АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
По программе:
Прочитайте статью учебника о Платонове. Вспомните рассказы "Никита", Корова".
Вопросы по рассказу «Никита».
— Какие чувства у вас вызвал рассказ? — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? — Как бы вы определили основную мысль рассказа? — Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? |
Вопросы
по рассказу «Корова»
|
Впечатлениями
от прочитанного.
|
Соберите
материал о Васе (портрет,
какова мечта мальчика, что мы знаем о его родителях).
— Что вы узнали о Васе Рубцове?
— Может ли это быть характеристикой любого
другого мальчика? Почему?
— О чём мечтают дети такого возраста, как
Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чём мечтает Вася.
— Это мечта обычного ребёнка. Но в чём её
особенность?
— Назовите события, произошедшие в жизни
Васи. Обратимся к первому — встреча мальчика с неизвестным человеком.
— Каково лексическое значение слова
ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор?
|
Попытаемся
пронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы.
— Скажите, в какое время года происходит
действие в рассказе?
— Чьими глазами мы воспринимаем эту
картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу.
— Перескажите эпизод встречи Васи с
машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.
— Какую часть речи автор использует при
описании паровоза? Можно ли это применить для характеристики действий
человека?
Назовите литературный приём, используемый
Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?
— Как вы понимаете значение слов машиниста,
который называет Васю “полным человеком”?
— Когда же Вася ощущает себя “полным
человеком”?
|
Соберите
материал о корове, перечитать
сочинение Васи и поставить за него оценку. Обоснуйте её.
— Давайте подумаем, в чём счастье людей,
подобных Васе?
— Какие ещё эпизоды из рассказа
подтверждают нашу мысль?
|
Вопросы по рассказу «Неизвестный
цветок»
|
— Как вы
понимаете, что такое сказка-быль?
|
Беседа
— Как вы
думаете, почему «Неизвестный цветок» — это сказка-быль? Что в этом
произведении сказочного?
— Как вы
представляете характер Даши?
— Почему
маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с
цветком?
|
А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
I. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности
Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб». Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
«К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю».
«Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».
— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?
Прочитаем текст вступительной статьи учебника.
— Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
Слово учителя
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
— Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.
II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». На чтение потребуется около 16 минут.
После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?
— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
— Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Составление плана рассказа
Продолжаем обучение составлению сложного плана.
— Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
Разделим на пункты вторую часть рассказа.
2. Никита «живет» один.
1) Кто живет в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Желтый цветок.
6) «Незнакомые, злобные лица».
7) Никита испугался и побежал к маме.
Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
— С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?
— Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
— Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?
Домашнее задание
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
Подготовить рассказ о Никите.
Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб». Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
«К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спекшуюся, горячую землю».
«Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».
— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?
Прочитаем текст вступительной статьи учебника.
— Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
Слово учителя
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
— Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.
II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя
Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». На чтение потребуется около 16 минут.
После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?
— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
— Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Составление плана рассказа
Продолжаем обучение составлению сложного плана.
— Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
Разделим на пункты вторую часть рассказа.
2. Никита «живет» один.
1) Кто живет в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Желтый цветок.
6) «Незнакомые, злобные лица».
7) Никита испугался и побежал к маме.
Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
— С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?
— Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
— Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?
Домашнее задание
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
Подготовить рассказ о Никите.
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова
I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
Итак, разделим на пункты третью часть.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
Итак, разделим на пункты третью часть.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»
2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». «Давай все трудом работать, и все живые будут».
— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
— Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
— Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».
— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?
II. Характеристика героя
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.
Рассказ о Никите
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.
III. Язык рассказа А. П. Платонова
— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).
Словарная работа (самостоятельная)
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.
Сравнительный анализ произведений
Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
— В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о труде.
— Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117—146).
— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
— Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита» изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
— Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».
— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?
II. Характеристика героя
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.
Рассказ о Никите
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.
III. Язык рассказа А. П. Платонова
— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).
Словарная работа (самостоятельная)
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.
Сравнительный анализ произведений
Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
— В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о труде.
— Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117—146).
I. А. П. Платонов: страницы биографии
В 5 классе вы уже читали вступительную статью о детстве А. П. Платонова и рассказ «Никита». Вспомните содержание рассказа и факты из жизни писателя, которые им наиболее запомнились. Прочитаем статью в учебнике 6 класса .
Обобщим то, что уже известно о жизни Платонова.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году.
— Соотнесите год рождения Платонова с основными датами русской истории XX века. Какой вывод мы можем сделать?
Настоящая фамилия писателя — Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком А. П. Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
А. П. Платонов учился в церковноприходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. Будущий писатель признавался, что он больше всего любил свою мать, деревню, поля, колокольный звон и работу на паровозах. С 14 лет он начал работать.
А. П. Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
Главной мечтой А. П. Платонова было «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...». Он смог воплотить эту мечту в жизнь, став писателем.
В 5 классе вы уже читали вступительную статью о детстве А. П. Платонова и рассказ «Никита». Вспомните содержание рассказа и факты из жизни писателя, которые им наиболее запомнились. Прочитаем статью в учебнике 6 класса .
Обобщим то, что уже известно о жизни Платонова.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году.
— Соотнесите год рождения Платонова с основными датами русской истории XX века. Какой вывод мы можем сделать?
Настоящая фамилия писателя — Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком А. П. Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
А. П. Платонов учился в церковноприходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. Будущий писатель признавался, что он больше всего любил свою мать, деревню, поля, колокольный звон и работу на паровозах. С 14 лет он начал работать.
А. П. Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
Главной мечтой А. П. Платонова было «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...». Он смог воплотить эту мечту в жизнь, став писателем.
Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни
— Как вы понимаете, что такое сказка-быль?
Беседа
— Как вы думаете, почему «Неизвестный цветок» — это сказка-быль? Что в этом произведении сказочного?
— Как вы представляете характер Даши?
Характер Даши автор раскрывает через детали: Даша целует конверт с письмом — мы видим, что она любит маму и скучает по ней; она сочувствует цветку и разговаривает с ним; она приглашает пионеров посмотреть на цветок, и дети решают удобрить пустырь. Мы видим, что Даша продолжает помнить о цветке даже зимой и через год вновь приходит на пустырь, который покрылся цветами. Девочка находит новый цветок, такой же прекрасный, как прежде, даже еще лучше: он вырос «из середины стеснившихся камней».
— Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком?
Маленький цветок заинтересовал Дашу, потому что он источал удивительный запах. Автор с любовью описывает девочку и ее поступок, олицетворяет, делает живым цветок: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания».
Сказка-быль говорит нам, что самое прекрасное вырастает там, где жизни приходится преодолевать препятствия. На удобренном пустыре росли красивые цветы, но «они были только немного хуже, чем тот первый цветок», и у них не было того прекрасного аромата. Автор говорит нам, что новый цветок в преодолении, в борьбе наполнил воздух своим благоуханием.
Герои Платонова верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.
История цветка может быть символом жизни как А. П. Платонова, так и А. С. Грина: этим людям в жизни пришлось преодолеть невыносимые, казалось бы, трудности, но творчество их, как благоухание прекрасного цветка, будит в людях любовь.
— Как вы понимаете, что такое сказка-быль?
Беседа
— Как вы думаете, почему «Неизвестный цветок» — это сказка-быль? Что в этом произведении сказочного?
— Как вы представляете характер Даши?
Характер Даши автор раскрывает через детали: Даша целует конверт с письмом — мы видим, что она любит маму и скучает по ней; она сочувствует цветку и разговаривает с ним; она приглашает пионеров посмотреть на цветок, и дети решают удобрить пустырь. Мы видим, что Даша продолжает помнить о цветке даже зимой и через год вновь приходит на пустырь, который покрылся цветами. Девочка находит новый цветок, такой же прекрасный, как прежде, даже еще лучше: он вырос «из середины стеснившихся камней».
— Почему маленький цветок заинтересовал девочку? Как описывает автор встречу девочки с цветком?
Маленький цветок заинтересовал Дашу, потому что он источал удивительный запах. Автор с любовью описывает девочку и ее поступок, олицетворяет, делает живым цветок: «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания».
Сказка-быль говорит нам, что самое прекрасное вырастает там, где жизни приходится преодолевать препятствия. На удобренном пустыре росли красивые цветы, но «они были только немного хуже, чем тот первый цветок», и у них не было того прекрасного аромата. Автор говорит нам, что новый цветок в преодолении, в борьбе наполнил воздух своим благоуханием.
Герои Платонова верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.
История цветка может быть символом жизни как А. П. Платонова, так и А. С. Грина: этим людям в жизни пришлось преодолеть невыносимые, казалось бы, трудности, но творчество их, как благоухание прекрасного цветка, будит в людях любовь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий