персонажа.
— Расскажите, кто такой Цыганок.
Почему его редко называют по имени — Иваном? Как он появился в доме Кашириных?
— За что ценили Цыганка
окружающие?— Составьте план-характеристику образа Цыганка, подберите цитаты к
пунктам своего плана.
3. Анализ главы IV.
— Чему посвящена глава IV? Какое
потрясение свалилось на семейство Кашириных?
— С какого описания начинается
рассказ о пожаре? Зачитайте его.
— Для чего, с вашей точки
зрения, рассказчик так подробно описывает красоту ночи и... красоту пожара?
— Как вели себя люди во время
пожара?
— Кто стал главным героем и
руководителем на пожаре и почему?
— Как проявляются характеры
персонажей в критический момент? Приведите примеры.
— Что переживает мальчик Алеша
во время пожара? Почему ему «жаль пламя»? Как это характеризует внутренний мир
ребенка?
— Почему дед после пожара вдруг заговорил
с Алешей «по-человечески»?
— Составьте план главы. Какие
части вы в ней выделите?
— Как вы думаете, какую роль в
произведении играет эта глава?
4. Домашнее
задание.
Для всего класса:
— план-характеристика образа Цыганка (с цитатами);
— устный рассказ о бабушке Акулине Ивановне;
— чтение повести до конца.
УРОК ТРЕТИЙ
Проверка домашнего задания.
2. Пересказ текста.
Глава V: «Обучение грамоте».
3. Анализ
фрагментов произведения.
Глава VII: сопоставление образов — Игоши Смерть в Кармане и
мастера Григория Ивановича.
— Для чего писатель сопоставляет
в своем произведении эти два образа? Что он этим хотел подчеркнуть?
— Почему жестокость мальчишек
возмущала Алешу? Из-за чего он часто с ними дрался?
— Каким вспоминается блаженный
Игоша Смерть в Кармане взрослому рассказчику? Почему его образ не выветрился из
памяти автора?
— Какое тяжелое воспоминание
всплывает в памяти рассказчика сразу же после образа Игоши Смерть в Кармане?
Почему?
— За что было стыдно Акулине
Ивановне и Алеше перед мастером Григорием Ивановичем? Как это чувство стыда
характеризует бабушку и внука?
— Почему бабушка была уверена в
том, что «горестно накажет нас Господь за этого человека»? На чем основывалась
ее вера?
— Что перенял мальчик у бабушки?
Какие черты его характера явно сформировались под ее влиянием?
Глава VIII: дружба Алеши с постояльцем, прозванным Хорошее
Дело.
— Расскажите, где и как
познакомился Алеша с человеком по прозвищу Хорошее Дело. За что этот человек
получил такое прозвище?
— Какие черты характера
постояльца сразу же привлекли внимание мальчика? Почему герою-рассказчику эти черты
характера, да и странное поведение постояльца, нравятся, а окружающих раздражают? Как сам Хорошее Дело объяснил это
Алеше при расставании?
— Как реагировали взрослые на
дружбу Алеши с Хорошим Делом? Почему?
— Какие нравственные уроки вынес
мальчик из этой дружбы?
— На основе прочитанного
докажите, что повесть Максима Горького «Детство» — автобиографическое
произведение.
4. Работа с учебником.
Вопросы и задания на с. 83 учебника.
5. Домашнее
задание.
Для всего класса: — прочитать легенду о Данко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий